DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Кровавое творчество Тодда Шитса

В США совсем необязательно изучать историю и теорию кино, чтобы стать режиссером. Немало известных постановщиков, не имевших специального образования, начинали с любительских картин и так попадали в эту индустрию. В число самых известных примеров входит Стивен Спилберг. Он с юности начал снимать любительские фильмы при поддержке своего отца, ветерана Второй мировой войны, затем работал на Universal как стажер, а диплом о профессиональном образовании получил лишь в 2002 году, будучи всемирно известным постановщиком. Квентин Тарантино и вовсе не имеет высшего образования, но это не помешало ему стать одним из лидеров американского независимого кино 1990-2000-х гг. Таков и герой статьи, американский независимый хоррормейкер Тодд Шитс, о котором информации немного даже в англоязычном сегменте, хотя самые прожженные хоррорманы 1990-х наверняка знают это имя.

Шитс оставался любителем на протяжении всех 1990-х, пока не основал компанию «Extreme Entertainment». Пусть сам режиссер ведет ее историю с 1988 года, то есть с начала своей деятельности на ниве хоррора, однако профессиональный статус (хотя бы в рамках малобюджетного кино) она получила лишь в новом веке. Карьера Шитса развивалась неравномерно, с провалом в 2000-е, когда он выпустил лишь три фильма. Но зато в 1990-е и 2010-е Шитс снимал очень активно, так что даже без учета его участия в альманахах вроде «Независимый ужас 8» (2013) его фильмография насчитывает около 35 позиций.

Тодд Шитс и любительский хоррор

В США никогда не было недостатка в хоррорах. Этот жанр, родившийся из мрачного европейского авангарда и экранизаций мистической литературы, довольно быстро полюбился зрителям. Не все же смотреть мелодрамы или фильмы плаща и шпаги, популярные в немую эпоху, ведь порой и темным затаенным эмоциям требуется выход. Страшное, мистическое, таинственное всегда притягивает – неудивительно, что так много людей интересуются паранормальными явлениями. А кино, будучи не только искусством, но и бизнесом, удовлетворяет этот интерес.

Режиссеров типа Тодда Шитса не было бы, если бы в 1950-е гг. не произошел крах студийной системы «Золотого Голливуда» ввиду принятия нового антимонопольного законодательства, поставившего заслон контролю крупных студий над кинотеатрами. В 1960-е широкое развитие получило телевидение, а телеканалы избавились от необходимости закупать фильмы в Голливуде по высокой цене, принявшись снимать их самостоятельно. Маленькие кинотеатры оказались между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, они не могли закупать у студий потенциальные блокбастеры из-за высокой цены на право показа. С другой – многие зрители предпочитали посмотреть вечером телевизор, где транслировали как телешоу, так и фильмы. Для однозальных кинотеатров оставалась одна возможность — заинтересовать зрителя тем, что не могло предоставить телевидение и Голливуд. Этому способствовало и существенное ослабление, а затем и полная отмена Кодекса Хейса, принятого в 1930 году (кодекс регулировал «моральные» аспекты кино, от возможности показа насилия и эротики на экране до недопустимости определенных сюжетных ходов – прим. ред.).

Так и возник тот самый бесцензурный грайндхаус 1960-1970-х, который оказал влияние не только на поколение жанровых режиссеров, но и на независимых постановщиков (Роберт Родригес и Квентин Тарантино даже сделали проект «Грайндхаус», стремясь воспроизвести эстетику вечерних кинопоказов страшного кино в таких кинотеатрах, когда по одному билету можно было посмотреть два или даже три фильма). Распространением грайндхаусной продукции порой занимались не только маленькие кинотеатры, но и странствующие антрепренеры, которые, словно в XIX веке, возили кино в самые отдаленные сельские уголки. Порой это делали даже сами авторы. К примеру, режиссер Рэй Деннис Стеклер остался недоволен тем, что студия-производитель «Неимоверно странных существ, которые перестали жить и стали полузомби» (1964) поместила его потенциальный хит в качестве довеска к другой, более качественной, по мнению продюсера, ленте на грайндахусных сеансах 2 в 1. Он выкупил права у руководителя студии «Fairway International Pictures» Арча Холла-старшего и показывал свою картину как раз в таких передвижных кинотеатрах, во многих городах одноэтажной Америки.

