DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Джо Р. Лансдейл: «Люди обожают ужасы с доисторических времен»

«Любовь» российских издателей к хоррору и к хорошей литературе вообще не ведает границ - увы, в том смысле, что в погоне за сиюминутной выгодой у нас остаются незамеченными (и не опубликованными) не только молодые отечественные авторы мистики и ужасов, но и известные во всем мире мэтры жанра - такие, как Джо Р. Лансдейл (Joe R. Lansdale), обладатель СЕМИ (!) премий Брэма Стокера, премии Эдгара Аллана По, премии World Fantasy Award. До сих пор в России не издано ни одной его книги, хотя знатоки заметили и оценили рассказы, публиковавшиеся на русском языке в различных антологиях ("999", "Монстры" и др.).

Дабы исправить эту вопиющую несправедливость и ближе познакомить отечественных читателей с мистером Лансдейлом, "DARKER" обратился к самому писателю...

Джо Р. Лансдейл

Здравствуйте, мистер Лансдейл. В России в последние годы были опубликованы некоторые Ваши рассказы, и, благодаря этим публикациям, Вы стали у нас довольно известным автором в кругу ценителей жанра хоррор. Однако, по понятным причинам, о Джо Р. Лансдейле, не только как о человеке, но и как о писателе, в России знают гораздо меньше, чем о Стивене Кинге, Клайве Баркере или Дине Кунце. Так что давайте знакомиться.

Расскажите о себе. Где Вы родились, выросли, как Вы пришли в литературу вообще и к жанру ужасов в частности?

Я родился в 1951 году в Глэйдуотере, штат Техас. Маленький сельский городок далеко на востоке Техаса. Но вырос я в еще меньшем городе под названием Маунтайн Энтерпрайз1. Я жил, как своего рода Гек Финн, такой счастливой размеренной жизнью, ходил в школу, но, в отличии от Гека, мне это нравилось. Наша семья была бедной. Отец не умел ни читать, ни писать. Мать имела обычное образование, но очень увлекалась чтением и поощряла мой интерес к этому. Читать я сам учился в основном по комиксам, и, к тому моменту, когда мне было шесть или семь лет, я уже сам пробовал их сочинять и рисовать. Я открыл, что сочинительство мне нравится больше, чем рисование, да и в любом случае художник из меня был неважный, так что я все больше склонялся к написанию рассказов. В девять лет я написал поэму, и с тех пор стал писать рассказы, ну или, точнее сказать, пытался их писать. Помню только тот единственный, который мне тогда удалось закончить - «Земля доисторических людоедов». То были вещи в духе Эдгара Райса Берроуза, автора, которым я в те годы увлекался. Мне нравились научная фантастика, хоррор и фэнтези, как в литературе, так и в кино и комиксах и вообще везде, где эти жанры оказывались применимы. Как и многие дети, особенно мальчишки, я любил динозавров. По окончании средней Антология,в которой на русском был опубликован один из рассказов Лансдейлашколы женился и попробовал поступить в институт и найти работу. В результате я развелся, а работу получил лишь временную. У меня было примерно 60 академических часов учебы. Потом я встретил Карен Мортон, которая стала моей второй женой, мы уже 37 лет женаты и у нас двое детей2. В то время мы брались за любую работу, куда только могли попасть. Фермы, фабрики, работа швейцаром и так далее. Еще я с 11 лет занимался боевыми искусствами. Мой отец был боксером и рестлером и немного владел джиу-джитсу, он и стал моим первым наставником, а со временем я изучил дзюдо, хапкидо, кенпо, тхэ-кван-до, джиу-джитсу, айкидо, все виды боевых искусств. В какой-то момент я сам начал обучать других и постепенно развил свою собственную систему. В то же время я писал. А когда мне был 21 год, мы вместе с матерью написали статью о высадке и прививании цветов для терапии, называемой, насколько помню, «Лечение землей». Нам удалось продать эту статью, и она даже выиграла приз. Я писал еще больше и, в конце концов, в середине семидесятых переключился на беллетристику. К 1981-у году я уже полностью посвятил себя писательству и остаюсь писателем до сих пор. Мне было 29 лет, когда я стал заниматься этим профессионально. С тех пор пишу книги и рассказы, и литературу для детей и подростков, иногда пишу стихи и очень много статей, сценариев для кино, телевидения и книг комиксов. И это - чертовски хорошая жизнь.

