DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

Мрачные «Глупые симфонии» Диснея

К корпорации Дисней, как и к личности самого Уолта Диснея, можно относиться по-разному. Однако сегодня мы вспомним серию мультфильмов, вышедших в тридцатые годы двадцатого века, — «Глупые симфонии» (Silly symphonies). А если конкретнее, то о некоторых мультфильмах из этого цикла, которые представляют собой хорошее смешение в анимации классического макабра и юмора (порой чёрного). Учитывая, что в то время, анимация переживала бурный рост, неудивительно, что и тема ужасов нашла свое отражение в этом виде искусства.

The skeleton dance (1929)

Скорее всего, трудно найти человека, который не слышал о первом музыкальном мультфильме Диснея из серии «Глупые симфонии» — «Пляске скелетов» (The skeleton dance), но не вспомнить о нем было бы преступлением.

Луна, кладбище, сова, надгробия, черные кошки. И четыре скелета, которые решили вылезти из своих могил и как следует «размять кости». Происходят нелепые случайности и забавные трансформации: грудную клетку используют как ксилофон (на это, кстати, ещё была отсылка у Пратчетта в его цикле про Смерть), хвост кошки как струну скрипки. Но вот поет петух, и над кладбищем начинает рассветать. Скелеты гурьбой бегут в раскрытую могилу (в процессе становясь костяным «кентавром») и… всё. Мультфильм заканчивается.

Вся эта веселая гулянка проходит под классическую музыку — «Марш гномов» из сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт» и «Пляска Смерти» Камиля Сен-Санса (про тему «Пляски смерти» в классической музыке можно прочитать здесь – //darkermagazine.ru/page/pljaska-smerti-v-klassicheskoj-muzyke-do-hh-veka (ссылка на статью DARKER – Пляска Смерти в классической музыке до ХХ века)). Мрачноватая, но игриво скачущая мелодия настраивает на весёлый лад.

Для своего времени, этот мультфильм был смелым экспериментом – в некоторых странах его даже не допустили к показу, аргументируя тем, что он «слишком мрачный и страшный». Однако это ничуть не умаляет его роли в истории развития мультиндустрии и в истории самой компании Дисней. Отсылки к этому мультфильму есть и в сериале «Алладин» 90-х годов – в одной из серий появляется «костяной кентавр», и в мультфильме «Труп невесты» - музыкальный номер скелетов в таверне.

Хорошие вещи примечаются со временем – недаром этот мультфильм был внесён в список «50 величайших мультфильмов» и занимает там 18 место.

The haunted house (1929)

У предыдущего мультфильма есть «идейное продолжение» - «Дом с привидениями» (The haunted house), выпущенный в том же году. Этот мультфильм (как и последующий – «Сумасшедший доктор» (The Mad doctor)) не относится к серии «Глупые симфонии», однако не рассмотреть его просто нельзя.

Одной «темной ненастной ночью» Микки Маус набрел на дом и решил переждать в нем бурю. Стоит ли говорить, что это было ошибкой, ведь этот дом просто кишит привидениями, гигантскими пауками и прочей нечистью, возглавляемой самим Мрачным Жнецом. Он ловит Микки и заставляет его играть на рояле – и скелеты вновь пускаются в пляс. В конце концов Микки удается сбежать подальше от этого дома.

К сожалению, видно, что для прорисовки новой анимации танца скелетов просто не хватило времени, так что большинство скелетных «па» повторяются из мультфильма «Пляска скелетов». Как и некоторые «гэги» - на этот раз вместо ксилофона используют не ребра другого скелета, а батарею отопления.

С другой стороны, этот мультфильм отлично передает атмосферу типичного для хоррора сюжета о заброшенном доме. Здесь хорошо всё — и музыкальное сопровождение, и гнетущая атмосфера, и совершенно нетипичная для Микки Мауса роль в «хорроре» — первый для него мультфильм в этом жанре. Кстати, за этот мультфильм Микки Маус получил свою звезду на Аллее Славы в Голливуде. (Вот вам и Дом с привидениями!)

The Mad doctor (1933)

Мрачная тема в ранней фильмографии Микки Мауса продолжается в мультфильме «Сумасшедший доктор» (The Mad doctor).

Микки ложится спать, но в это время его пса Плуто кто-то похищает, и Маус отправляется на поиски своей собаки. Плуто похитил Сумасшедший доктор, который планирует провести на собаке свои «оригинальные исследования» — что-то на уровне профессора Преображенского в «Собачьем сердце». Микки проникает в логово доктора, и начинается настоящий кошмар. И, конечно же, куда же без скелетов? Скелеты наше всё – и в доме Сумасшедшего доктора они тоже имеются. Как и пауки, и летучие мыши. А спасает ли Микки своего пса? Как ни странно, но нет! Он сам чуть было не становится жертвой доктора, орудующего циркулярной пилой.

Стоит отметить, что этот мультфильм получился даже мрачнее своих предшественников. Здесь нет «счастливого конца»: всё оборачивается тем, что это был просто дурной сон, а ведь такой поворот считается сейчас дурным тоном. Именно этот мультфильм из всей серии страшных мультфильмов с Микки именно пугает — никакого юмора, ведь в нем Микки не только не спасает своего друга, но и сам оказывается в роли беспомощной жертвы, которую может спасти только чудо. За этот мрачный тон мультфильм в свое время запретили к показу в нескольких странах.

