Город грехов / Sin City
США, 2005
Жанр: нуар, комикс
Режиссер: Роберт Родригес, Фрэнк Миллер, Квентин Тарантино
Сценарий: Фрэнк Миллер
В ролях: Брюс Уиллис, Микки Рурк, Клайв Оуэн, Розарио Доусон, Джессика Альба, Бенисио Дель Торо
Похожие фильмы:
- «Отчаянный» (1995)
- «300 спартанцев» (2007)
Как ни странно, прошло уже десять лет с момента выхода этого фильма на экран. Или всего десять лет? Даже сложно сказать, какая из этих характеристик правильна, учитывая тот фурор, который он произвел, те новые тропы, которые открыл. И признаться, он же и закрыл, потому что повторить этот эффект не смог даже сам автор фильма.
Те, кто видели «Город грехов» не когда он вышел в кинотеатрах, а на видео, тем более —через несколько лет после премьеры, вероятно, просто не смогут понять, насколько потрясающим был эффект. Ты входил в кинотеатр, собираясь посмотреть просто еще один фильм, вроде бы, на каком-то комиксе основанный… И оказывался прямо перед страницей этого самого комикса — с той разницей, что она двигалась и реплики персонажей всё-таки звучали, произносились вслух, а не возникали на экране в «пузырях», привычных читателям комиксов. Тогда, посовещавшись, многие пришли к выводу, что «Город грехов» — это даже не кино, а что-то совсем иное. Правда, так и не сошлись во мнении: что-то большее или что-то меньшее. Единственный фильм со схожим эффектом погружения в мир с печатной страницы — «300 спартанцев», но он был снят по комиксу все того же Миллера, позднее — и всё-таки уступает творению Родригеса, в том числе и по силе художественного воздействия. Косвенным доказательством этому может служить хотя бы то, что стилистику Снайдера воспроизвести удавалось — появившиеся позднее сериалы Сэма Рэйми о Спартаке как раз от «300» и отталкивались. А вот повторить воздействие «Города грехов» не удалось даже самим его создателям.
Пересматривая фильм сейчас понимаешь, что, по сути, это была квинтэссенция всего, за что любят лучшие фильмы Роберта Родригеса: безмерно крутые мужчины (признавайтесь, хоть кто-то сумел опознать Рурка сразу?), невероятно привлекательные женщины… С ними — вообще тема отдельная: так, как Родригес, женщин сейчас не снимает никто. Как и Сэльма Хайек после «Отчаянного» и «От заката до рассвета», Джессика Альба моментально стала знаменитостью и секс-символом и… И всё, пожалуй. Превзойти эту планку обе актрисы так и не смогли. Да, они снимаются и много, но назовите, что в их последующем творчестве способно превзойти танец Сантанико со змеей — или танец Нэнси с лассо, если уж на то пошло?
Но самое главное в фильме — его удивительный жанровый баланс. Перед нами — нечто вроде нуара, только с запредельно выкрученным контрастом. Сыщик, коп здесь не просто бессилен — он зачастую ничем не лучше преступника, да и сам бывает вынужден пойти на преступление. И всё-таки это истории о мужчинах, которые жертвуют собой ради женщин. Марв, громила и отморозок, идущий на безнадежный бой против запредельно могущественного человека — потому что проститутка была к нему добра. Полицейский, проходящий сквозь ад и жертвующий собой, ради маленькой девочки — и ради неё же, но взрослой. Помните: «мужчина уходит, ребенок остаётся жить. Честный обмен»…
Но при этом сценарий умудряется вместить и то, что не во всяком фильме ужасов встретишь: тут и говорящий (почти невыносимо болтливый, на самом-то деле) мертвец, и бои, в которых кровь и конечности красиво разлетаются во все стороны, и, наконец, людоеды среди главных героев… И вот это соединение запредельного мрака и надежды и составляет главное достоинство фильма.
И, скорее всего, именно поэтому и проиграл второй фильм. Нэнси была тем якорем, на котором держался оригинал — она была светлым пятном в жизни обоих главных героев, сыгранных Рурком и Уиллисом. И, когда во втором фильме она внезапно стала такой же убийцей, как и все остальные — этот свет погас. Тот самый, уникальный контраст, на которым держался этот написанный гризайлью город, пропал — и история стала просто темным пятном, каких много.
И, самое забавное, возвращаясь к разговору о контрасте, выкрученном до отказа: как ни странно, но в памяти этот фильм остаётся, именно чёрно-белым, построенным на оттенках серого, хотя на самом деле в нём есть цветные вкрапления, которыми автор пользуется очень точно.
Продолжения, подражания и пародии — всё это проходит и забывается, но оригинальный «Город грехов» до сих пор с нами, и он до сих пор — зрелище завораживающе стильное, эмоциональное и неповторимое.
Комментариев: 0 RSS