DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Образ оборотня в произведениях русских писателей

На небе белеет катаракта луны. Ты один в лесу, откуда-то издалека доносится вой. Кровь ускоряет движение в венах. Это не просто волки: ты читал о них. Они имеют острые клыки и обостренный нюх. Это антропоморфные существа, покрытые шерстью. А вот один из их племени — смотрит тебе в глаза. Настало твое время сгинуть в суровой Тайге, став ужином русскому волколаку.

Мотив перевертыша — один из самых популярных фольклорных мотивов. Литературоведы, культурологи и антропологи относят его к обрядам инициации, когда мальчик, например, переходит из состояния ребенка в состояние юноши или мужчины. Принято разделять оборотней на два вида: оборотень-колдун и оборотень-жертва. Первый способен обернуться и снова стать человеком, когда этого пожелает. Второй всецело зависит от внешних факторов, — например, от полнолуния или от проклятия, из-за которого не может вернуться в человеческое обличие.

Неудивительно, что в русской литературе XIX века так много сюжетов про этих существ. Ведь загадочная русская деревня — распространенный топос в отечественной литературе того времени. Давайте же рассмотрим образ оборотня в произведениях классиков.

Н.В. Гоголь «Вий»

Не будем поднимать религиозные проблемы, которые заложил в произведение автор. Обратим внимание на дуальность мира «Вия». Начнем с того, что бурсаки – семинаристы духовных училищ, изучающие философию, риторику и богословие, пьянствуют, дерутся и воруют. Далее мы видим Панночку в роли ведьмы. Она предстает перед главным героем в образе старухи, а потом принимает свое истинное обличие. Следующий на очереди — храм, представляющий собой портал между мирами живых и мертвых. Интересно то, что святыня находится в упадке.

В повести оборотень не только человек. Здесь все имеет вторую злую сущность, которая всегда одерживает победу. Даже главный герой не способен противостоять потусторонним силам. Он просто жертва, которой насильно изменили восприятие мира.

Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» (Вечера на хуторе близ Диканьки)

В этом произведении есть момент, когда дочь сотника заходит в светлицу, начинает плакать, но из-за угла на нее нападает кошка. Начинает душить девушку, та хватает отцовскую саблю, наносит удар, и животное с визгом забивается в темный угол. После этого случая мачеха девушки несколько дней не выходит из дома. На третий день она показывается с перерубленной рукой.

Сравнивая мачеху с ведьмой из «Вия», невольно замечаешь, что если оборотень получает увечья, находясь в животном обличии, то они переносятся и на его человеческий облик. А нечистая сила, как и в повести, может превращаться в предметы и зверей.

А. И. Куприн «Серебряный волк» (Полесский цикл)

Александр Иванович написал данный рассказ, вдохновившись поездкой по украинскому и белорусскому Полесью в конце 1890-х годов. Куприн широко использовал образы из быличек тех мест, чтобы создать персонажа-оборотня. При этом сюжет остался авторским, не превратившись в художественную обработку.

Интересной деталью рассказа является примечание автора к слову «волкодлан» — упырь, вурдалак. Как отметил К. Г. Красухин, в подобных повествованиях закрепилась пушкинская традиция называть всех потусторонних существ мертвецами. Но герой превращается не в мертвеца, а в волка.. Не противоречит мнению исследователя и описание главного героя:

«Не осталось от его задора и следа. Черный и худой, с перевязанной рукой, с двумя турецкими пулями в теле и хромой на одну ногу. Сидит целый день смурной и нелюдимый и не желает никого видеть, всё думает, думает…».

Возвращение Стецко в какой-то степени напоминает процесс прощания с покойным. Когда он пришел с войны, его решили женить. В славянских традициях не было редкостью, что со знатным человеком могли похоронить одну из его жен. После того, как жена жалуется на мужа, о его втором облике узнает отец, Стецко пропадает, «будто его никогда и не было». Будто он умер.

О. М. Сомов «Оборотень»

Произведение является довольно интересным переосмыслением образов оборотня-жертвы и оборотня-колдуна. Старик Ермолай, способный превращаться в огромного волка, охраняет волшебный лес. Он приютил у себя сироту Артема и теперь хочет посвятить его в свое общество через женитьбу на деревенской девушке. Поскольку у мальчика не было родителей, подразумевается, что он изначально был выброшен из мира людей.