В истории грайндхаусного кино тех лет мы найдем немало любителей, которые снимали один-два фильма, продавали их какому-то местному кинотеатру, после чего их имена покрывались пылью забвения. Но порой из таких любителей вырастали культовые величины вроде Дона Долера – ведь ныне его практика снимать фильмы про пришельцев у себя на заднем дворе стала легендой. Сюда же можно отнести и такого любителя, как Натан Шифф, который был активен недолгое время, с конца 1970-х по 1990 гг., и снял за этот период четыре фильма, которые принесли ему славу первого американского беспредельщика. Если не считать отца gore Хершелла Гордона Льюиса, который все же знал меру в показе откровенного насилия да к тому же уделял внимание развитию сюжета, то Натан Шифф был, возможно, первым певцом садизма ради садизма, а сюжеты его картин являлись лишь оправданием многочисленных членовредительств.

Любопытно, что к Шиффу испытывал странную симпатию Уэс Крэйвен, который в те же годы снимал хорроры для широкого проката. Возможно, автор таких хитов 1970-х, как «Последний дом слева» и «У холмов есть глаза», ценил Шиффа за его не стесненное никакими цензурными и маркетинговыми барьерами воображение. Скорее всего, и многие поклонники ужасов обращаются к андеграундным хоррорам именно по этой причине, несмотря на низкий профессиональный уровень большинства из них.

Любительский период Тодда Шитса

В случае Шитса разделение его карьеры на любительский период и профессиональный чисто условное. Но в 2010-е он все-таки встроился в относительно профессиональный малобюджетный сегмент и получил возможность приглашать в свои творения известных жанровых актеров. А вот в 1990-е режиссер был упрямым любителем, энтузиастом хоррора, который создавал хорроры на самые разные темы, пользуясь поддержкой многочисленных друзей (один из них, Деннис Кингсолвер, предоставил Шитсу шестой этаж своего Дома с привидениями «Катакомбы» под студию). В это время грайндхаусы уже большей частью стали историей, вытесненные распространившимся форматом VHS. Кто пойдет в кинотеатры смотреть беспредельные хорроры, когда можно посмотреть их же у себя дома, в компании друзей и подруг?

В США быстро появились студии, которые отдавали предпочтение магазинам видео и прокатам в распространении своей продукции. Продажи VHS с малобюджетным кино довольно быстро смогли конкурировать с прибылью от показов в кинотеатрах. Вот и Шитс, начав свою режиссерскую деятельность в эпоху «домашнего видео», распространял свою продукцию через магазины. Имя постановщика довольно скоро привлекло любителей жести, поскольку в своих фильмах Шитс показывал то, что нельзя было увидеть в хоррорах класса «A»: кровавые убийства, снятые крупным планом, изображение диких членовредительств и агонию жертв.

Если верить фильмографии режиссера с IMDb, то снимать он начал в 15 лет, выпустив пять короткометражных работ за два года. Среди них обращает на себя внимание лента под трешевым названием «Резня блендером в Канзас-Сити» (1986). Как деятельность вдохновившего Тодда на собственное творчество Джорджа Ромеро связана с Питтсбургом, так и Шитс снимал в родном Канзас-Сити (Миссури). Безусловно, в названии присутствует отсылка и к классическому хоррору Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой», прославившего его родной Техас в веках.

До 1988 года, когда появилась его компания «Extreme Entertainment», Тодд Шитс снял несколько полнометражных фильмов, которые, скорее всего, официально не выходили в прокат и, возможно, даже не сохранились. Во всяком случае, ознакомиться с ними весьма проблематично. Датировка «Ярости зомби», первого фильма Шитса, дошедшего до относительно широкого зрителя, довольно сложна. В базах фильмов указывают 1989 год, в то время как в титрах стоит 1991-й. Возможно, в 1991 году Тодд Шитс просто снял новую версию «Ярости зомби», тем более в числе ее продюсеров указан знаменитый автор малобюджетного кино Дэвид ДеКото, работавший с Шитсом в начале 1990-х. К тому же режиссер уже так делал с короткометражкой «Мертвые вещи» (1986), которую он спустя 11 лет расширил до полнометражного кино.

