DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Мама, мы все сошли с ума!

Нужные вещи / Needful Thing

США, 1993

Жанр: ужасы, триллер, мистика

Режиссер: Фрейзер Кларк Хестон

Сценарий: У. Д. Рихтер

В ролях: Макс фон Сюдов, Эд Харрис, Бонни Беделиа, Аманда Пламмер, Дж.Т. Уолш

Похожие фильмы:

Установим правила игры: книги «Нужные вещи» (она же – «Самое необходимое» в одном из старых переводов) Стивена Кинга не существует. Если она есть, если знать о ее существовании, если ее прочитать — то фильм смотреть не стоит. «Нужные вещи» – один из лучших романов «короля ужасов», эпического размера произведение о самоуничтожении «тихого маленького городка» (с), в котором чуть ли не каждому жителю положена своя глава или хотя бы эпизод. Пытаться после этого 800-страничного труда браться за двухчасовую адаптацию, мягко говоря, не стоит. Останетесь разочарованы персонажами и поворотами сюжета. Поэтому сегодня речь пойдет не об экранизации, а просто о самостоятельном фильме «Нужные вещи». Работает ли он в отрыве от первоисточника или его ждет поражение еще и здесь?

В городке Касл-Рок открывается магазинчик диковин под названием «Нужные вещи». Его владелец, очаровательный пожилой джентльмен по имени Лиланд Гонт, кажется, видит своих покупателей насквозь, а среди безделушек и мелочей каждый найдет вещь по душе. Одна исцелит ваши болячки, другая поможет пережить самые яркие моменты юности или окажется главным экспонатом для вашей коллекции. Цены, опять же, не кусаются! Ведь так просто отдать за нужную (и очень дорогую) вещь всего пару долларов – требуется лишь сыграть над одним из знакомых безобидную шутку, как того просит милейший мистер Гонт. А когда шутки заходят слишком далеко и в Касл-Роке начинают появляться первые трупы, только шериф Алан Пэнгборн способен спасти свой город из пучины безумия.

Сразу возникает вопрос к жанру фильма. Его нельзя назвать стандартным хоррором, потому что особого нагнетания ужаса здесь нет. Скорее это мистический триллер, где напряжение рождается из постоянной эскалации отношений между персонажами. Но глубоких психологических манипуляций и дуэлей ждать не стоит – обитатели Касл-Рока ведутся на уловки Лиланда Гонта практически сразу, без особых душевных терзаний. В основе сюжета лежит очень простая мысль: любое общество представляет из себя клубок конфликтов и противоречий, которые сдерживают только законы, реже – мораль, еще реже – личное благоразумие. Но что будет, если под влиянием внешних факторов все противовесы исчезнут? Для эффективной подачи такой нехитрой мысли необходимо показать, как эти мелкие конфликты закипают медленно, незаметно, под покровом милого добрососедства. Но «Нужным вещам» это сделать не удается.

Отчасти вина здесь лежит на режиссере. Для Фрейзера Хестона, сына знаменитого актера Чарльтона Хестона, «Нужные вещи» стали первым крупнобюджетным кинопроектом, но неопытным его назвать язык не повернется – за его плечами, пожалуй, лучшая (и самая точная) адаптация «Острова сокровищ» Стивенсона в виде мини-сериала (и сегодняшний фильм обязательно напомнит об этом пасхалкой в эпизоде). И от этого еще удивительнее наблюдать, что он абсолютно не справляется с темпом повествования и актерами. Если оценивать уровень переигрывания по 10-балльной шкале, то «Нужные вещи» будут идти где-то между значениями «11» и «мексиканская мыльная опера». Ощущение, что все постоянно либо на грани истерики, либо эту грань перешагивают. Особенно запоминается эпическая битва Нетти Кобб и Вильмы Ержик. Вот уж натурально «Кто кого переиграет?». И не в плане психологических игр в кошки-мышки, увы... (Хотя надо сказать, что до этого у Аманды Пламмер получалась отличная Нетти).

Аналогично швыряет фильм в плане тона. То зрителю предлагается следить за ироничными подколками Гонта («Если будет душно, то скажите, я убавлю обогреватель. Боюсь, у меня тут настоящее пекло!»), то за разборками мэра и туповатого заместителя шерифа, то демонстрируют жуткую освежеванную собаку, то дуэль на тесаках, то дерущихся священников из разных конфессий. С одной стороны, калейдоскоп получается динамичным, с другой – «Нужные вещи» регулярно встают на паузу и скучновато плетутся на протяжении пары сцен, чтобы потом вновь набрать скорость.

И здесь у читателя данной рецензии может возникнуть резонный вопрос: «А что, в таком случае, этот фильм делает в разделе классики?» На самом деле есть у «Нужных вещей» и свои ощутимые плюсы!

