DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Не споря о жанрах

Обнаженное солнце (антология)

Составители: Г. Ануфриев, С. Солодовников

Жанр: научная фантастика, детектив, хоррор

Издательство: Университетское

Серия: Галактика

Год издания: 1990

Похожие произведения:

  • А. М. Григорьев «Ночь, которая умирает» (антология)
  • Перечитывать старые книги… в этом столько ностальгии. Особенно приятно листать томики с пожелтевшими страницами канувших в Лету издательств, купленные в букинистических отделах. Чьи-то, когда-то. Во времена, когда, кажется, не срывались голоса спорщиков о жанрах и не дрожал, потрескивая, канат между фантастами и хоррорщиками. Тянули в одном направлении — вверх, к «обнаженному солнцу» литературной вселенной.

    Сборник «Обнаженное солнце», выпущенный в свет в 1990 году минским издательством «Университетское», — это антология фантастического детектива. Или детективной фантастики. Как угодно.

    Сборники оригинальной тематической направленности всегда привлекают внимание. Что будет, если смешать популярные по отдельности жанры — детектив и фантастику? Высыпать в общий котел фантастические атрибуты (космос, роботов и пришельцев, игры со временем и пространством), добавить детективные признаки (сыщика и преступление, расследование и раскрытие загадки), да приправить актуально-социальным? Хорошо выйдет, интересно. В роли детектива теперь вполне себе смотрится ученый или астронавт. А жажда наживы и борьба за власть получают новые рычаги и кнопки, опираются на научно-технический фактор, выбрасывают нравственность в открытый космос.

    Произведения сборника можно дробить и по иным поднятым темам.

    Тему феномена времени затрагивают такие рассказы, как «Черный чемоданчик» Сирила Корнблата (технологии будущего, попавшие в прошлое), «Машина времени» Фредерика Брауна (патруль времени), «Когда спящие просыпаются» Рода Серлинга (очень забавный способ бегства от правосудия — сто лет анабиоза) и «Время — деньги» Джека Водхемса (афера с машиной времени). Тема путешествия во времени иногда плотно переплетается с темой преступного использования открытия.

    Мотив опасной находки звучит в повести «Вопрос формы» Горация Голда (пересадка разума), рассказах «Ключ» Айзека Азимова, «Черный чемоданчик» Сирила Корнблата и «Кто ты?» Джона Кэмпбелла. Тема совершенствования человеческого тела — в рассказе «Шпагоглотатель» Рона Гуларта. «Правовая» тема — в «Общественном порицании» Стиви Аллена. Тему собственности поднимает Айзек Азимов в рассказе «Бильярдный шар». Здесь же читатель найдет весьма оригинальный способ убийства. Впрочем, убийства или несчастного случая?

    Азимову составители уделили повышенное внимание: помимо двух рассказов, в антологию «Обнаженное солнце» включен одноименный роман «отца робототехники». Азимов исследует природу человеческой разобщенности в декорациях планеты Солярия, где на каждого человека приходится по несколько тысяч роботизированной прислуги.

    Повесть «Смертоносный мусор» Джеймса Уайта является редким экологическим детективом. Расследованием похищения сокровищ марсианской короны в одноименном рассказе Пола Андерсона занимается детектив с нечеловеческой психологией.

    Не во всех произведениях имеется расследование в традиционном смысле, только загадочное происшествие и раскрытие его обстоятельств, а в некоторых рассказах сложно отыскать хоть какой-то след детективной интриги, игры. Но, может, в этом и есть загадка, сам по себе детектив?

    Как говорилось выше, делить произведения можно по-разному. Например, поискать в антологии хоррор. И — вот те раз! — в первой тройке рассказов обнаружить однозначную классику ужасов, значимую для поклонников жанра: герметичный детектив «Кто ты?» Джона Кэмпбелла и зоо- и боди-хоррорную «Муху» Джорджа Ланжелена. Идеальный хоррор, стопроцентная научная фантастика. Как ни крути.

    «Муха» рассказывает о гуманном преступлении, к которому приводят опыты с пространственным перемещением. Открытие оборачивается семейной драмой, кошмаром.

    «Кто ты?» — скелет будущего киношедевра «Нечто» Джона Карпентера. И снова тема находки и тема контакта с инопланетной формой жизни. Расследование: кто есть кто.

    К жанру ужасов также относятся рассказы «Проклятая тварь» Амброза Бирса (вспоминается «Цвет из иных миров» Говарда Лавкрафта) и «Акулы» Вальтера Шерфа. Не лишен мрачности и «Черный чемоданчик» Сирила Корнблата.

    Правда, слово «ужас» ни разу не звучит в предисловии. Но что с того? Увлекательным историям чужды споры о жанрах.

    Комментариев: 1 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 Аноним 20-10-2019 14:17

      Этот сборник прочитал в 12 лет, ну и, понятное дело, несколько раз перечитывал. Фильм "Нечто" увидел лет в 25, а первую "Муху" в 37 (при том, что вторую смотрел в видеосалоне практически сразу после прочтения сборника, ну, так получилось - в видеосалонах куда больше жаловали простой "экшн"). Кстати, у "Мухи" книжной и киношной общее только изобретение телепорта и критичное попадание в камеру к изобретателю мухи, когда он решает для эксперимента телепортироваться сам. "Нечто" и "Кто ты" же совпадают процентов на 80. Основная разница в том, что книга написана как расследование, без всякого акцента на хоррор, сцены которого проскакивали не привлекающими внимания читателя скупыми фразами и 12-летнего мальчика ну никак не пугали. Страшным был только рассказ Бирса, которому и положено.

      Очень замечательно, что сейчас вспомнили это старое советское издание, которое тоже сыграло небольшую роль моей последующей любви к темному жанру. Хотелось бы еще увидеть экранизацию такой вещи, как "Черный чемоданчик". С политкорректным негром в главной мужской роли и Бузовой в главной женской)

      Учитываю...