Если не учитывать «Ярость зомби», то одним из первых доступных полнометражных фильмов Шитса являются «Доисторические красотки», датированные 1990 годом. Этот фильм положил начало условной франшизе. Правда, франшиза состоит из двух частей (вторая – «Красотки во времени» 1993 года), поскольку фильм 1991 года «Доисторические красотки в Армагеддон-Сити» является переделкой просто «Доисторических красоток». Этот факт — лишний аргумент в пользу того, что так же была переделана и «Ярость зомби».

Большинство ранних фильмов Тодда Шитса затрагивают тему оживших трупов. Возможно, таким образом сказалось его юношеское увлечение фильмами Джорджа Ромеро, но скорее всего статистов под зомби банально проще гримировать, нежели придумывать и воплощать в реальность дизайн оригинальных монстров. Зомби от Шитса, естественно, не идут ни в какое сравнение с реалистичными кадаврами Джорджа Ромеро или Лючио Фульчи. Да что там, они теряются даже не фоне мертвецов из творчества другого гуру малобюджетного полулюбительского хоррора, Андреаса Шнааса. Крайне низкий технический уровень делает совершенно несмотрибельными даже изначально любопытные ранние проекты Тодда Шитса вроде «Сумасшедшего дома» (1991) и «Кошмарного приюта» (1992). На фоне этих фильмов не такой ужасной может показаться «Ярость зомби», у которой был явно больший бюджет, чем у перечисленных выше. В этом хорроре даже имеется съемка героя в движущейся машине! Вроде бы мелочь, но для любительского кино Шитса 1990-х такие сцены были в диковинку.

Его работы тех лет – это именно любительские поделки, в которых нет ничего от профессионального кино. Благодаря завлекательным синопсисам они вполне могли заинтересовать какое-то количество хоррорманов, но вряд ли оставляли после себя положительные впечатления. Ранние фильмы Шитса рассчитаны на совсем неприхотливых зрителей, которым не столько важна кинематография, сколько своеобразный андеграундный дух. Тодд действительно пытался создать дикие сцены злодейств, придумать кошмарные сюжеты, но все его усилия нивелировались элементарным неумением снимать захватывающее кино.

Вроде бы сложно снять совсем никудышный фильм о зомби, ведь этому поджанру по своей природе свойственна сюжетная динамика, но Тодд Шитс наснимал немало таких картин. Такова «Ярость зомби», где нет никакого сюжета и никаких характеров героев. Персонажи – лишь пища для зомби, а главные герои, призванные быть харизматичными, дабы зритель мог им сопереживать, в реальности воспринимаются в качестве статистов. «Ярость зомби» распадается на три противоречащих друг другу истории – про зомби, маньяка и разборки банд. Если, к примеру, Брайан Паулин, андеграундный хоррормейкер 2000-х, обладал богатым воображением, благодаря чему его не слишком профессионально снятые хорроры действительно интересно смотреть, то Шитс чаще пользовался сюжетными клише, почерпнутыми в тех фильмах, которые нравились ему самому в юности. Что в «Ярости зомби», что в «Кровавой бане зомби» нападения живых мертвецов до скучного однообразны, а само их поведение и нелепый вид моментально переводят ленты из хоррора в ненамеренную комедию.

Среди всех работ Тодда Шитса 1990-х, разнообразных по хоррор-темам (тут и постапокалипсис, и зомби, и оборотень), но объединенных махровой любительщиной, выделяются «Доминион» (1992) и «Гоблин» (1993).