Во-первых, неумение Хестона работать с актерами ни в коей мере не влияет на его талант выстроить картинку. Фильм выглядит невероятно «вкусно» – осенние цвета, солнечные блики, туманы, финальный ливень буквально ощущаются сквозь экран. А за сочетание визуала и шикарной музыки Патрика Дойла, перемежающейся с классическими произведениями вроде «Аве Мария» и «В пещере горного короля», хочется поставить твердую 5+. Это как раз то, в чем полностью провалились авторы сериала «Касл-Рок» – они с самого начала делали из этого населенного пункта нечто серое, мрачное и жуткое, абсолютно не уловив контраст между внешней идиллией городка и его медленным умиранием и внутренним разложением.

Во-вторых, подбор актеров на главные роли тут вышел идеальным. Пусть сами персонажи и получились довольно ходульными (особенно не повезло главной героине, Полли Чемберс, в исполнении Бонни Беделиа, которую можно запомнить по роли жены Джона Маклейна в «Крепком орешке» и любовного интереса из другой экранизации Кинга, «Салемские вампиры»), но к внешнему попаданию в образы и актерской игре претензий минимум. Да, Эд Харрис получился уж слишком истерично-эмоциональным для спокойного и флегматичного Алана Пэнгборна, но сказать, что он плохо отыгрывает героя, который ему достался по сценарию, нельзя. И у Харриса получился-таки достойный и честный шериф, единственный в городе не попавший под очарование дьявола. Кстати, помяни черта…

Макс фон Сюдов в роли Лиланда Гонта – просто великолепен! Абсолютно идеальное сочетание обаяния, лучащейся доброты, иронии, сарказма, жестокости и зловещего флера, наконец. К нему есть только одна претензия – он ни разу не становится по-настоящему жутким. Весь хаос, все кровопролитие, все трагедии жителей Касл-Рока его просто забавляют, что в особенности подчеркивает его финальный монолог. Но смотреть за ним на экране в любом случае одно удовольствие! Вряд ли кто-то еще мог бы продать фразу «Я не виноват, виновата босса-нова!».

Но у главного героя и главного злодея «Нужные вещи» полностью крадет персонаж второстепенный – Дэнфорд Китон-третий по кличке «Бастер» в исполнении заслуженного характерного актера Джей Ти Уолша. Вряд ли вы узнаете его по имени, но в лицо – однозначно. Ведь это лицо практически всех самовлюбленных коррумпированных чиновников из всех фильмов 1990-х. В «Нужных людях» Дэнфорд Китон возведен в ранг ближайшего подручного Гонта (в обход книжного «Туза» Меррила, но об этом тс-с-с, оригинала не существует), и насколько он тут великолепен! Он толкает параноидальные монологи! Он упивается настольной игрой, выкуривая сигару за сигарой! А уж сцена в гараже, куда он приезжает пристегнутым наручниками к дверце автомобиля, – это высший пилотаж (подпорченный режиссерской работой, увы). Неудивительно, что в результате именно ему в финале достается право обернуться против главного злодея (насколько эта сцена уместна по сценарию – другой вопрос). В общем и целом, центральные актерские работы потрясающе вытягивают фильм, который в ином случае болтался бы где-то на уровне «Томминокеров».

В-третьих, «Нужные вещи» – это просто здоровенный такой шмат фильмов из 1990-х. Да, сейчас все внимание обращено на ностальгию по 1980-м (привет, «Очень странные дела»), но ностальгия циклична, и обычно ее циклы отсылают нас на тридцать лет назад. А значит, новый виток не за горами. И в этом плане «Нужные вещи» станут идеальным образцом. Это просто памятник излишествам десятилетия! Каждый контакт с проклятым предметом из лавки Гонта сопровождается синеватым разрядом тока с характерным звуком. В нужный момент герой извлечет из машины помповый дробовик и круто передернет затвор одной рукой. А в финале будет взрываться ну просто ВСЁ! В общем, если в вашем городе был видеопрокат, то есть вероятность, что с самых первых кадров пролета камеры над морем и лесами и до финальной разборки посреди горящего города с кувырками через капот вас не покинет теплое чувство ностальгии по зернистой пленочной картинке.

Итого: «Нужные вещи» – ни разу не потерянный шедевр и не культовая классика. Это просто концентрированный образец мистического триллера из 90-х, очень середнячкового, из тех, что ждут своего зрителя на дальних полках видеопроката. У него есть проблемы с темпом и переигрывающими актерами второго плана, но при этом картинка и главные герои, наоборот, заставляют его смотреться лучше, чем он есть на самом деле. Если кино попадет под нужное настроение, от него вполне можно получить удовольствие, особенно в составе какого-нибудь марафона или просто в ленивый выходной под одеялом.

P.S. А для тех, кто «Нужные вещи» все-таки читал – еще раз напоминание: не надо смотреть этот фильм! Поберегите нервы! Иначе вас погребет лавина вопросов вроде «Что они сделали с тобой, Алан?», «Куда они дели "Туза" Меррила?», «Как Брайан умудрился выжить?», «А как же души горожан?» и просто «Ка-ка-какого черта здесь происходит?». И нет, трехчасовая телеверсия, которую до недавнего времени можно было достать только в виде TV-RIP, ни разу этих проблем не решит, а скорее даже усугубит. Жаль, ведь актеры попали в образы на все 100%, а атмосфера Касл-Рока передана отлично.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)