DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Несчастливое число

Тринадцать привидений / Thir13en Ghosts

США, 2001

Жанр: ужасы

Режиссер: Стив Бек

Сценарий: Нил Маршал Стивенс, Ричард Д’Овидио, Тодд Элкотт, Джеймс Ганн

В ролях: Тони Шэлуб, Эмбет Дэвидц, Мэттью Лиллард, Шеннон Элизабет, Ра Дигга, Ф. Мюррэй Абрахам

Похожие фильмы:

  • «Дом ночных призраков» (фильм, 1999)
  • «13 призраков» (1960)

В 1999 году гениальный режиссер (и большой фанат фильмов ужасов) Роберт Земекис объединился с uber-продюсерами Джоэлом Силвером и Гилбертом Адлером и создал компанию Dark Castle Entertainment. Castle в названии – это не только «замок» на английском, но еще и фамилия Уильяма Касла, новатора малобюджетных ужастиков середины XX века, которые компенсировали недостаток финансирования и звезд в главных ролях оригинальными маркетинговыми ходами (вроде призраков, которых зрители могли увидеть на экране, только надев специальные очки, вибрирующих спинок кресел, имитирующих нападение потусторонних тварей, или появляющегося в зрительном зале скелета).

Изначальной целью Земекиса, который был большим фанатом Касла, являлось производство ремейков старых черно-белых ужастиков для современной аудитории. Началось все с неровного «Дома ночных призраков», который не вызвал восторга у критиков и зрителей, но с годами обрел статус культового и собрал небольшую группу преданных фанатов. Вторым ремейком стали «Тринадцать привидений» – фильм, выпущенный спустя 2 года, с практически идентичным «Дому» бюджетом. Если не ходить вокруг да около, «Привидения» заслужили статус одного из худших фильмов ужасов всех времен и народов. Маститый кинокритик Роджер Иберт внес его в список «самых ненавистных фильмов». Давайте разбираться, насколько оправданной была столь негативная реакция и как фильм смотрится сейчас, 18 лет спустя.

Открываются «Тринадцать привидений» максимально пафосной и зашкаливающе крутой сценой охоты на призрака, терроризирующего заброшенную автосвалку. В комплекте грузовик, фонтанирующий кровью, роскошный маниакальный злодей на старинном лимузине и несколько довольно бодрых смертей. Такое начало – идеальный тестер того, что ждет зрителей далее: нестрашный помпезный попкорновый блокбастер с неприятной манерой монтажа и восхитительно переигрывающими актерами. После сцены на свалке вы либо выключите фильм на 9-й минуте, либо зарядитесь адреналином до конца просмотра. Ибо, как и в случае со вторым (и последним) фильмом режиссера Стива Бека «Корабль-призрак», открывающая сцена – самый мощный и запоминающий момент «Привидений».

Далее мы знакомимся с семьей Критикосов: печальным папой Артуром, двумя его детишками Кэти и Бобби, а также их няней Мэгги. Артур опечален тем, что совсем недавно в пожаре погибла его жена Джин. Пожар также уничтожил все семейное имущество, поэтому Критикосы вынуждены скитаться по съемным квартирам, не всегда успевая расплатиться с долгами (как, при этом, он может позволить держать дома постоянную няню – хороший вопрос, видимо, не пришедший в голову к сценаристам).

В один не самый прекрасный день на их пороге появляется зловещий адвокат Бен Мосс и сообщает, что дядя Артура, Сайрус (тот самый великолепный инфернальный джентльмен, погибший во время охоты на призрака), оставил им свой роскошный и странный дом. Во время осмотра их нового жилища Критикосы, адвокат и обманом присоединившийся к ним медиум Деннис активируют сложный механизм, превращающий особняк в ловушку и выпускающий на волю двенадцать привидений, собранных в нем бывшим владельцем. Почему двенадцать, если нам обещали тринадцать? Не все так быстро!

Можно ли говорить о том, что вся критика в адрес этого фильма была некорректной? Конечно, нет. Представить более избитый сюжет, чем «семья оказывается запертой в доме с привидениями» и более клишированных персонажей очень сложно. Бобби Критикос – один из самых мерзких детей в фильмах ужасов, а няня Мэгги (в исполнении r’n’b-певицы Ра Дигга) вообще борется за звание «самого раздражающего чернокожего стереотипа в фильме ужасов» с заслуженным мастером кунг-фу Бастой Раймсом из «Хэллоуина: Воскрешение» (2002).