Первая картина повествует о секте древних вампиров, руководимых, как это ни забавно, ребенком, который по сюжету оказывается самым сильным кровососом. Удивляться тут нечему, ведь Тодд Шитс был любителем и снимал в своих фильмах друзей и энтузиастов. Актерская игра находится, понятное дело, на низком уровне, а пристрастие постановщика детализировать убийства нередко оборачивается против него. Ведь его «актеры» порой строят такие рожи и так неумело взаимодействуют друг с другом, что не в каждой пародии на хорроры такое увидишь. Впрочем, среди актеров раннего Шитса стоит выделить Фрэнка Данлэя, который снялся всего в двух фильмах постановщика и везде запомнился. Но если в «Кровавой бане зомби» он играет второстепенную роль отца одного из тинэйджеров, то в «Доминионе» у него одна из главных ролей. Во многом благодаря его харизме картина о секте вампиров воспринимается с куда большей симпатией, чем прочие хорроры от Шитса 1990-х. Сценарий ленты тоже не такой бездарный и содержит хотя бы зачатки характеров героев. За это, видимо, стоит сказать спасибо консультанту фильма Д. Р. Букволтеру, автору культового хоррора конца 1980-х «Мертвец по соседству». Шитс благодаря известному продюсеру малобюджетных ужасов Букволтеру получил возможность снимать как на улицах ночного города, так и во многих зданиях, избежав обычного для любительского кино ощущения максимально сжатого пространства, часто состоящего из дома и окрестностей.

В «Гоблине» же действие происходит как раз в одном доме на отшибе. Его качество также оставляет желать лучшего, однако ориентация Шитса на франшизу «Зловещие мертвецы» пошла ленте на пользу. Режиссер, в меру своих скромных любительских сил, пытался снимать как Сэм Рэйми – даже озаботился созданием какой-никакой атмосферы. Правда, ей все время угрожают глупейшие диалоги (хотя чего еще ждать от любительского хоррора?) и очень затянутые сцены потрошений. Но если в предыдущих хоррорах Шитса повествование теряется в череде кошмарных (и плохо снятых) членовредительств, то «Гоблин» (как и «Доминион») хотя бы можно досмотреть до конца, что для раннего Шитса уже достижение.

К концу 1990-х постановщик стал пробовать себя в других темах, связанных с хоррором, даже старался создавать сюрреалистические ужасы, вдохновившись почившим Лючио Фульчи (ему он посвятил «Судороги»). Но ни «Судороги», ни «Шепот во мраке» (здесь, по-видимому, сказалось влияние Лавкрафта) ни на йоту не приблизились к качественному кино, даже по андеграундным меркам, а по сравнению с «Доминионом» и «Гоблином» это был явно шаг назад, на уровень бессмысленных и бессвязных поделок Шитса начала 1990-х а-ля «Сумасшедший дом», который якобы основан на новеллах Эдгара По, но на деле лишь паразитирует на его наследии.

Хорроры Тодда Шитса 2000-2010-х гг.

Новое десятилетие началось для режиссера выходом в свет двух картин, триквела «Кровавой бани зомби» (откровенно подражающего «Дню мертвецов» Джорджа Ромеро) и мистического слэшера «Катакомбы». Если первый фильм ожидаемо ужасен (причем не в плане страха), то второй является относительно профессиональной работой. Режиссер в плане локаций выбрал тот самый Дом с привидениями своего друга Денниса Кингсолвера и не прогадал. Предназначенное для квестов строение оказалось само по себе очень атмосферным, а Тодд Шитс наконец-то приблизился к хорошему бесцензурному андеграундному жутику. Демоны, населяющие катакомбы, действительно производят впечатление, как и жестокость, с которой они убивают своих жертв. Адские создания, к примеру, очень любят насиловать забредших в их владения неосторожных людей, нападая на них даже в туалете (!). В ленте также имеются отсылки к другим хоррорам, например к «Хэллоуину», что прекрасно видно и по постеру. Более того, обитающий в этом зловещем месте маньяк в белой маске и пришедшие из ада демоны не только не противоречат друг другу, но скорее дополняют.

Отдельно стоит отметить хорошо организованное действие. Все сцены с демонами и маньяком не похожи одна на другую, а режиссер даже сумел сдержать свою страсть к потрошению муляжей, в результате чего сцены убийств длятся ровно столько, сколько нужно, дабы не наскучить зрителю. С этой картины вполне мог бы начаться новый этап в творчестве режиссера, но, к сожалению, Деннис Кингсолвер погиб в этих самых Катакомбах в 2005 году, и Тодд Шитс погрузился в депрессию, утратив интерес к съемкам кино. В 2012 году у него случился сердечный приступ, едва не стоивший ему жизни, после чего потребовалось долгое восстановление. Тем не менее в это время постановщик набросал сценарий нового хоррора «Дом запретных тайн», который стал, можно сказать, самым звездным его проектом.

