DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


«Мне нужен мозг. Кажется, твой подойдет…»

Шерлок Холмс: Ужас в Хакни / Sherlock Holmes: The Hackney Horror

Автор: Уильям Микл

Жанр: детектив, фантастика, хоррор

Издательство: Dark regions press

Год издания: 2016

Похожие произведения:

  • Говард Филлипс Лавкрафт «Шепчущий во тьме» (повесть)
  • Артур Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе» (авторский сборник)
  • Уильям Микл — одна из самых заметных фигур так называемого «нео-палпа», современного литературного направления, представители которого работают в русле, заданном палп-журналами начала прошлого века с Weird Tales во главе: подумайте о произведениях Конан Дойла, Роберта Говарда, Лавкрафта, Берроуза — и не ошибетесь. Зачастую авторы «нео-палпа» заимствуют у своих предшественников не только стилистику, но и сеттинг или персонажей, которые при этом могут пересекаться. Данный роман — как раз отличный пример такого подхода: здесь Шерлок Холмс сталкивается с порождениями фантазии Говарда Филлипса Лавкрафта.

    Надо признать, что идея сама по себе любопытная: Шерлок Холмс с момента своего создания и, пожалуй, до наших дней воспринимается как этакое воплощение рационального разума. Некоторые произведения Конан Дойла о легендарном сыщике балансируют на грани хоррора, но никогда ее не переступают, а объяснение происходящему неизменно оказывается реалистичным. Тем интереснее мысль столкнуть его с нерациональным по определению миром лавкрафтовского пантеона и посмотреть, как поведет себя детектив-консультант. Впрочем, в данном романе «нейтральной территорией», на которой смогли сойтись гениальный сыщик и чудовища не от мира сего, стала научная фантастика — но и сам ГФЛ был не чужд этому жанру. Представьте себе фильм годов этак пятидесятых про инопланетян, пытающихся захватить землю, и мысленно впишите туда обитателей Бейкер-стрит — и получите достаточно точное впечатление об «Ужасе в Хакни».

    К чести Микла, он показал себя хорошим стилистом — роман о Холмсе нисколько не напоминает по языку его же фэнтези-цикл об Августе Сэтоне, но зато нечто «дойловское» в интонациях книги ощущается. Правда, Микл пишет чуть реалистичнее, его персонажи немного меньше идеализированы: про миссис Хадсон, к примеру, будет сказано что-то в духе: «Я поспешно отступил: когда шотландская женщина определенного возраста употребляет слова “помню я…”, то лучше сослаться на другие дела, иначе обнаружишь, что прослушал ее до Рождества». Даже финальное противостояние перенесется из Лондона в Шотландию.

    По сути большая часть книги написана именно как еще одно приключение великого детектива: повествование ведется от лица Уотсона, на страницах мелькают Лестрейд и «летучий отряд с Бейкер-стрит», Майкрофт. Правда, само преступление отличается некоторой «графичностью»: человек с хирургически удаленным мозгом и частью позвоночника — это, знаете ли, впечатляет. Заодно в тексте ненавязчиво возникает загадочный перстень с символами, от взгляда на которые «плывут» и зрение, и сознание — но практически до самого финала намеки остаются намеками.

    Зато финал расставляет все точки над «i»: посланцы с Юггота, Ми-Го, собирающие лучшие мозги землян в загадочные цилиндры… И тень атомной бомбы, нависающая над всем происходящим, угроза бомбежки Лондона, которую должны предотвратить наши герои.

    Возвращаясь к началу: Микл сталкивает Холмса с чем-то пусть и не иррациональным, но превосходящим современный уровень науки — а, как мы помним, «любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Тем не менее великий детектив все равно сохраняет разум, анализирует происходящее и приходит к правильным, в общем-то, выводам. Видимо, это вообще характерно для мировоззрения Микла — Август Сэтон у него тоже сумел устоять перед высшими силами, столкнувшись с самим Дагоном и его последователями. Но не отпускает впечатление, что Конан Дойл разрешил бы эту проблему схожим образом, если бы решил взяться за подобный сюжет.

    Роман весьма увлекательный и читается достаточно легко, хотя язык нельзя назвать упрощенным или обедненным — в этом Микл на компромиссы не пошел, придерживаясь избранного стиля. Поклонники Холмса, полагаю, останутся довольны — хотя есть ощущение, что эта версия персонажа чуть больше обычного склонна к экшену и чуть меньше обычного — к демонстрации интеллекта. Ценителям ГФЛ может показаться, что сеттингу их любимца здесь уделяется меньше внимания, чем дойловскому — но, с другой стороны, это компенсируется несколько необычной атмосферой произведения. Если же кто пожелает «добавки» — у Уильяма Микла есть и другие произведения о Холмсе, а также вариации на тему Лавкрафта, никак не связанные с обитателями Бейкер-стрит.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)