Давным-давно, гласят легенды, когда Джин Симмонс решил сшибить себе денег на пиво, он подал в суд на Кинга Даймонда: дескать, ты у меня и имидж своровал, и приемы сценические… Башляй теперь. И долго судились два металиста, пока не пришел один дядька… и не засудил их обоих. А что бы он с этим вашим Мэрелином Мэнсоном сделал – и сказать страшно. Скорее всего, погладил бы по голове и отпустил: иди, дитятко, маленький ты еще, несмышленый. Потому что звали его Элис Купер – и все перечисленные выше, и правда, не более чем его подросшие фанаты, научившиеся худо-бедно копировать «Папу». Вот о нем сейчас и поговорим... Впрочем, если обсуждать весь его многолетний путь – это монографию писать понадобится. Так что мы просто вспомним несколько ключевых альбомов – тех, которых хватит для первоначального ознакомления.
Мне восемнадцать...
Ну, самому Куперу тогда было все-таки несколько больше, но попытки играть музыку он предпринял еще в школе, что верно – то верно.
На более-менее серьезном уровне началось все с того, что молодой музыкант Винсент Фурнье обратил на себя внимание никого иного как Фрэнка Заппы. А это был тоже примечательный мужик, этакий Сальвадор Дали от музыки – отличавшийся, кстати, предельно черным и экстравагантным юмором. К примеру, подписать контракт с Элисом Купером (тогда еще, впрочем, это было название группы – в сольный проект она превратилась несколько позже), Заппа решил после того, как пары песен в их исполнении хватило, чтобы очистить зал на две тысячи человек. С Заппой, правда, расстались достаточно быстро, но еще до начала сольной карьеры Купера, его группой были записаны многие песни, гремящие до сих пор: «I'm Eighteen», «School’s Out», «No More Mr Nice Guy». Кстати, свое шокирующее шоу Купер начал использовать уже тогда – и уже тогда нарывался на многочисленные цензурные запреты и скандалы.
Сам его псевдоним, первоначально бывший названием группы, а потом и сольного проекта, якобы был получен благодаря спиритическому сеансу. Когда-то это имя принадлежало, если верить рассказам певца, ведьме, сожженной в Салеме. И, кстати, да – не все русские поклонники это понимают, но для уха англоязычного человека, это имя однозначно женское. Да и сам имидж музыканта с самого начала был, как минимум, двусмысленным – и это во времена, когда в американской глубинке могли побить за длинные волосы.
А потом было главное: Купер решил записать сольный альбом – и это была запись, которая до сих пор входит в золотой фонд рок-музыки. «Добро пожаловать в мой кошмар» - позвал Эллис. И многие откликнулись.
Кошмар, черные вдовы и Стивен…
Нет, Стивен – в данном случае, вовсе не Кинг. «Welcome to my nightmare» - концептуальный альбом, который посвящен кошмарам мальчика по имени Стивен. Кстати, на альбоме звучит голос… Винсета Прайса, культовой звезды фильмов ужасов. А еще на альбоме принял участие гитарист Лу Рида, одного из основателей Velvet Underground и весьма уважаемого американского музыканта.
Начинался альбом с медленной, вкрадчивой и слегка таинственной «Добро пожаловать в мой кошмар» - впрочем, она довольно быстро переходила в упругий, почти фанковый «боевик». Отсюда, и, как говорится, в вечность – папа Купер до сих пор исполняет эту композицию на своих концертах.
Среди других хитов альбома, которые ни в коем случае не стоит пропустить, если вы хотите понять, чем хорош этот исполнитель – отвязная «Some folks», роскошная баллада «Only woman bleed», которую из-за текста так и тянет записать в гимн феминизма… И, конечно, заглавная «Стивен» с предваряющей ее «Годы назад» - этакая мини-опера ужасов, раскрывающая все кошмары заглавного героя. На своих концертах Купер и много лет спустя превращал ее в захватывающий моноспектакль – к примеру, именно так он поступал в турне с альбомом «Thrash». Причем, в отличие от остального репертуара, именно «Стивена» он исполнял на темной сцене, связанный смирительной рубашкой. И это хватало – драматизм самой песни и не требовал дополнительных «финтифлюшек».
«Я не хочу слышать твои рыдания,
Ты не знаешь, как глубоко меня это ранит,
Так что я закрою свою глаза,
И все это уйдет прочь».
Перевести и пересказать эти песни не так-то просто: текст очень символичен и поэтичен при всей своей внешней простоте. Такой и должна быть настоящая поэзия – не зря же Боб Дилан назвал Купера «самым недооцененным поэтом Америки». Надо заметить, что сам этот персонаж, Стивен, появлялся в творчестве Купера и позднее – вплоть до недавних альбомов.
Из «Мусора» - на сцены
После этого Купер записывал самые разные альбомы – одни сильнее, другие слабее. Сам певец заработал неслабые проблемы с алкоголем и был вынужден прилечь в клинику – что, кстати, дало материал для альбома «Изнутри». Но настоящее возвращение Короля с альбом, иронично названным «Мусор». Это Элис, видимо, так пошутил: альбом до сих пор считается одним из его лучших. Стилистически это, в основном, хитовый, мощный и «качающий» хэви-метал с изрядной долей глэм-рока. Впрочем, новый курс певца понравился не всем: раздавались упреки в том, что таинственная атмосфера, свойственная ранним хитам, куда-то улетучилась. Но, как не крути, «Poison», «House of fire», «Bed of nails» - мощнейшие песни, которым запросто могут позавидовать и авторы и помоложе. Словом, атмосферы может и поуменьшилось, но энергия била через край.