Во-первых, он был спродюсирован знаменитой студией «Full Moon», а во-вторых, отличный саундтрек написал легендарный итальянец Фабио Фрицци. Среди актерского состава тоже немало звезд — Лью Темпл, Дайанн Торн и даже Джордж Харди, который со времен главной роли в «Тролле 2» Клаудио Фрагассо почти не снимался в кино. Не обошлось и без вездесущего Ллойда Кауфмана, который, правда, немного перестарался в сатирическом исполнении роли дедушки. В камео появился и Ари Леман, исполнитель роли Джейсона в оригинальной «Пятнице 13-е». Вроде бы у Шитса было немало козырей, но, к сожалению, режиссер не удержался от своей страсти к затянутым сценам ужаса. Монтировал картину сам постановщик, и его работу сложно оценить удовлетворительно. В ленте полным-полно слишком длинных или вовсе ненужных сцен, а сюжет, который подозрительно напоминает «Плоть для Зверя» (2003), фактически замирает в середине и далее никак не развивается. Впрочем, сложно не отметить постоянного актера Шитса Антуана Стила в образе охранника зловещего здания. Его персонаж, отважно встающий на защиту оказавшихся в заложниках у нечисти людей, почти сразу воспринимается в качестве главного героя. В колоритной роли одной из посетительниц строения появилась и Милли Фриман, которая будет сниматься почти во всех поздних хоррорах Тодда Шитса.

Несмотря на то, что «Дом запретных тайн» сложно отнести к удачам, особенно на фоне культового хоррора первой половины 2000-х «Плоть для Зверя», именно с этого фильма начался, условно говоря, профессиональный период в творчестве Шитса. Теперь его фильмы имели относительно неплохие бюджеты, позволявшие режиссеру делать устрашающие спецэффекты, а также приглашать на съемки известных актеров, не забывая про своих любимчиков из 1990-х. Не все из постоянных лицедеев хорроров Шитса 1990-х пережили период вынужденного молчания режиссёра (как буквально, так и фигурально), однако вокруг постановщика очень скоро собралась новая постоянная команда. Вот только Тодд Шитс уже снимал не так часто. К тому же примерно половину его фильмографии 2010-х составляют различные альманахи ужасов, приглашение в которые, безусловно, свидетельствует об определенном жанровом признании.

Через год после «Дома запретных тайн» Тодд Шитс выступил в совершенно новом для себя формате, сняв хоррор «Духи» в жанре мокьюментари. Фильм также отличается наличием сразу четырех сценаристов (помимо самого Шитса, к написанию скрипта причастна даже его постоянный продюсер Аманда Пэйтон), однако их усилия не привели к положительному результату. Ведь в мокьюментари важно ощущение близкой угрозы, а также наличие связного сюжета. А мокьюментари от Шитса в основном состоит из рассказов уборщика (его вполне хорошо играет Джон О`Хара) о прошлом здания. Скучно и совсем не креативно. До относительно динамичных финальных сцен досмотрит не всякий зритель, выключив ленту на середине.

Зато следующий фильм, «Чудесный пурпурный неон» (2015), стал лучшим достижением Шитса за всю его карьеру. Пусть операторская работа самого Тодда оставляет желать лучшего, зато в ленте присутствует увлекательный сюжет, как бы вбирающий в себя мифологию Говарда Лавкрафта и многочисленных хорроров о демонах, а также трешевый юмор, проявляющийся хотя бы в гротескных персонажах. Зрелище плохого вкуса от Шитса вышло таким, каким и положено быть независимому хоррору, — жутким и свободным от каких-либо условностей. Следует похвалить и монтаж: фильм имеет немалую продолжительность в 1 час 46 минут, но ни разу не провисает. Напротив, действие в картине развивается по нарастающей, к финалу переходя в форменный апокалипсис. Кстати, если кто-то мог подумать, что на Шитса повлиял «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна, то спешим разочаровать — свой треш про секту, превращающую при помощи наркотиков людей в демонов (!), режиссер снял еще до выхода «Неонового демона» в прокат.

