DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


На мир напало сущее безвластье

Спиралью ввысь, все шире и все выше

Сокол кружит, сокольника не слыша,

Что было цельным, рушится на части,

На мир напало сущее безвластье,

Напал прилив кровавый, и повсюду

В нем тонет чистоты обряд, и лучший

Ни в чем не убежден, тогда как худший

Горячим напряженьем переполнен.

© У. Б. Йейтс «Второе пришествие»

2020 год подходит к своему завершению.

Ох, вот уж действительно непростым он выдался, правда?.. Здесь вам и вирусы, и войны, и экологические катастрофы, да даже массовым бунтам место нашлось. Эксперты ожидают от 2021-го еще больших пинков под зад, но мы в интернет не поплакать заходим.

Кто-то скажет, что логическим завершением столь насыщенного года стал бы апокалипсис. Почему бы и да?.. Уж слишком нездоровое внимание уделило человечество проработке сюжетов своего собственного истребления. Создало просто немереное количество сериалов, фильмов, книг и видеоигр!

Итак,

давайте вспомним, каким образом пушной зверек приводил весь род людской на край гибели в видеоиграх двух последних десятилетий.

«Могучий разум в хилом тельце,

А вы случайно не пришельцы?»

Вы видели пришельцев? Нет?.. А они есть.

Нельзя сказать, что инопланетное вторжение — самый распространенный сценарий апокалипсиса в игропроме. Тем не менее достаточно много проектов посвящены знакомству людей с гостями из космоса.

В первую очередь на ум приходит «Area 51» от Midway Studios Austin, вышедшая в 2005-ом и являющаяся ремейком игры 1995-го. Знакомые с ней читатели наверняка вспомнят теплые моменты перестрелок в мрачном лабораторном комплексе и большое количество смертей. Просто огромное. Сюжет же весьма шаблонен: иллюминаты, пришельцы, заговор. Несмотря на это, «Area 51» — проект в каком-то смысле уникальный и наполненный многими неожиданностями. Юмор разработчиков неплохо разбавляет затяжные моменты, боевая система передана удовлетворительно, а на первых порах у игроков и вовсе появляется ощущение эталонного хоррора. В озвучке персонажей участвовали Дэвид Духовны, Мэрилин Мэнсон и Пауэрс Бут, что создает определенный колорит.

Следом идет «Area 51: BlackSite» от той же студии – идейное продолжение предыдущего проекта. Главные отличия: масштабность (теперь пришельцы устраивают глобальное вторжение на Землю), красивая картинка, более серьезный сюжет и расширенное разнообразие противников. Во всем остальном это все та же «Area 51» 2005 года выхода, только в обертке нового движка. Если вы не боитесь ярких, но при этом исключительно рельсовых шутеров, – можете попробовать ее в качестве предновогодней закуски.

Интересным можно назвать и шутер 2012 года «Inversion». Конечно, в данном случае могучего разума в хилом тельце пришельцев не сыщешь, но вот гору мускулов заметишь сразу же! «Inversion» была достаточно прохладно встречена западными игровыми изданиями, тогда как оценки русскоязычных в большинстве своем более положительные. Проект обладает рядом интересных механик, главная из которых – заигрывание с гравитацией при помощи специального устройства. В теории это открывает огромный тактический потенциал, правда, тактике как таковой в игре места не нашлось. Тем не менее здесь можно увидеть последствия вторжения неизвестного врага: формируются концентрационные лагеря с рабами в лице людей, истребление и порабощение идут полным ходом. Лишь немногие силы сопротивления еще сохранили надежду на то, чтобы дать достойный отпор захватчикам.

Особое место заняли тактические пошаговые РПГ: «Xenonauts» и «X-COM». Несмотря на специфику жанра — а может быть, как раз и за счёт неё, —разработчикам удалось создать одни из самых лучших пошаговых РПГ за всю историю жанра. «X-COM» более чем по праву может считаться игрой 2012 года. Она лучше всех на данный момент способна показать игроку, каково это – столкнуться с настоящим апокалипсисом в лице инопланетных захватчиков, обнажая экономические, политические и общечеловеческие трагедии.