Главный антагонист, Сумасшедший доктор, вышел фактурным. Он — типичный представитель экранных злодеев. Все как подобает: и истеричный смех, и зловещее логово, и похищение, и озвучивание своего «гениального» плана перед тем, как привести его в исполнение. Типичный злодей, но как же хорошо он подан — и верится, что всё бы у него получилось, не будь произошедшее сном. И это пугает в нем еще сильнее. Стоит ли говорить, что этот персонаж появляется и в более поздних работах Диснея – второй уровень игры «Mickey Mania» основан как раз на этой короткометражке с Сумасшедшим доктором, как Боссом в конце уровня (и он даже есть на обложке этой игры). Также он появляется и в серии «Epic Mickey» и «Kingdom Hearts» как противник главных героев. Ну что тут сказать — заслужил!

Egyptian Melodies (1931)

Возвращаясь к «Глупым симфониям», нужно отметить мультфильм 1931 года «Египетские мелодии» (Egyptian Melodies). Он не столь известен, как предыдущие, но, несомненно, достоин вашего внимания.

Итак, паук, главный герой этого мультфильма, плетет паутину у ног Сфинкса, и тут дверь в катакомбы под монументом открывается. Восьмилапый решает исследовать гробницу и спускается вниз. Здесь следует интересное визуальное решение: камера движется вслед за пауком, как будто в игре от третьего лица. Чувствуется полное погружение в атмосферу: стены и потолок гробницы как будто давят на нас — приступ клаустрофобии почти гарантирован. Спустившись на самое дно гробницы, паук, как и стоило ожидать, видит саркофаги, в которых, конечно же, есть мумии — они пробуждаются и начинают танцевать. Затем на стенах оживают иероглифы и начинают воевать друг с другом. Паук не выносит этого хаоса и убегает из гробницы.

На фоне всего действия звучит музыка с египетскими мотивами, в соответствии с названием. Мультфильм не слишком страшен сам по себе – даже танец мумий и падение одной из них «на камеру» не особо пугают. Однако атмосфера замкнутого пространства, уходящего всё глубже и глубже под землю, тем более хрупкого и разваливающегося (чего стоит момент с упавшей плитой!), не может не угнетать при просмотре. А при просмотре последней сцены с ожившими иероглифами может просто закружиться голова — так быстро всё мелькает на экране.

Hells Bells (1929)

Следующий мультфильм – «Адские колокола» (Hell’s Bells) — отправит нас уже не на кладбище или в заброшенный дом, не в египетскую гробницу или застенки лаборатории безумного учёного. Нет — добро пожаловать в Ад!

Итак, на экране — пещера в недрах земли, что служит тронным залом Дьявола. Здесь и летучие мыши, и зловещие змеи-драконы, и своеобразная версия трехголового Цербера, и человеческие кости, используемые в качестве музыкальных инструментов ансамблем чертей. Среди обитателей Ада можно заметить и Мрачного Жнеца из мультфильма «Дом с привидениями»: он появляется в самом начале на пару секунд. Есть даже адская корова, дающая огненное молоко. А также мелкие черти, что пытаются развлечь своего господина — и одного из них он скармливает своему трёхголовому питомцу. Затем начинается классическая погоня за оставшимся чертиком — и Дьявол падает в огненную яму. Конец.

Интересна музыка, что играет на фоне в конце мультфильма, — «В пещере горного короля» из сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт». Классическое произведение, которое потом стало «классической» заглавной темой злодеев и мрачных и опасных мест, и этот мультфильм — один из первых (если не первый), где использовано произведение Грига именно в таком контексте. Также весьма примечателен образ Дьявола. Вполне можно предположить, что именно этот образ был принят за основу для Дьявола в игре «Cuphead». Ад нарисован атмосферно, а решение с огнем в начале и в конце мультфильма приходится к месту. Геенна огненная, в конце концов!

The Goddess of Spring (1934)

Закончим статью на «цветной ноте» — на мультфильме «Богиня весны» (The Goddess of Spring) 1934 года.

Классический миф о похищении богини весны и цветения Персефоны повелителем подземного мира Аидом в исполнении Диснея пестрит красками. На земле царит вечная весна, прекрасная Персефона танцует в лесу в окружении цветов и деревьев, фей и эльфов. Идиллия обрывается, когда «как из-под земли» на поляне появляется Аид c армией чертей и уносит перепуганную Персефону с собой в Подземное царство. На земле наступила вечная зима, да и под землей не всё хорошо. Персефона горюет и льет слезы, Аид не понимает, как ее утешить, но вместе они находят решение. Аид дает Персефоне слово, что он отпустит ее, но и она клянется ему, что через полгода вернется и будет его царицей в Подземном мире. Аид держит слово и отпускает Персефону — земля вновь оживает, и начинается весна.

В мультфильме много музыкальных номеров — видно, что на нем Дисней оттачивал свои навыки в написании мультипликационных мюзиклов. Ведь образ Персефоны позже был использован как основа для Белоснежки из первого полнометражного диснеевского мультфильма

«Белоснежка и семь гномов», вышедшего спустя три года после «Богини весны». Образ повелителя Подземного мира примечателен: за основу взят костюм Мефистофеля из оперы «Фауст» Гуно. И появление его отвечает всем правилам «инфернальности» — клубы дыма, языки пламени, разверзшаяся земля. А чего стоит его голос и злодейский смех при похищении Персефоны! Восхитительный злодей, у которого после проявляется и добрая сторона. Ну чем не «Красавица и чудовище»?

Серия «Глупые симфонии» выходила с 1929 по 1939 год — семьдесят пять мультфильмов на разные темы, которые дошли и до наших дней. Не может не радовать, что тема макабра и ужасов также нашла в них своеобразное воплощение, а созданные в этом жанре работы стали признанной классикой анимации.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Андрей 01-09-2022 18:58

    Танец скелетов видел в детстве. Остальные мульты надо поискать и заценить с детьми ;) Спасибо за наводку.

    Учитываю...