Для любителей ужасов альбом интересен еще парой деталей: во первых, в лучших традициях своего творчества, Купер сделал сценическое шоу, во время которого его успевали скрутить санитары, он освобождался и всем показывал кузькину мать… А потом его все-таки казнили на гильотине – все это на сцене, на глазах у посетителей концерта. Более того, в качестве «гостевых персонажей» в концерте принимали участие… Фредди Крюгер и Джейсон Вурхиз. Тем более, что выбор персонажей был не случаен: если помните, сам Элис Купер сыграл отчима Фредди в одной из серий «Кошмара на улице Вязов». А для «Пятницы, 13-е» он и вовсе написал песню.
Ну и наконец, на альбоме есть композиция с говорящим названием «Этот маньяк любит тебя»:
«Я пересек черту в моем сознании,
Черту между удовольствием и болью.
Оно забирает все, на чем я мог бы выжить,
Безумие пожирает меня заживо.
Я больше ничего не могу поделать
- этот маньяк любит тебя.
Твои самые большие страхи воплотились в жизнь –
Этот маньяк любит тебя».
Отличная песня, не пропустите – в музыкальном плане, казалось бы, типичный «боевик» того периода творчества Купера, но есть в ней что-то цепляющее на подсознательном уровне.
Чьи в лесу шишки
Был такой старый мультфильм, в котором медведь ходил по лесу и выяснял, кто здесь главный. Такое впечатление, что следующим своим альбомом Купер решил устроить нечто подобное: по количеству звезд «заскочивших на огонек», с альбомом «Эй, придурок!» равняться, кажется, просто не кому. В заглавной песне, к примеру, подпеть на припеве зашли Оззи Озборн и Слэш из «Guns N' Roses» - по тем временам, тоже весьма заметной группы. Не менее значимым хитом стал и «Feed My Frankenstein»: как-никак, два супергитариста – Стив вай и Джо Сатриани объединились, чтобы сыграть на этом треке соло. Помимо ласкающего слух любого любителя ужасов названия, эта песня может похвастаться еще одним любопытным «камео»: в его записи принимала участие никто иная как… Эльвира, легендарная «Повелительница тьмы». Помимо двух уже упомянутых композиций, на альбоме ни в коем случае нельзя пропустить «Love's a Loaded Gun» - еще одну сочную песню о любви… Что поделать, маэстро Купер, не смотря на свою ужасную репутацию, часто поет об этом светлом чувстве. Данную песню, впрочем, не назовешь особо оптимистичной: ее лирический герой говорит о том, что попытка играть на его чувствах может закончиться кровопролитием. Так же среди самых ярких хитов нельзя не отметить «Dangerous Tonight» и «Little By Little».
Словом, Купер, вернувшийся в хит-парады после долгого периода разброда и шатания, доказал: несмотря ни на что, его авторитета достаточно, чтобы первые люди музыкальной сцены зашли поддержать «отца шок-рока».
Город драконов на брутальной планете
Купер на всем протяжении творчества менял стили как перчатки – во всех музыкальных обрамлениях оставаясь собой. В конце девяностых он снова «поменял кожу», заодно проучив своих молодых, да шустрых клонов. Помните, мы уже упоминали Мэрелина Мэнсона? Купер не стал с ним судиться, не смотря на явное сходство в имидже и сценическом образе… Он просто записал подряд несколько альбомов аранжированных в духе модного на тот момент индастриэл-рока. То бишь, по сути, показал всяким там молодым, как надо играть их музыку. Послушайте тот же «Brutal planet» - или, еще лучше, «Dragontown»: одна только «Sex, death and money» чего стоит. Вот таким, на самом деле, и должен быть настоящий индастриэл-рок. Причем, обратите внимание, что не смотря на все модные аранжировки Купер ни на йоту не утратил собственного, хрипато-отвязного стиля – почерк Элиса Купера узнается с первых ноток.
Несмотря на все прошедшие годы, несмотря на то, что стили приходят и уходят – и кое-какие из них сам же Купер и придумал – он все равно остается уважаемым музыкантом. Более того, его продолжают звать в кино: помните, совсем недавно именно он был приглашен Тимом Бертоном в римейк культовых «Мрачных теней»? Тогда еще герой Джонни Деппа - Барнабас Коллинс, вампир, проснувшийся после долгой спячки - сказал в его адрес: «Эллис Купер? Никогда не видел такой страшной женщины».
Но, если ему и простительно не знать эти песни, то нам с вами, любителям тяжелой музыки и страшных историй, это просто неприлично, не так ли?
1 asmoderon 17-05-2014 19:22
Хорошая рецензия, спасибо!)
2 Caspian 22-04-2014 13:42
Василий, спасибо за отличную рецензию! Элис Купер - навсегда!