«Быть зомби – жутко неприятно

Мозгов всегда лежит нехватка»

Гораздо большей популярностью в игровой индустрии пользуются зомби. Качественных проектов с темой зомби-апокалипсиса просто немереное количество. Дилогии «Left 4 Dead», «Dead Island» и «State of Decay», серия «Dead Rising», а также получившая прекрасные оценки «Dying Light» – все это лишь верхушка айсберга из оживших трупов. Феномен зомби по сути свой эксплуатирует рациональные страхи человека, в этом и кроется его притягательность для массового игрока.

Наиболее тонко это раскрывается не в бездумных мясорубках, а в более сложных проектах. Например, среди всех игр сеттинга с особым теплом вспоминается квестовая «The Walking Dead: The Game» от Telltale Games. Окунувшись в эту историю, очень тяжело сохранить хладнокровие. Судьбы персонажей настолько органично вплетены в события, которые происходят на экранах мониторов, что невозможно не сопереживать. Большое внимание уделено выживанию в новых для человечества условиях, когда одиночество, предательство, страх потерь и борьба за ресурсы становятся ведущим фактором человеческой жизни.

В такие моменты тема зомби раскрывается наиболее полно, потому что на первый план выходят истории, а не разнообразие арсенала. Конечно, шутеры по данной теме также имеют свой шарм, но как много мы можем сказать о них?.. Страшно? Весело? Или одновременно и то, и другое? Они увлекают, даже захватывают, но не в полной мере хватают за нутро, как это делают их жанровые ответвления.

«Dying Light», кстати, выгодно выделяется на фоне простых зомби-экшенов, недаром для многих игроков она была глотком свежего воздуха. Отдельно стоит упомянуть и «How to survive» – прекрасное экшен-РПГ, приправленное отборным черным юмором, который наверняка придется по вкусу многим игрокам.

«Вирусы, эпидемии и экологические катастрофы»

Вы уже наверняка успели возмутиться: «Где, собственно, Resident Evil!?»

Не беспокойтесь, он, как и еще ряд замечательных проектов, тоже здесь. Суть в том, что RE нельзя в полной мере отнести к сценарию зомби-апокалипсиса. Да, они в игре есть и по сути своей олицетворяют ее. Однако главный посыл заключен не в опасности данного сценария, не в ужасах этой трагедии, а — что вполне очевидно — в существовании химического и биологического оружииюя.

На сегодняшний день самый актуальный сценарий, не правда ли?.. Вирус может взяться откуда угодно: прилететь зайцем на метеорите из космоса, выбраться из многомиллионного плена ледников, появиться экспериментальным путем в секретной китайской… Кхм, в общем, вариантов много. И тогда как для простых людей это становится тяжелейшим испытанием и угрозой, власть имущие вольны распоряжаться этим как весьма эффективным способом достижения своих политических целей.

Несмотря на то, что официально мировое содружество отказалось от применения ХО и БО на опыте первой мировой войны, сочтя крайне деструктивным, как можно полностью прекратить разработки уникального бактериологического оружия? Вы только представьте: оно способно за короткий промежуток выкосить территорию противника подчистую, сохранив при этом все ценные ресурсы. Приходите, пакуйте трупы в пластик и зарывайте – вирус сам собой исчезнет через какое-то время. Все, что было на территории, теперь ваше. Никто даже не узнает, что виноваты вы.

Неплохо, да?..

Так вот, серия «Resident Evil» и корпорация Umbrella здесь бесспорные лидеры.

Небезызвестную «The Last of Us» правильнее всего также отнести к этой категории. Дело в том, что споры, благодаря которым произошло заражение людей, существуют на самом деле. Правда, паразитируют они на муравьях, но чем черт не шутит?.. С нашей точки зрения, происходящее в игре — это биологическая катастрофа, эко-апокалипсис. Пожалуй, в своем роде действительно уникальный проект, который заслуживает вашего внимания.

Если в случае с вторжением пришельцев и зомби-апокалипсисом можно сделать вывод, что существуют наиболее подходящие для сеттинга жанры, то вот с вирусами и экологическими катастрофами все сложнее… Жанровое сплетение настолько тесное, что будь то хоть драма от третьего лица, хоть экшен от первого – смотрится все (в зависимости от усилий разработчиков) органично.

Итак, яркие примеры: «Pathologic», «Prototype», «Plague inc: Evolved», «A Plague Tale: Innocence» и «Phoenix Point». Рассказать о каждой, увы, времени не хватит, но на часть этих игр в нашем журнале уже выходили рецензии, статьи и заметки – рекомендуем заглянуть в соответствующий раздел.