В своем следующем фильме «Боунхилл Роуд» (2017) Тодд Шитс впервые после «Лунного дитя» (1994) коснулся темы вервольфов и сделал это гораздо удачнее. Деньги на его создание Тодд Шитс собирал посредством краудфандинга, обещая порадовать хоррорманов олдскульным вервольф-фильмом. Стоит сказать, что во многом режиссер сдержал свое обещание. Операторская работа вновь небрежна, хотя в сценах нападения оборотней съемка ручной камерой, чуть ли не в стиле мокьюментари, придает эпизодам динамику и экспрессию. Зато Шитс неплохо поработал над сценарием, создав во многом камерный хоррор, в котором персонажи прописаны ничуть не хуже, чем в «Чудесном пурпурном неоне». Эли ДеГир и Ана Рохас-Пламберг плавно перекочевали из предыдущего фильма постановщика. Тут они играют мать и дочь, которые вынуждены спасаться бегством от отца семейства, алкоголика и дебошира. Их отношения занимают немало времени в небольшом по продолжительности фильме – фактически всю первую половину, ведь первое убийство происходит аж на 40-й минуте, что для склонного к немотивированному насилию постановщика явный рекорд.

Также стоит отметить уверенно созданный саспенс, особенно в сцене со сломавшейся машиной, которую со всех сторон обступили клыкастые монстры. Их внешний вид, созданный Джо Кастро, еще одним независимым хоррормейкером и мастером спецэффектов, превосходен, причем Шитс и Кастро обошлись без применения компьютерной графики. На оборотней любо-дорого смотреть, можно было бы не выпускать их из кадра подольше, однако Тодд Шитс наконец понял, что пугает все-таки неизвестность – не сами убийства, а ожидание их. Поэтому клыкастые ушастики прячутся в тени, а если и попадают в кадр, то некрупным планом, хотя режиссер не упускает случая детально показать их слюнявые клыкастые пасти и полные злобы глаза. И даже неважно. откуда взялась стая оборотней в местных лесах. Об этом просто не думаешь, следя за разноплановым сюжетом.

Тодд Шитс, большой любитель параллельных сюжетных линий, не мог упустить возможность ввести в повествование маньяка-каннибала, в дом которого попадают мать и дочь, спасаясь от оборотней. Образ серийного убийцы превосходно создан Дугласом Эппсом, одним из постоянных актеров позднего Шитса. Эпизоды с душегубцем были нужны режиссеру не только для того, чтобы показать сцены членовредительств (ведь оборотни убивают быстро и не склонны к садизму), но и чтобы раскрыть характеры дочери и матери, их готовность защищать не только друг друга, но и других узниц злодея. Возможно, маньяк Шитса Коэн Андерс был вдохновлен реальным американским злодеем Ариэлем Кастро, державшим в своем доме пленных женщин и разоблаченным в 2013 году. Маньяк разве что не является насильником, хотя в хоррорах Шитса, исключая «Чудесный пурпурный неон», вообще редко встречался сексуальный контент.

В «Боунхилл Роуд» также появились такие культовые фигуры жанра, как Линни Куигли и Гари Кент. И если у первой экранного времени мало, то вот знаменитый актер грайндхаусного кино Кент, несмотря на исполнившиеся 84 года, играет довольно большую роль дедушки, к которому как раз и ехали мать и дочь. Не дождавшись родных, дедушка отправляется на их поиски и даже вступает в схватку с оборотнями. Поклонник «Воя» Джо Данте, Тодд Шитс снял неплохие кадры превращения людей в оборотней, причем и здесь он воздержался от обильного использования компьютерной графики, а в сцене после титров даже отдал дань своей любви к тяжелому року, сделав жертвами оборотней хард-рок музыкантов в раскраске а-ля Kiss.

