DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Недетская сказка

Лемора: детская сказка о сверхъестественном / Lemora: А Child's Tale of The Supernatural

США, 1973

Жанр: ужасы

Режиссер и автор сценария: Ричард Блэкбёрн

В ролях: Шэрил Смит, Лесли Гилб, Ричард Блэкбёрн

Похожие фильмы: «В компании волков», «Суспирия»

Дамам на заметку: приводя домой любовника, убедитесь, что муж ТОЧНО на работе. Особенно если он - профессиональный гангстер. Матушка тихой девчушки Лайлы Ли об этом не подумала - и они с хахалем получили по заряду из дробовика. Досталось и ни в чем не повинной Лайле, которую любящий папочка, удирая от длинных рук закона, хорошенько поддал бампером автомобиля... Тем не менее бедняжка выжила, став солисткой в церковном хоре и ''экспонатом'' для священника, который демонстрировал невинную девочку прихожанам как пример того, что дети не всегда наследуют грехи родителей. Все это время Лайла тайно ждала весточки от блудного отца, и... дождалась. Правда, письмо написал не отец, а таинственная женщина по имени Лемора; она сообщала, что мистер Ли при смерти, и хочет напоследок попросить у дочери прощения. Похватав весь свой нехитрый скарб, бедная девочка сбежала из церковного приюта и отправилась по указанному в письме адресу - в городок со странным названием «Узри Астарота». Путь ее был недолог (но и нелегок) и привел Лайлу в тёмный-тёмный лес, где в окружении странных бледноликих людей жила прекрасная и пугающая леди Лемора - королева вампиров...

Путь фильма, как и путь главной героини, тоже был, мягко говоря, нелегок - он не нашел своего зрителя, и некоторое время даже считался утерянным. Что совершенно не удивительно, ибо кино получилось совершенно авторским, с массой аллюзий, отсылок к литературной классике, сложных подтекстов... А создатели пустили его в широкий прокат, рассчитывая заработать на очередном всплеске интереса к «вампирской тематике». Естественно, рядовой зритель картину не понял и не принял, не оценил ни удивительной эстетики, ни блестящих режиссерских находок, а уж искать какой-то скрытый смысл в истории про вампиров не захотел вовсе. Этим, впрочем, вплотную занялось Католическое Общество Благопристойности, углядевшее в фильме педофилию с лесбийским оттенком; при этом его вызывающую антиклерикальность они, очевидно проглядели. Являясь, как и заявлено в названии, сказкой, фильм, тем не менее, значительно смещает привычные акценты. Даже образ Леморы, сводящей невинную Лайлу с пути истинного, на самом деле олицетворяет отказ от груза условностей и ложных установок. Королева вампиров словно символизирует для героини пугающее и неизбежное взросление, которое в сознании женщины неизменно связанно с кровью; крушение детских иллюзий и детской наивности, и одновременно познание природы и своего естества. Возможно, Лемора является темным альтер-эго Лайлы, духом бунтарства и стремления к независимости. Напротив, «положительный» образ священника, использующего трагедию Лайлы ради показухи («ТОЛЬКО У НАС - Лайла Ли, наш собственный поющий ангел!»), вызывает не меньшее отвращение, чем похотливые личности, пристававшие к ней на автобусной остановке. Все окружающие пытаются использовать ее, духовно или физически, уподобить себе... в точности, как вампиры. Мир кровопийц, разделенный на две расы - разумных упырей и дегенеративных скотов, живущих инстинктами, словно кривое зеркало отображает самую суть человеческого общества. Тема «зеркальности» отсылает нас к Льюису Кэрролу - так создатель «Алисы» мог бы пересказать сказку братьев Гримм, находясь под влиянием Зигмунда Фрейда.

В одной из самых удивительных сцен фильма, сражающиеся вампиры прямо отождествляются в сознании Лайлы с окружавшими ее людьми. Как изысканная головоломка, картина раскрывается все новыми и новыми гранями, а за внешней простотой сюжета, скрыта драма болезненного взросления.

Фильм не слишком кровав, но отличается гипнотической красотой. Яркая и вместе с тем мрачная цветовая гамма заставляет вспомнить лучшие работы Дарио Ардженто; музыка мелодична и неизъяснимо тревожна; персонажи сознательно утрированные, словно бы передают остроту восприятия, свойственную детству. Каждая деталь играет свою роль в мозаике реальности воссоздающейся из обломков ночного кошмара.

Получив на руки столь необычную картину, прокатчики совершенно не знали, что с ней делать, и два года фильм лежал на полке. Попытки «срубить бабла» на популярности картин о Дракуле и «религиозного» хоррора не дали ничего, кроме идиотских названий вроде: "Lemora: The Lady Dracula" и "Legendary Curse of Lemora". В результате, фильм был практически забыт, а Блэкбёрн решил завязать с режиссурой. Тем не менее, он стал соавтором сценария популярной «черной» комедии «Съедая Рауля». Не продолжила актерскую карьеру и Лесли Гилб, великолепно - если не сказать, гениально - воплотившая образ Леморы. «Невинное дитя» Шэрил Смит (на момент съемок ей было 18 лет, но в фильме этого не замечаешь) продолжала сниматься - в комедиях и эротике. Она умерла в возрасте 47 лет - потребление героина до добра не доводит. Вышедшее в 2005 году DVD-издание посвящено ее памяти.

Во Франции, впрочем, «Лемора» прошла не без успеха, а впоследствии приобрела культовый статус. Такое вообще часто случается с фильмами, о которых многие слышали, но мало кто видел, однако DVD-релиз наглядно доказал что статус этот абсолютно заслужен. Всем любителям еврохоррора (а это именно еврохоррор, даром что снятый в США американцами) посмотреть фильм просто необходимо, равно как и всем любителям красивого и нестандартного жанрового кино «со смыслом».

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Karnosaur123 26-04-2012 00:41

    Виноваты, вероятно, не столько зрители, сколько сами создатели, которые подавали свой фильм как коммерческий, и прокатчики, пытавшиеся его к чему-то там привязать.

    Впрочем, история знает немало случаев, когда фильм, провалившийся в прокате и практически забытый, возвращался спустя энное время с триумфом. За примерами далеко ходить не надо - хотя бы ''Джиорджино'' Лорана Бутонна с Милен Фармер в главной роли. А ведь поклонники тандема Фармер-Бутонна (коих немало в одной Франции) должны были знать, что их ждет. Однако - кассовый провал, разгромные отзывы и 13-летнее забвение. В сравнении с этим провал фильма, от которого ждали литров крови и сисястых девок, получив взамен странную сказку ''не для всех'', выглядит хотя бы обоснованным.

    Учитываю...
  • 2 Мельник 24-04-2012 23:34

    1973 год, а зритель, как и сейчас, хочет чего-то попкорнового. Понять можно, иногда просто хочется отдохнуть.

    Учитываю...
  • 3 Tina 20-04-2012 00:53

    Спасибо за рецензию! Люблю оба фильма, приведенные в "Похожих", думаю, и этот понравится. Теперь точно посмотрю.

    Учитываю...