Артем в начале сказки ведет себя как оборотень-колдун, повторяя за Ермолаем обрядовые действия для превращения в волка. К сожалению, самостоятельно вернуться в прежний облик парень не может. И здесь стоит предположить, что автор переворачивает концепцию волшебного помощника. Во-первых, ни о какой магии не идет и речи, главному герою помогает обычная девушка. Во-вторых, на выручку персонажам в волшебных сказках приходят звери, здесь же Артем сам является животным, которому требуется помощь человека. Девушка приходит к Ермолаю и просит за героя — просит вернуть жениху прежний облик.

Стоит отметить, что в сюжете отсутствует переход в иной мир посредством перевоплощения. Артем лишь внешне превратился в оборотня, но сохранил все психические и интеллектуальные способности.

В сказке Сомова мы можем наблюдать интересную инверсию, когда именно литературные традиции преобразуют фольклор, а не наоборот. Фольклор пересматривается и дополняется, сохраняя при этом глубокую связь с народными верованиями.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Наверное, самый многосторонний пример образа жертвы-оборотня. Начнем с того, что принца-человека из мира живых превратили в чудище — существо мира мертвых, мира чужого. Превращение в монстра, с одной стороны, дает герою власть над лесом, над магическими предметами, дает возможность жить в роскоши. С другой стороны, он не может покинуть лес, он — заложник одиночества, уродства, вседозволенности и удовольствий, которому не хватает любви и понимания.

Присутствует здесь и обряд инициации, только в упрощенном виде. Со взрослением он связан косвенно. Младшая дочь — девушка на выданье. Кольцо на пальце – прообраз туннеля, через который проходят носители архаичных культур, чтобы получить серьезное отношение к себе. Также кольцо на пальце перекликается и с современными традициями бракосочетания, где брак является шагом к самостоятельной жизни. Лес представляет собой дом мужа, куда раньше жених уводил невесту. Живя с мужчиной, девушка проходит обряд инициации и становится частью семьи. Возможно, сестры несут в себе образ проблем недоверия, с которыми может сталкиваться пара.

В заключение

Мы рассмотрели пять произведений русских авторов, в которых содержится мотив оборотня. Можно сделать вывод, что этот образ многогранен и каждый писатель переиграл его по-своему.

Конечно, это не единственные произведения. Среди той прозы, что не попала в общий список, но заслуживает внимания, стоит отметить:

  • В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее»
  • В. А. Жуковский «Иван Царевич и серый волк»
  • В. О. Пелевин «Проблема верволка в средней полосе»
  • В. О. Пелевин «Священная книга волка»
  • Интересным моментом в рассмотренных сегодня рассказах является то, что люди никогда не бегут от угрозы. Они стараются бороться с нечистью, пытающейся их убить, как, например, панночка, которая рубанула мачеху-оборотня.

    Комментариев: 8 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 Аноним 26-11-2022 22:20

      Цветочек аленькай...

      Учитываю...
      • 2 Александр 28-12-2022 20:42

        alexlorenzz, одна из любимых сказок детства. Спасибо за ваше внимание)

        Учитываю...
    • 3 Аод 23-11-2022 19:19

      Мне бабушка в детстве рассказывала, что в их колхозе ночами появлялась неизвестная ничейная свинья. Ее однажды поймали и отрубили ногу, а утром соседка без ноги проснулась...

      Учитываю...
      • 4 Александр 28-12-2022 20:39

        Аод, почему-то вспомнил "Вечере на хуторе близ Диканьки" Гоголя. Спасибо за внимание к моей работе.

        Учитываю...
    • 5 id516774056 22-11-2022 18:17

      Интересный материал, благодарю!

      Учитываю...
      • 6 Александр 28-12-2022 20:40

        id516774056, спасибо вам за уделённое статье время)

        Учитываю...
    • 7 muravied 21-11-2022 22:48

      Одним из самых страшных оборотней детства была баба Яга из мультфильма "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"(1953), когда черная ворона заманивает ребенка в лес, а там превращается в тощую старуху и хватает своими длинными руками, кричащего козлёнка. До сих пор жуть берёт с этого момента..

      Учитываю...