DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Не кончается пытка

Студия пыток / The Cutting Room (роман)

Автор: Луиза Уэлш

Жанр: триллер, современная проза, контркультура

Издательство: Эксмо

Серия: Палата № 6

Год издания: 2004 (в оригинале — 2002)

Перевод: Д. Кротова

Похожие произведения:

  • Ирвин Уэлш «Тупая езда» (роман)
  • Поппи З. Брайт «Изысканный труп» (роман)
  • «Когда думаешь о слове «снафф», оно кажется даже приятным на слух. Будто свечку задуваешь», — говорит один из персонажей романа Луизы Уэлш «Студия пыток». Действительно, значение этого слова можно сравнить с затуханием — с угасанием жизни, которое запечатлено на видео на потребу состоятельных извращенцев. Обычно порнография притягивает идеальными формами и полной доступностью любых желаний. Но есть и те, кому недостаточно этой глянцевой и податливой красоты. Им хочется, чтобы нежную кожу испещрили глубокие порезы, чтобы сладострастные крики сменились предсмертными хрипами, чтобы живость во взгляде затянулась мутной поволокой. «Официально в моей профессии считается, что снаффа не существует, — скажет в одном из эпизодов романа матерый продавец порно. — Подобное никогда не могло случиться. Но этим утверждением я просто защищаюсь. Мы ведь все знаем, что такие вещи есть. Лично я не встречал. И не знаю названий, но уверен, что где-то снят фильм, в котором один человек убивает другого в момент наивысшего напряжения. Откуда я знаю? Мне подсказывает здравый смысл».

    Пронырливый аукционист Рильке готовит к распродаже дом недавно умершего богача. В тайной комнате обнаруживается пачка фотографий. Мутные снимки запечатлели садомазохистскую оргию. Казалось бы, просто специфичные вкусы состоятельного человека, но на последних кадрах фигурирует девушка с перерезанным горлом. Законопослушный гражданин отнес бы эти фотографии в полицию. Ушлый делец, используя их, попытался бы выкачать из родственников покойного побольше денег. Конченый трус просто сделал бы вид, что ничего не находил. Рильке же поступил как типичный герой детективного романа — решил сам во всем разобраться. На вопрос, зачем ему все это надо, он способен лишь растерянно пробормотать: «Но она все-таки была кем-то, и я не могу бросить ее».

    Поначалу может показаться, что дальше мутный поток сюжета потечет в русле обычного детектива: главный герой будет назойливо лезть не в свое дело, нароет сенсационные факты, выйдет на след могущественной преступной группировки, сам едва не окажется жертвой, но в последний момент будет спасен… Луиза Уэлш предчувствовала, что мысли читателей двинутся именно в этом направлении, и поэтому недрогнувшей рукой перерезала детективной линии горло. Вроде бы расследование ведется, задаются нужные вопросы, только ясности не возникает. В погоне за истиной Рильке не замечает, что не приближается к ней ни шаг, все сильнее увязая в пороках и соблазнах большого города.

    В изображении темной стороны Глазго Луиза Уэлш не уступает своему знаменитому однофамильцу. Конечно, ее героям далеко до колоритных персонажей «Клея» или «На игле», но замкнутый мирок порномагазинов, эротических фотосессий, тусовок трансвеститов воссоздан с достоверной детальностью. Странствуя вслед за Рильке по различным локациям, автор каждому эпизоду придает неповторимый эмоциональный оттенок. Сострадание наркоманке, которую победа над смертью лишила смысла жизни. Одурманивающая страсть двух едва знакомых гомосексуалистов. Едкие подколы на тусовке антикваров. Луиза Уэлш окружает действие сложными психологическими состояниями, где порой переплетаются противоречивые чувства. Клокочущая неразбериха все дальше и дальше уводит героя от конкретного убийства к чему-то более глобальному.

    Ужасные поступки совершаются разными людьми — отчаявшимися, одинокими, просто плохими, но за их действиями стоит целый мир. Мир, который не пытается помешать, а порой даже откровенно потворствует. Переход от судьбы отдельного взятого человека к планетарным масштабам меняет сущность исходных вопросов. Теперь изобличение злодея отходит в сторону на фоне проблем, вонзающихся раскаленными иглами под ногти реальности: «Существуют ли вообще нормальные люди в мире, где царит такое зло?» Ближе к финалу изначальная бойкость вязнет в исторических изысканиях и околофилософских рассуждениях. Медитативные созерцания того, как горячечная страсть Эроса остужается ледяной мертвенностью Танатоса, и грустные констатации, что есть люди, добровольно сбегающие из уютных домов в лес на съедение волку, упираются в отповедь о «белом рабстве». Комната пыток разрастается до размеров континента, заставляя ощутить глобальный характер проблемы.

    В романе «Студия пыток» Луиза Уэлш постаралась не угодить в капканы устоявшихся жанров. Конечно, в финале будут резкие повороты и неожиданные изобличения, но для полновесного триллера ему не хватает внятности. Контркультурный запал к концу становится все более приглушенным. Социальный манифест захлебывается прямотой и очевидностью. Впрочем, несмотря на отдаленность от привычных ориентиров, для читателя эта книга в студию пыток не превратится. Гомосексуальный эротизм, манящая мрачность и завуалированные отсылки придутся по вкусу не каждому, но именно они помогают лучше прочувствовать атмосферу зла, которое меняет обличия, но не прекращает пытку человечества.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)