DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Кошмар чайлдфри

Вивариум / Vivarium

Ирландия, Дания, Бельгия, 2019

Жанр: фантастика, драма

Режиссер: Лоркан Финнеган

Сценарий: Гаррет Шэнли, Лоркан Финнеган

В ролях: Имоджен Путс, Джесси Айзенберг, Сенан Дженнингс, Инна Хардвик, Даниэль Райан, Молли Макканн, Джонатан Арис, Ком Тири, Ольга Верли, Джек Хадсон

Похожие фильмы:

  • «Треугольник» (2009)
  • «Неуместный человек» (2006)
  • «Комната желаний» (2019)

Фильм открывается довольно жестокой сценой. Зрителю показывают маленькое гнездо какой-то птицы, куда кукушка уже подбросила свое яйцо. Дальше, согласно всем законам биологии, первым вылупляется паразит-подкидыш и начинает вести свою деструктивную деятельность. Мелкий, омерзительно неоперившийся птенец (детеныши птиц не такие мимимишные, как котятки), пользуясь преимуществом в силе и габаритах, выталкивает из гнезда сперва родные яйца, а затем и успевших вылупиться, но не успевших опериться птенцов-конкурентов. Суровая и жестокая борьба за выживание, сильный доминирует над слабыми. В конце птенец, вымахавший больше приемной мамаши, продолжает единолично кормиться с клюва ничего не понимающих «родителей». Только вот эта сцена, несмотря на сильное эмоциональное воздействие (и вдохновение для Лоркана Финнегана), не имеет никакого отношения к самому фильму. Впрочем, в «Вивариуме» вообще все совсем не то, чем кажется.

По сюжету, молодая пара мечтает о собственном доме. Ради этого они мотаются по риелторам и присматривают будущее уютное гнездышко. И вот наконец-то некто Мартин предлагает им посмотреть на идеальный для молодой семьи дом в идеальном новом пригородном районе. Несмотря на специфическую мимику, Мартин оказывается необычайно убедителен. И вот уже главные герои рассекают по дорогам Ирландии (если судить по левостороннему движению) в направлении своей будущей идиллии.

Пригород действительно выглядит так, будто сошел с картинки какого-то рекламного буклета. И в этой пасторальной идеальности, несомненно, есть скрытый смысл. Только поймут его наши герои слишком поздно. Мартин незаметно уедет без них, а самостоятельно выбраться из закольцованного многомерного пузыря сферического пригорода в вакууме они так и не смогут. И останутся здесь надолго, ведь уже на следующий день им подкинут в коробке младенца с требованием вырастить его.

Таков зачин, а дальше начнется семейная драма с щедрой примесью аллегоричности, но совершенно без смысла, психологии, фантастического сюжета, идеи и вообще всего того, что отличает хорошее произведение от эксплуатации полусырой задумки с намеком на оригинальность.

После просмотра фильма вспоминается один анекдот. Сидят два друга, вдруг один говорит: «Жизнь похожа на чашу чая» — и замолкает. Второй, малость удивившись, спрашивает почему. «Откуда я знаю, — отвечает первый. — Я что, философ?» Вот и Лоркан Финнеган так же поступает: делает с максимально серьезным лицом некое заявление, после чего скромно отходит в сторонку, предлагая зрителям самостоятельно решить, что же он хотел этим всем сказать.

А по сути, как ни крути и ни изгаляйся в размышлениях на тему истории, можно прийти только к одному выводу: экранизацию совместного с Гарретом Шэнли рассказа и сценария Финнеган опирает на один-единственный костыль. Это все аллюзия. Метафора. Иносказание. Здесь ничего нельзя воспринимать всерьез, а потому и логичного завершения истории делать необязательно. Иначе иносказательная мудрость затеряется в обдрыднувшей обыденности и однозначности. Всякое очарование пройдет. Ну или у создателей картины просто не хватило таланта и понимания основ драматургии для того, чтобы грамотно закончить сюжет, базирующийся исключительно на поверхностной завязке: молодая пара вынуждена растить ребенка в замкнутом пространстве.