Кто повлиял на Вас как на писателя? Кого вы бы могли назвать своим литературным учителем?

Эдгар Райс Берроуз - мой любимец. В детстве я читал его и Киплинга, и Роберта Льюиса Стивенсона, и Джека Лондона, и Марка Твена. Я читал все научно-фантастические книжки, какие только мог достать. На меня оказали влияние многие писатели-фантасты, прежде всего авторы рассказов и те, кто, по моему мнению, выкладывались по полной программе. Я вечно кого-то забываю упомянуть, но я читал Фрица Лейбера, Рэя Брэдбери, Роберта Хайнлайна, Генри Каттнера (если удавалось найти его рассказы), Чарльза Бомонта, Ричарда Матесона, Уильяма Ф. Нолана. Позднее, в колледже, я открыл для себя Эрнеста Хэмингуэя, Ф. Скотта Фитцджеральда, Флэннери О'Коннор (мой любимый рассказчик), Фолкнера и прочих из стандартного списка. Также я прочел и полюбил «Убить пересмешника» Харпера Ли, Трумэна Капоте и многих классиков. Открыл авторов криминального жанра, таких как Рэймонд Чандлер, Дэшил Хэммет, Джеймс Кейн и так далее, и тому подобное... Список можно продолжать бесконечно.

Писателю доводилось работать в различных вселенных, разных жанрахКажется, тема Дикого Запада для Вас – одна из любимых. С чем это связано?

Отец обожал Дикий Запад и часто рассказывал истории о Диком Западе, которые слыхал сам. И ему, и мне нравились фильмы про ковбоев. В семидесятые я начал читать вестерны всерьез и стал большим поклонником этого жанра. Я читал меньше вестернов, чем книги других жанров, но лишь только потому, что я весьма придирчив. Мои любимые – «Одинокий голубь» (Lonesome Dove) Ларри МакМартри, «Шейн» (Shane) Джека Шэффера, «Стрелок» (The Shootist) Глендона Суортаута и... Ох, лучше остановиться. У меня много любимых вестернов.

Одна из свежих тенденций в современной беллетристике - так называемая "литературная каша". Джейн Остин и зомби, Толстой и андроиды... Что Вы думаете о таких романах? Сюжеты каких классических историй идеально вписались бы в антураж Дикого Запада? Взялись бы Вы за написание такой истории?

Филип Хосе Фармер проделывал подобное многие годы тому назад, также как и другие авторы, включая меня. Но почему-то только сейчас этот прием стал очень популярен у читателей. На самом деле, я не понимаю, почему.

Антология «999», в которую включен рассказ Лансдейла, стала бестселлером в РоссииЧитателям в России очень понравилась Ваша история «Лето бешеного пса» (Mad Dog Summer), которая, кажется, перекликается с «Убить пересмешника». Не могли бы Вы рассказать, как родился этот рассказ?

Мне очень нравится «Убить пересмешника», так что я уверен, что влияние, вне всяких сомнений, имело место. Мои родители выросли во времена Великой Депрессии, точнее им было тогда лет по двадцать. Я был поздним ребенком, отцу было 42 года, когда я родился, а матери уже под сорок. Они знали многое о Великой Депрессии из собственного жизненного опыта и рассказали мне обо всем этом. Когда я посмотрел фильм «Убить пересмешника», то полюбил его, узнал в его героях живых людей. А прочитав книгу, сблизился с ними еще больше. Я слышал так много правдивых и не очень историй о той эпохе, что, даже написав «Лето бешеного пса», все равно еще не выговорился. Позднее я переработал эту повесть в большое произведение, куда включил весь накопленный материал, и назвал его "The Bottoms". Эта книга выиграла премию Эдгара Аллана По. Жаль, что роман не публиковался в России, потому что это одна из моих лучших работ.

Один из Ваших наиболее известных рассказов, «На дальнем краю пустыни Кадиллаков с мёртвым народцем» (On the Far Side of the Cadillac Desert with Dead Folks), обыгрывает серьезные религиозные темы. Что подтолкнуло Вас к написанию этого произведения? Не случалось ли Вам после публикации рассказа получать разгневанные письма от верующих?

Я не получал особо негативных отзывов, вероятно потому, что религиозные люди не читали эту историю. Некоторым показалось, что рассказ чересчур экстремальный или непонятный, «странный», но это нормально. Я не жду всеобщего восхищения. Я уделил много времени этому рассказу, и он все еще остается одним из моих любимых. И, кажется, все время где-то печатается.