«Чудесный пурпурный неон» и «Боунхилл Роуд», снятые друг за другом, стали лучшими хоррорами Шитса. Проекты к тому же диаметрально разные. Если первый — лютый треш, то второй — серьезный хоррор про маньяка и оборотней, с наличием драматических сцен, показывающих любовь матери и дочери. Для режиссера, у которого всегда были проблемы с прорисовкой героев и построением сюжета, «Боунхилл Роуд» стал новым этапом, показывающим, что Тодду Шитсу не чужды и человеческие темы.

«Клоунский торнадо», снятый Шитсом в 2018 году и посвященный огромному количеству жанровых режиссеров разного уровня, от Дэвида ДеКото и Фреда Олен Рэя до Джо Данте и Лючио Фульчи, к сожалению, стал шагом назад, почти на уровень глупейших хорроров постановщика 1990-х. Уже само его название свидетельствует о том, что он был создан под влиянием успешной телефраншизы «Акулий торнадо». Однако, в отличие от фильмов Энтони Ферранте, ничего смешного в работе Шитса нет, а мотив с клоунами, которых затянуло в торнадо, после чего они вернулись неким подобием демонов, не выдерживает критики. Но хуже всего демонические клоуны, совершенно нестрашные и даже нелепые, а их попытки шутить вызывают испанский стыд, особенно у тех зрителей, кто видел экранизации «Оно» или дилогию «Ужасающий», не говоря уж о зловещих клоунах Ингмара Бергмана из его притч «Седьмая печать» и «Фигляр, шумящий на помосте».

Нельзя признать удачным выбор на главную роль Рэйчел Лаген. Она была на своем месте в «Чудесном пурпурном неоне», однако в качестве роковой женщины совершенно не убеждает. Так и хочется спросить, что могли найти сразу несколько мужчин в страшненькой толстушке, когда под рукой у Шитса была красивая Милли Фриман, которую он задвинул чуть ли не на третий ряд, видимо, чтобы ее симпатичное личико не отвлекало зрителей от проделок клоунов. Из плюсов можно выделить разве что игру Антуана Стила, который уже не в первый раз в хоррорах своего друга Шитса умеет запомниться. Также в фильме приняли участие Линни Куигли, процитировавшая свою давнюю роль Паука из комедии ужасов Дэвида ДеКото «Студентки в кегельбане беса», и Эйлин Дитц, когда-то воплотившая образ демона Пазузу в легендарном «Изгоняющем дьявола». В ленте также появился Бобби Уэстрик, актер хорроров Шитса начала 1990-х, и его новые любимцы — уже упоминавшаяся Милли Фриман и Дуглас Эппс, которым, в отличие от Антуана Стила, сыгравшего двойника Элвиса Пресли, достались удивительно пресные герои.

Карьера Тодда Шитса между тем продолжается. У него давно есть собственная студия, на которой режиссер периодически снимает новый хоррор. Вот и в 2020 году вышел в свет его новый фильм «Последний звонок в студию», где постановщик впервые сделал маньяка основным злодеем. В целом его фильмы нового века на много порядков превосходят раннее творчество. И пусть подавляющее большинство хорроров Шитса невысокого, мягко говоря, уровня, он все равно оставил свой след в истории жанра, пережив своего немецкого коллегу Андреаса Шнааса, который давно отошел от режиссерских дел. Тодду Шитсу сейчас 53 года — для многих режиссеров это возраст творческой зрелости. После череды низкокачественных сплаттеров в творчестве Шитса появились объективно неплохие андеграундные хорроры, отмеченные печатью вдохновения. Поживем и посмотрим, куда выведет кривая неоднозначной карьеры американского поклонника жанра gore. Кто знает, возможно, 2020-е подарят нам еще больше интересных проектов от одного из главных американских хоррор-энтузиастов 1990-х.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Orlok 06-01-2023 02:46

    Спасибо за статью! Очень интересно. Смотрел в своё время несколько ранних фильмов Шитса, а не так давно посмотрел «Клоунский торнадо».

    Учитываю...
    • 2 Роберт Виллэн 07-01-2023 18:41

      Orlok, В своё время я писал тут рецензию на "Клоунский торнадо". У Шитса поздние фильмы интереснее ранних, что и понятно - должен же он был чему-то научиться за столько лет.

      Учитываю...