Под конец 2018 года в «Другом издательстве» вышел комикс «Фольклорист» — мрачная фантазия на тему классической русской литературы XIX века и народных сказок. Упыри, лихо, домовые, человеческая жестокость и безумие, велеречивый слог и контрастный рисунок, пишущий широкими мазками тьмы, — вот всё то, что распирает мягкую глянцевую обложку, со стильным денди, изображённым поверх. Имя сценариста комикса, Кирилла Глебова, уже знакомо читателям DARKER. С художницей же Женей Карпухиной мы знакомимся впервые.
Привет, Кирилл! В прошлый раз мы общались с тобой на страницах DARKER, когда вы с Антоном Капраловым представляли первый выпуск комикса Paintree. Что произошло с историей, почему мы так и не увидели продолжения?
КГ: «Пейнтри» вошёл в так называемый лимб. Мы с Антоном вечно что-то меняли, перестраивали, пересматривали и переписывали. У меня было три версии второго выпуска, которые существенно отличались друг от друга. Что, как ты понимаешь, сдвигало сроки выхода последующих выпусков. И в целом негативно сказывалось на работе, которая в итоге зашла в тупик.
Безусловно, закрытие «Пейнтри» как проекта привела всех его участников в замешательство, но с Антоном мы поддерживаем приятельские отношения. И для совместной работы оставили дверь открытой. В «Фольклористе» такой ситуации нет. Я учёл предыдущие ошибки, и работа над ним более структурирована.
Женя, а что тебя привлекло к работе над комиксом?
ЖК: Мне очень понравился сценарий (с первого прочтения) и перспектива издать комикс.
Я, признаться, очень поверхностно знаком с твоим творчеством. Видел работы в «Республике Комикс». Расскажи, пожалуйста, о себе. Как ты занялась комиксами?
ЖК: Впервые у меня появились комиксы в самом начале двухтысячных, когда я училась в первом или втором классе. Это был GEN-13 — первые и ЕДИНСТВЕННЫЕ тогда комиксы, которые исчезли так же внезапно, как и появились. И мне чертовски стало не хватать этих крутых книжек с картинками! Собственно, тогда я твёрдо решила, что сама буду рисовать комиксы.
В комиксах мне нравится делать подробную раскадровку, чтобы рассказать всю историю в деталях. Можно здорово развернуться! Будто переносишь фильм на бумагу. Даже необязательно писать текст, ведь всё может рассказать рисунок.
Когда появился «Фольклорист»?
КГ: Проект появился в разгар работы над «Пейнтри», то есть в период 2012–2013 гг. Как идея о российском варианте или альтернативе тонне мистических франшиз, построенных по принципу Главный Герой + армия разнообразной нечисти на пути его становления. Как ты понимаешь, это сильно упрощенная схема истории. Но по этому шаблону можно объединить массу разнообразных произведений.
Изначально «Фольклорист» задумывался как альтернатива мистическим и хоррор-франшизам сериального типа. Когда команда истребителей нечисти отчаянно борется со злом разного калибра. Я подумал о том, что аналогичный фундамент истории отлично будет себя чувствовать на почве русского фольклора, в декорациях России 19 века.
Напрашивается, конечно, сравнение с сериалом «Гоголь», или «Братьями Гримм» Гиллиама.
КГ: Честно говоря, мы уже устали от сравнения с Гоголем. С фильмом и с Николаем Васильевичем лично. Понятно, что для большинства это самая простая ассоциация, но наш комикс далёк и от фильма, и от рассказов.
Если говорить о сериале, то «Гоголь» — это продукт, изготовленный по западным лекалам. Во многом — калька с «Сонной Лощины». Отечественного колорита в нём практически нет. Ну, и опять же, ведьмы с насиликонеными губами. Я бы хотел, чтобы «Фольклорист» был максимально русским. И это касается не только бестиария.
Сравнение с «Братьями Гримм» отчасти справедливо. В плане визуальной ориентации я бы выделил сериал Penny Dreadful. Но только по части картинки и гнетущей атмосферы. Мне нравится, что у нас получилось. Сейчас, когда комикс вышел, я думаю, что хотел бы сделать второй сюжет более мрачным. По картинке. Но без кардинальных изменений.
Женя, я видел, что ты написала комикс по мотивам рассказа Питера Уоттса «НЕЧТОжества» (Прим. — занятно, что этот рассказ переводили, независимо друг от друга, сразу два бывших редактора DARKER.) Ты любишь хоррор?
ЖК: Не то что бы я прям люблю хорроры. Мне просто очень понравились «НЕЧТОжества» с первых же строк! Рассказ, который западает в душу, и ты уже не можешь просто его оставить. Было очень легко адаптировать рассказ в комикс. Я ужала его до 8 страниц, но будь у меня тогда больше времени, я бы проиллюстрировала его целиком.
Это не единственное произведение Уоттса, которое я проиллюстрировала. В 2017 для фестиваля «Микрокомиккон», посвященный Дню космонавтики, выпустили зин «Космические комиксы» с крошечным отрывком по «Острову». Обожаю Уоттса!
О том, что русский хоррор должен опираться на фольклор, говорят не первый год. Но я бы не сказал, что удачных примеров много. Почему ты решился всё же использовать именно такой сеттинг? И признайся, кого тебе больше всего хотелось бы пригласить на страницы? Я, например, очень хочу увидеть Кота-Баюна. От этой твари меня холодом продирает.
КГ: Попалась книга с анализом славянского фольклора. Содержимое настолько впечатлило, что я, честно говоря, недоумевал по поводу отсутствия толковых российских историй, замешанных на фольклоре. Поэтому — использовать славянский фольклор можно считать окном возможности, которое я увидел. Толково получилось или нет — это ты мне скажи.
Мне очень хочется рассказать о любимых монстрах, но боюсь раскрывать карты. Баюн, скажу тебе по секрету, планируется и обязательно появится, если мы доберемся до второго тома серии.
Женя, а кто тебе в истории понравился больше всех. Попробую угадать — Домовой?
ЖК: Наверное, мне понравилась сама мрачная атмосфера истории. А кроме прочего, я очень люблю прорисовывать детали. Работать с игрой теней, форм. А Домового, да, его любят все.
Комментариев: 0 RSS