DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВЕДЬМА: РЕИНКАРНАЦИЯ

Найденное в толще снов

Окаменелые грезы. Полное собрание рассказов Сатоси Кона / 夢の化石 今敏全短篇

Жанр: реализм, комедия, драма, мистика, тямбара, киберпанк

Художник и сценарист: Сатоси Кон

Переводчик: Галина Соловьева

Год издания: 2021 (в оригинале — 2011)

Издательство: Alt Graph; (оригинал Kodansha Ltd.)

Имя Сатоси Кона (1963–2010) должно быть известно каждому любителю аниме. По меткому определению авторов сайта DTF.ru, Кону удалось превратить сны в кино. Именно так называется их киноэссе о творчестве прославленного режиссера, которое мы рекомендуем к просмотру. «Паприка», «Агент Паранойи», «Perfect Blue», «Однажды в Токио» — фильмы ставшие еще при жизни режиссера классикой не только аниме, но и мирового кинематографа. Вплоть до того, что Даррен Аранофски и Кристофер Нолан заимствовали в своем творчестве («Реквием по мечте», «Черный лебедь», «Начало») кадры и сцены из творений Кон-сана.

Творческий путь и карьера Кона начались в середине 1980-х. И по счастливому стечению обстоятельств, определяющими для нее стала работа ассистентом Кацухиро Отомо («Акира») и с Мамору Осии («Яйцо ангела», «Призрак в доспехах»); сначала как помощник, впоследствии как полноценный соавтор. Имена обоих авторов ассоциируются с вехой в аниме, когда японская анимация приобрела статус мирового феномена.

Однако известность Кона-мангаки оставалась в тени его режиссерских работ. В России миссию по знакомству массового читателя с бумажными работами Кона взяло на себя брянское издательство Alt Graph. Они уже выпустили opus magnum «Опус» — незаконченная манга, в которой отражена наиболее характерная тема для автора: взаимное влияние мира фантазии и реальности. Сюрреалистическая «Серафим: 266613336 крыльев» — совместная работа Кона и Осии. И, наконец, сборник короткой манги, отображающей начальный этап карьеры мангаки (в книгу входят работы, опубликованные в 1984–1989 годах).

Истории, собранные в томе, дополнены интервью с Сусумой Хирасавой, композитором аниме, которое режиссировал Кон («Актриса тысячелетия», 2001, «Агент Паранойи», 2004, «Паприка», 2006). Дополнительные материалы — отличительная черта изданий Alt Graph, которые помогают расширить контекст. Хирасаву вполне можно назвать полноценным соавтором. Неоконченный из-за смерти Кона от рака фильм «Машина, которая видит сны» появился как вдохновение от музыки Хирасавы. Его свидетельство — это чуткий рассказ близкого друга, в котором мы видим сложного, разностороннего и фанатично увлеченного творчеством человека: «Одно время были признаки того, что он все-таки поправится. Он тут же принялся готовиться к работе. Он создавал вокруг себя условия, чтобы бороться с болезнью и одновременно работать. При этом он готовился к смерти: контролировал свои чувства, вызванные болезнью, и готовил себя ко всем возможным исходам».

Название «Окаменелые грезы» (в другом переводе — «Ископаемые снов») — образ чуточку ближе к зрелому творчеству Кона. Говорящий о тех находках, что сокрыты в напластовании фантазийных эпох, сокрытых в душе каждого из нас. «Кон подарил мне свой любимый камень, — вспоминает Хирасава. — Это кристалл железного колчедана: несколько сплавленных между собой кубов, образующих потрясающую геометрическую фигуру. Я понимаю, почему он так нравился Кону. Этот минерал очень похож на самого Кона. Минералы — это из области науки, но при этом они обладают способностью внушать людям, которые на них смотрят, видение, близкое к религиозному, согласитесь?»

Всего под обложкой собраны шестнадцать историй. Их жанровая и тематическая характеристика очень разнятся. Здесь есть и гомерическая комедия про старушку, в стиле финального гэга «Шоу Бенни Хилла», и классическая мистика, и киберпанк-триллер, и нежные романтические истории из школьной жизни. В первую очередь данный сборник будет интересен тем, кто уже полюбил творчество Сатоси Кона и хотел бы лучше узнать о его происхождении.