Заимствования не ограничиваются персонажами. В фильме есть сцена, где мальчик на самокате катается по коридорам дома с привидениями, которые предлагают ему поиграть, и натыкается на нечто жуткое. Внимание, вопрос: насколько нужно быть уверенным в себе режиссером, чтобы воткнуть в свой фильм сцену из «Сияния», поменяв велосипед на самокат, а шикарную операторскую работу в один дубль на рваные монтажные склейки?

Страдает фильм и от устаревшей компьютерной графики. Загадочную машину в сердце дома показывают раз в 10 минут, при этом CGI выглядит еще более отвратительно на фоне отличных практических эффектов. Смысл настолько часто пихать это зрителям в лицо?

С ритмом у фильма тоже проблемы. На 60-й минуте режиссер, внезапно, решает добавить «саспенс» и почти полторы минуты просто кружит камерой по пустым коридорам (что, конечно, не срабатывает). Показательно, что при небольшом хронометраже «Привидения» умудряются провиснуть в конце и смазать финал.

У читателя может появиться вопрос, если все настолько плохо, то что «Тринадцать привидений» делают в разделе «Пересматриваем классику»? Что, у этого фильма совсем нет плюсов? А вот и нет! Минусы больше бросаются в глаза, и их можно быстро перечислить. Поэтому сейчас давайте перейдем к тем достоинствам, ради которых фильм действительно стоит посмотреть.

Главная фишка фильма «Тринадцать привидений» – это, собственно, привидения. Все двенадцать призраков, которых мы видим в фильме, радуют глаз отличным дизайном. В свое время DVD с фильмом стоило купить хотя бы ради того, чтобы посмотреть дополнительные материалы. Дело в том, что подноготная каждого призрака в фильме не раскрывается, однако в разделе «Special Features» находились короткометражки, в которых роскошный голос Ф. Мюррэя Абрахама (который играет дядю Сайруса) на фоне стильного монтажа рассказывает, как тот или иной человек стал неупокоенным духом.

Сейчас DVD покупать уже не надо, так как все материалы легко находятся на Youtube. Да, можно отметить, что из всех 12 привидений, всю грязную работу выполняют только трое: «Разрушитель/Джагернаут» (тот самый двухметровый маньяк со свалки), «Молот» (здоровенный темнокожий кузнец, истыканный железнодорожными костылями) и «Шакал» (психопат с острыми когтями и клеткой на голове). Остальные больше работают на антураж и толком ничего страшного или опасного сделать не успевают (разве что, «Растерзанный принц» зрелищно машет битой, а «Разгневанная принцесса» не менее зрелищно светит полным неглиже).

Для фильма ужасов с таким количеством шикарных призраков, всего 4 трупа (если не считать открывающей сцены) – это очень мало. С другой стороны, те смерти, которые есть, получились довольно зрелищными и кровавыми – особенно с участием стеклянных дверей. Ну, и главное достоинство этих фантазмов – их создали с помощью грима, а не компьютерной графики. По такому нынче скучаешь.

Отдельного слова заслуживает сам стеклянный особняк. Художники-постановщики развернулись на полную и, практически, отстроили весь дом, наполнив его странными машинами, дорогим реквизитом, панелями с заклинаниями, защищающими от призраков, и жуткими подвальными коридорами. Получилось главное – сделать его визуально непохожим на другие «дома с привидениями». Особняк балансирует между «кошмаром агорафоба» (слишком много стеклянных панелей) и «кошмаром клаустрофоба» (когда дом начинает запирать сам себя). Эти книги, надписи, диковины, артефакты – художники очень старались, и у них получилось создать отличный осязаемый сеттинг для фильма.

Актерские работы в «Тринадцати привидениях» разнообразны. Условно их можно разделить на уместные, неуместные и плохие. С плохими все просто: Ра Дигга абсолютно не умеет играть, Алек Робертс (Бобби) – просто слабенький актер-ребенок, а Шеннон Элизабет (Надя из «Американского пирога») наглядно доказывает, почему при ее роскошной внешности она так и не пробилась в высшую лигу голливудских лицедеев.