Писатель на фоне книг

Часто Ваши рассказы (не исключая "Cadillac Desert") представляют собой специфическую смесь хоррора и юмора. Способна ли ироничная литература ужасов напугать читателя? Вообще, должен ли быть читатель испуган?

Порой юмор делает пугающую ситуацию еще более ужасной. Я научился этому у Марка Твена и Роберта Блоха, еще одного своего любимого автора - он написал «Психо», мрачный, но в то же время забавный роман. Марк Твен однажды сказал: «В Раю юмора нет». И если бы Рай существовал, а я не думаю, что он есть, и так же считал Твен, но если бы Рай существовал, смеху там не было бы места, поскольку смех почти всегда бывает вызван чьим-либо страданием.

В чем Вы черпаете вдохновение для написания Ваших историй? Слушаете какую-то определенную музыку, листаете подшивки с комиксами, перечитываете книги любимых авторов, пересматриваете любимые фильмы?

По правде говоря, я никогда не задумывался об этом. Иногда, когда принимаю душ или прогуливаюсь, или читаю во время полета на самолете, - не важно когда, но меня поражает идея. У меня появляется общая идея, но еще не замысел, не готовый сюжет. Его я раскрываю уже в процессе работы. Думаю, что просто приучил себя цепляться за то, что может стать хорошей историей. И, когда что-то этакое всплывает, я уже готов.

Джо обожает Джону ХексаК слову о фильмах. Один ваш рассказ был перенесен на кинопленку для эпизода сериала «Мастера Ужасов», другой послужил основой для культового фильма «Бубба Хо-Теп». Вам понравилось то, что получилось в итоге? Планируются ли какие-то новые экранизации?

Мне понравились эти адаптации. Многие из моих рассказов и книг были выбраны для экранизации, но я не могу сказать, что будет или не будет в итоге экранизировано. Мне много раз платили за сценарии, и несколько раз мои сценарии были близки к воплощению на экране. Прямо сейчас кажется вполне возможным появление фильмов по "The Bottoms", "The Drive In", "Cold In July" и "Savage Season".

Какой фильм Вы бы хотели снять, если бы имели полную свободу выбора? Выбрали бы одно из своих произведений для экранизации или, быть может, что-то из классики хоррора/фэнтези, незамеченное Голливудом?

О, на этот вопрос можно отвечать целую вечность. Я бы снял много фильмов по своим произведениям, из эгоистический побуждений. И существует столько фильмов, которые мне бы хотелось создать, что их список будет бесконечным. Мне бы хотелось посмотреть новый ремейк «Захватчиков с Марса» (Invanders from Mars). Их однажды пересняли, но думаю, что такое кино все еще может быть мощным и страшным, и я бы с удовольствием написал сценарий к нему.

...и хотел бы написать сценарий для хорошего фильма о ХексеВы писали сюжеты для комиксов о Джоне Хексе. А в прошлом году на экраны вышел фильм «Джона Хекс», который не имел большого успеха. Вы смотрели его?

Не смотрел. Я написал сценарий для новой короткометражной анимации о Хексе, которая появилась в Blu Ray-версии "Under the Red Hood", мультфильма про Бэтмена, а эта короткометражка стала бонусом. Она также появится в будущем выпуске "Showcase". Мне нравится Хекс, и я бы хотел принять участие в создании фильмов о нем.

Как и чем именно Вы пишите. Используете ли современную технику, специальное программное обеспечение или же все по старинке: ручка, печатающая машинка?

Я использую текстовый процессор. Обычно пишу по утрам, в течение трех часов или около того, на этом заканчиваю. Сейчас я пишу после обеда и позже тоже буду писать в это время. Когда я начинаю новую вещь, то пишу когда могу и так часто, как могу, но потом сокращаю время работы сначала до пяти часов, а потом до трех. А позднее, как я уже сказал, захожу на новый круг, работая после обеда так же, как и по утрам. Я пишу пять дней в неделю, иногда шесть или семь.

Еще одна обложка автора ЛансдейлаНе кажется ли Вам, что технический прогресс убивает сам жанр хоррора? Сценаристы и режиссеры уже не знают, что их персонажам делать с мобильными телефонами (потерять, разбить)… Есть ли еще место потустороннему в современном мире, где царствуют Интернет, сотовая связь, автомобили?