«Carve» («Резьба») — фантастический боевик о мире после Великой войны, который разделил Японию, как географически — старые города уничтожены, а вне зоны заражения возведены новые, — так и социально. Среди «нормалов» рождаются «спэшлы» — люди с экстрасенсорными способностями. Серия жестоких убийств и похищений спэшлов может привести к противостоянию между двумя сообществами.

«Carve» вместе с новеллой «Пленник» (в двух частях) как бы обрамляют весь сборник, выступая первой и последней историями. Однако хронологически они обе относятся к самому раннему творческому этапу Кона. «Пленник» — это уже больше киберпанк-боевик с элементами триллера. Шокирующее разрешение его конфликта, ставящее под вопрос существование объективной реальности, сегодня, несомненно, не удивит. Но держите в уме, что написана манга была за 15 лет до «Матрицы». В обеих работах заметно сильное влияние «Акиры» Кацухиро Отомо.

К ним в дополнение идет совсем короткая и полноцветная зарисовка «Picnic», опубликованная первоначально в сборнике «Akira World». Герои отправляются исследовать затопленный Токио, но находят звездное небо, сияющее под землей.

«Веселуха» и «Бейсбольные пацанята» — дань популярному жанру спокон, то есть спортивной манге. Популярность бейсбола в Японии феноменальна и подкреплена присущим японцам усердием. Однако если первая история о нарастающем напряжении перед шансом выступить на национальном соревновании разрешается комичной сварой и массовой дракой. То «Пацанята» — сдержанная по форме и изображению эмоций, но намекающая на ту бурю переживаний, что происходят в глубине очень юной мальчишеской души. Короче, просто вспомните, как классе в третьем играли в футбол на разбитом школьном поле.

«Беспокойное лето», «В фокусе» и «Когда уйдем со школьного двора» — объединяет тема трогательного и чувственного периода, тонкого, как полоска солнечного луча, между школьным возрастом и условным началом взрослой жизни. Эта интонация подается тремя разными сюжетами, почти детективным «В фокусе» о слежки репетитора за своим учеником. Или о неудачной попытке трех выпускников попасть в бордель. Но самая трогательная — «Беспокойное лето» о том, как два друга решили провести последнее беззаботное лето в велосипедном путешествии. Может даже повезет встретить любовь, пусть и такую же мимолетную, как приятный морской бриз?

«Похитители детей» — вспоминается фраза из «Сочувствия господину Месть»: «Похищения людей бывают во благо и во зло, похищения во благо — это когда похищаешь ребенка, а потом благополучно возвращаешь его родителям после того, как все закончилось». Кон в юмористическом ключе рассказывает о том, как два преступления пошли не по плану.

«Гости» — мистическая история о том, что покупая новенький дом в хорошем квартале за полцены, ты просто не знаешь, что именно идет в довесок. Милая и не лишенная фантазии вариация на старый сюжет о доме с привидениями.

«Ваира» — еще один «отчет» в популярном жанре. На этот раз тянбара, то есть самурайский боевик. Дополненный волнительной историей противостояния то ли со злым духом, то ли с самой природой, в духе фильма «Призрак и Тьма».

«По ту сторону солнца» — стремительная, как и поездка старушки на больничной каталке, комическая зарисовка. Хорошо перед смертью побывать на море. И разрушить полгорода впридачу.

«Joyful Bell» — зарисовка о заснеженном Токио, отце-неудачнике, желающим порадовать дочку. Вместе с «Похитителями детей», в этих двух историях можно заметить наметки будущего «Однажды в Токио» (2003) — главного гуманистического фильма Кона.

«Пустынный дельфин» — фантасмагорические приключения двух немецких танкистов в Африке в 1942 году. Вот только чем же закончился их последний бой? И сюжетом, и стилем рисунка комикс напоминает короткие истории французского комиксиста Мёбиуса.

«Приключения старого Басе» — анекдот на разворотик о том, из какого сора рождаются стихи. Великий поэт должен только вечности, а не земным кредиторам.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Илья Пивоваров 22-01-2022 16:17

    Круто. Даже не слышал про такой сборник, но теперь обязательно куплю. Спасибо за рецензию!

    Учитываю...