«И ни птица, ни ива слезы не прольет,

Если сгинет с Земли человеческий род»

Ядерная война.

Самый большой страх человечества в XX веке, который породил огромное количество теорий и творческих картин. О ней писали известные фантасты, среди которых был и Рэй Брэдбери с пробирающим до мурашек рассказом «Будет ласковый дождь» — по нему еще в СССР сняли одноименный и не менее потрясающмй мультфильм. Если вдруг у вас, дорогой читатель, появилась резкая потребность окунуться в меланхолию с ног до головы, то рекомендуем посмотреть.

Разумеется, ядерная проблема не обошла стороной и видеоигры. Одна из легендарнейших серий РПГ всех времен – «Fallout» — посвящена именно ей. Вряд ли мы удивили кого-то, упомянув ее первой в этой категории, и уж тем более вряд ли удивим, если следом назовем серию игр «METRO» по мотивам романов Дмитрия Глуховского.

Никак иначе: эталон сеттинга.

Первые части «Fallout» навсегда оставили свой след в РПГ, как и «Wasteland». Оба эти проекта вдохновили на создание интересного пост-ядерного мира в «ATOM RPG» отечественных разработчиков в лице Atom Team.

С экшеном же дела обстоят более скверно…

За исключением серии «METRO», на ум приходит разве что «Mad Max» от Avalanche Studios Group и дилогия «Rage», которая была разработана американской компанией id Software и позиционировалась ни много ни мало как «революционный шутер». Увы, не совсем дотянули до революции в жанре что те, что другие, но если наскучили миры «METRO» и «Fallout», то это приемлемая альтернатива для странника с пустошей.

«Второе пришествие»

И, наконец, категория, которая завершит наш небольшой постапокалиптический экскурс в мир видеоигр. Учитывая, какую роль мистика сыграла в культуре разных народов и всего человечества в целом, глупо было бы предположить, что этот сценарий останется в стороне. Адские твари, что только и ждут часа вторгнуться на Землю, нечисть, выходящая из сумрака и выворачивающая наизнанку все наше мироустройство, мифические существа, пришедшие из легенд, хтонические чудовища – все это часть, на наш взгляд, самого яркого и интересного представления о конце человеческой расы. Не просто так этой теме посвящено наибольшее количество проектов, о которых сейчас и пойдет речь.

В 2007 году состоялся релиз игры под названием «Clive Barker’s Jericho». Оценки она получила смешанные и подверглась критике за… чрезмерное насилие. Да, с таким заявлением «DOOM: Eternal» недоумевает. Конечно, это не было проблемой игры, хотя рейтинги ей в то время подпортили. Несмотря на нюансы, «Clive Barker’s Jericho» смогла представить вкуснейший мистический сюжет и собрать вокруг себя немалую фанбазу, что позволяет ей до сих пор появляться в разнообразных топах. Еще бы! Вам самим не хочется поиграть за отряд спецназовцев, наделенных сверхъестественными способностями, которых кидает по разным временным линиям, а они сами – единственная линия обороны на пути у пробуждающегося зла?..

2007 год был богат на релизы и подарил игровому сообществу множество уникальных серий. Некоторые из них живы до сих поры, тогда как другие уже незаслуженно забыты. «Hellgate: London» – одна из них. Уникальное РПГ, отправляющее нас прямиком в Лондон 2038 года, когда после открытия порталов по всему миру орды демонов хлынули на Землю и захватили власть на поверхности. В лице выживших, укрывшихся в подземельях, нам предстоит вернуть то, что ад забрал у людей – небо.

Хотелось бы также упомянуть «Legendary: The Box» и «Painkiller», два исключительно драйвовых экшена с впечатляющим размахом, что предлагают игроку сразиться с самыми разнообразными противниками. Все эти игры берут своим масштабом, эпичностью и мистической атмосферой, которая вряд ли оставит кого-то равнодушным. Хотя, конечно, уже упомянутая «DOOM: Eternal» остается непревзойденным лидером этой категории, показывая последствия войны людей с армией демонов.

Стоит признать, что это не все видовые разнообразия апокалипсиса в видеоиграх, но самые популярные из них. Упоминания достойны еще многие и многие игры, в которых отражаются техногенные катастрофы или последствия неосторожного отношения с искусственным интеллектом. Однако восстание роботов в ближайшие года два нам точно не грозит, а вот война и вирусы – проблема более чем острая.

Всего доброго в наступающем 2021 году!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)