С уместными и неуместными – сложнее. «Тринадцать привидений» не тот фильм, от которого ждешь невероятных актерских работ. Главное – насколько тот или иной персонаж вписывается в атмосферу и стиль фильма. И вот к неуместным стоит отнести Тони Шэлуба. Он шикарный актер (пусть и более известный по ролям второго плана), и мог бы великолепно сыграть горюющего вдовца Артура Критикоса в семейной драме про отца, который старается наладить отношения с отдалившимися детьми и найти в себе силы жить дальше. Он и здесь пытается воплотить именно такого персонажа, однако, когда вокруг творится чертов дурдом с призраками, воплями, кровищей и специальными очками, позволяющими видеть сверхъестественное, такой подход не работает. Для главного героя фильма ужасов Шэлубу критически не хватает харизмы и самоиронии, так что в данном случае это однозначный мискаст.

Уместных работ в фильме больше. Эмбетт Дэвидц без огонька, но вполне приемлемо играет своего рода загробную активистку Калину Ортециа, которая проникает в дом в последние секунды перед закрытием и помогает Критикосам бороться с призраками. ДжейАр Борн (шикарный злодей из сериального «Волчонка») тут играет чуть ли не самого мерзкого и зловещего адвоката в истории фильмов ужасов. И выглядит роскошно. Облик адвоката – отсылка для тех (немногочисленных) зрителей, которые знакомы с оригиналом, где мистер Бенджамин Мосс был главным злодеем.

Ну, и отдельные комплименты Ф. Мюррею Абрахаму – заслуженному злодею мирового кинематографа. Его дядя Сайрус в те редкие моменты, когда он находится на экране, шикарен в роли одержимого коллекционера с манией величия. Его прибытие на свалку в роскошном лимузине, злодейская тросточка и максимально зловещий костюм идеально соответствуют тональности фильма. Ну, а уж про голос и интонации лучше промолчать. Абрахам четко знает, что от него требуется, и с блеском дает нужный градус перформанса.

Но главная звезда фильма (помимо привидений) – это Мэттью Лиллард. Актер многих раздражает своей гипертрофированной манерой и маниакальными тиками, но здесь, в роли медиума Денниса, он более чем органичен. Лиллард – этакий «энерджайзер», мощная батарейка в центре «Тринадцати привидений», заставляющая фильм работать и эффектно «продающая» те идеи, визуально воплотить которые не хватило умения режиссеру. В этом ему здорово помогает Джеймс Ганн (будущий автор «Слизня» и «Стражей галактики»), анонимно поучаствовавший в переписке диалогов для фильма. Именно благодаря Ганну, Лиллард получил лучшие фразы фильма, вроде:

-В подвале куча привидений!
-В каком подвале? В этом подвале?
-Да, блин, в этом подвале! Ребята, вы вообще здоровы? Будь это какой-нибудь соседний подвал – мне бы было абсолютно пофигу!

Он комментирует буквально все, что происходит на экране, и его гиперактивная актерская манера позволяет и посмеяться, и застыть в предвкушении того, что будет через мгновение. Когда он говорит что-то вроде: «Если Шакал сбежал из своей клетки, то к черту пацана – валим отсюда!», зритель уже ждет, когда Шакал появится в кадре и начнет творить какую-нибудь кровавую жесть. Лиллард, как говорится, жжот, и сейчас немного обидно, что после середины 2000-х его карьера, в основном, ассоциируется с Шэгги из «Скуби-Ду» (большое спасибо Дэвиду Линчу, который вытащил его в третий сезон «Твин Пикса» и показал, на что способен Мэттью, как актер).

Сценаристы, несмотря на общую клишированность, отметились парой симпатичных находок. Так, ближе к концу «Тринадцать привидений» выдают неплохой и малопредсказуемый сюжетный твист (на который, при ближайшем рассмотрении, авторы неплохо намекали). Отличными получились несколько сцен со специальными очками, позволяющими видеть призраков, когда у одного из персонажей очки есть, а у второго – нет, и они должны работать вместе, чтобы помочь друг другу выжить.

Подведем итоги. «Тринадцать привидений» однозначно заслуживают свою славу, как минимум, не самого лучшего фильма ужасов, но при этом приближаются к территории «так плохо, что даже хорошо». Это громкий, зрелищный, безумный аттракцион на полтора часа, который не успевает надоесть и вполне позволяет весело провести вечер. Это то самое короткое попкорновое развлечение, которое сейчас, к сожалению, уходит из кинотеатров, где большинство современных блокбастеров идет больше двух с лишним часов. Садиться смотреть «Тринадцать привидений» и ждать шедевра – испортить себе впечатление. А вот хорошо повеселиться (особенно если смотреть этот фильм большой компанией) они вполне позволят. И ради этого «Тринадцать привидений» посмотреть можно и нужно.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)