Для любой хорошо рассказанной истории всегда есть местечко и всегда будет. Думаю, научная фантастика пострадала больше. Мы живем в мирах, придуманных Хайнлайном и Филом К. Диком, но кто-то отыщет новые рубежи, кто-то придет и распахнет новую дверь. Одни двери закрываются, другие открываются, хотя иногда и медленнее, чем предыдущие.

Вы – обладатель престижных премий Bram Stoker’s Award, British Fantasy Award и других. Скажите, признание коллег для Вас имеет особое значение? Как Вы поступаете со своими наградами, для них отведено какое-то особое почетное место в Вашем писательском кабинете?

Они красивые, эти премии, и я уважаю их, но не живу ради них, и они ничего не изменят в моем стиле. Здорово быть признанным, это помогает другим людям узнавать о вас, но когда вы творите, то в процессе участвуете только вы сами и ваше воображение.

Джо Р. Лансдейл смотрит... прямо на тебя!

В хорроре, наверное, как ни в каком другом жанре, ценится умение писать короткие истории. Издатели в России не очень любят хоррор и не очень любят издавать сборники рассказов, но антологии ужасов выходят у нас достаточно регулярно. И действительно, тысячи людей предпочитают купить новую антологию хоррора, а не очередной роман про эльфов и орков… С чем это связано, на Ваш взгляд? В рассказах ужасов есть какое-то особое, только им присущее обаяние?

Уверен, люди обожают страшные истории с доисторических времен. Нас увлекает потребность противостоять страху, испытывать его - но контролируемым способом. Рассказы ужасов способствуют этому. Вы можете прервать просмотр фильма или чтение книги. Но большинство из нас, на каком-то уровне, нуждается в получении этих эмоций. Для кого-то они связаны с катанием на роликах по горкам, для других - с раскачиванием на тарзанке, а для многих это чтение романов ужасов или просмотр фильмов ужасов.

Чем отличается написание рассказа от крупного произведения? У Вас есть какой-то секрет, рецепт написания хорошего рассказа?

Одно короткое. Другое - нет. В любом случае вы пишите. Рассказы требуют несколько иного подхода, способа смотреть на вещи как будто через объектив фотоаппарата. Я люблю рассказы. Больше всего люблю писать именно рассказы.

Мы попросили Джо дать пару советов начинающим авторамАнтология «999» имела успех в России и неоднократно переиздавалась у нас. Среди вошедших в нее рассказов наряду с Вашим есть еще история Кима Ньюмана про заснеженную и захваченную зомби Россию. Не приходила ли к Вам в голову мысль написать что-нибудь о нашей стране?

Нет, таких мыслей у меня не было. Но это потому, что мне многое есть что рассказать о своей собственной стране. Я развлекся, написав несколько рассказов, действие которых происходило в Италии, поскольку часто бываю в этой стране и мои книги хорошо там продаются. Но это единственная страна, помимо США, о которой я писал. Но, эй, я открыт для свежих идей и хотел бы посетить Россию!

Были ли у Вас или Вашего литературного агента контакты с российскими издателями?

Думаю, агент общался, кое-какие из моих произведений были проданы в Россию не так давно.

С каких книг Вы бы посоветовали начать чтение Джо Р. Лансдейла?

"The Bottoms", «Лучшее из Джо Р. Лансдейла», "A Fine Dark Line", "Mucho Mojo".

Ну и напоследок парочка традиционных вопросов к любому писателю: Чтобы Вы посоветовали начинающим авторам? Ваши ближайшие творческие планы?

Читайте и пишите, регулярно. Вы должны любить это, и если ваш пыл иссякнет, значит вы не хотите быть писателем.

И второй вопрос. Планирую писать комиксы, сценарии и новый роман.

1 - «горное предприятие», если переводить на русский буквально - здесь и далее прим. переводчика

2 - родная дочь Джо Р. Лансдейла - 24-летняя Кейси - певица, восходящая звезда кантри в США

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Надежда 20-05-2011 21:31

    Его мысли о юморе в хорроре очень близки к моим. smile

    А вообще интересный он писатель, пусть и мало близкий мне. Его "The Bottoms" я бы почитала, тем более если там есть нечто общее с "Летом бешеного пса".

    Учитываю...
  • 2 Аноним 20-05-2011 11:19

    Интересно, спасибо.

    Дочура Джо:

    Учитываю...
    • 3 SAR 20-05-2011 21:40

      Девушка конечно симпотная, но фоточку бы надо как-то того)

      Учитываю...