С точки зрения конфликта, причины замкнутости пространства отступают на второй план очень быстро. Кто, каким образом, с какой истинной целью запер героев? Что вообще происходит здесь, было до и будет после? Вместо ответов на эти вопросы на передний план выходит персонифицированное зло в лице растущего не по дням, а по часам (в прямом смысле) мальчика. Именно он в итоге становится яблоком раздора между двумя людьми. Мальчик задает дурацкие вопросы, много орет, мешает спокойно жить. Секс становится удручающей обязанностью, еда безвкусна, целей нет, мечты нет. Добро пожаловать во взрослую жизнь, ведь так прекрасно жить в прекрасном доме, в прекрасном районе с прекрасными облаками, прекрасно застывшими на прекрасном летнем небе…

Всего лишь аллюзия на унылую взрослую жизнь от напуганного рождением ребенка человека. Скучная, прямолинейная, неинтересная. Авторы почему-то считают, что достаточно просто обрисовать некую… даже не идею. Некий образ, фабулу — и произведение готово. И это удручает. Особенно тех, кто вырос на произведениях классиков Золотого века научной фантастики.

Комментариев: 9 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Парфенов М. С. 28-07-2020 23:24

    У меня жена чайлдфри, но, честно говоря, фильм нам просто показался скучноватым(

    Учитываю...
  • 3 eucalypt 20-07-2020 10:48

    Странное восприятие, с которым трудно согласиться. Во-первых, да, история иносказательная, метафоричная, почти притча. Почему бы и нет. Не уверен, что ей пошло бы четкое проговаривание что есть что. Очень циничное и жестокое высказывание на тему "круговорота жизни". Хотя, возможно, тем, кто "вырос на произведениях классиков Золотого века научной фантастики" и хочется, чтобы им все разжевывали. Во-вторых, историей вполне можно насладиться, как историей, приняв все условности. Какая-то странная раса, тюрьма, игры с пространством, случайно попавшие во все это несчастные.

    Поэтому немного жалко, что рецензия очень однобоко о фильме говорит.

    Для меня же был очень приятен эпизод с многомерным и искривленным пространством. Очень уж редко такое показывают.

    Учитываю...
    • 4 Halter 22-07-2020 12:40

      eucalypt, тоже вырос на классиках Золотого века, но отчего-то для меня наоборот этот фильм прекрасен (и как раз вполне мог бы быть там написан такой рассказ). Согласен, что даже просто как историей можно вполне насладиться.

      Сцена с птенцами не имеет отношения к фильму?! Хммм...

      Учитываю...
      • 5 eucalypt 22-07-2020 12:58

        Halter, это особенно доставило ))) мне, например, сцена с птенцами показалась такой излишней, типа, ну зачем все ТАК разжевывать. Полностью с вами согласен, что яркий финт и притчевость - это то, на что так были богаты фантрассказы Золотого века.

        Наверное, стоит довольно грубо заметить, что автор рецензии уже в первом абзаце расписался в собственной несостоятельности.

        Учитываю...
        • 6 Halter 22-07-2020 14:21

          eucalypt, да, заставить героев поучаствовать в судьбе птенцов в порядке завязки - может быть, не самое изящное решение. Но фильм обманывал мои плоские ожидания не раз. Например, можно задаться вопросом: а кого тогда символизируют мертвые птенцы, если с кукушонком вопрос несложный?

          Учитываю...
          • 8 eucalypt 23-07-2020 14:59

            астрофитум, либо ничего. ну, в том смысле, что главный символ здесь кукушонок, подброшенный. Но мне нравится и ваш расширенный символизм. Кстати, что до "золотого века", то мне при просмотре немного "Кукушки Мидвича" вспоминались.

            Учитываю...
          • 9 Halter 23-07-2020 15:40

            eucalypt, или можно вспомнить, кто умер в самом начале и кто умер в конце, а также - какие слова при этом произносили.

            Учитываю...