DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Охота на ведьм: пытки и казни

Даже в условиях современного комфорта мы сами иногда называем нашу жизнь пыткой. Произнося подобные слова, мы редко задумываемся о том, что же они означают на самом деле. Как и не признаемся, что это — серьезное преувеличение… Ведь о настоящих пытках и казнях мы, к счастью, часто не имеем верного представления. Получить его DARKER предлагает с помощью этой статьи.

Пытки и казни, совершенные над ведьмами: реальные истории

Для современного человека не секрет, что казни и пытки в истории периодически применялись представителями власти в рамках борьбы с неверными представлениями. Это называлось охотой на ведьм и считалось борьбой за чистоту взглядов в обществе. На деле же это было хорошим прикрытием для устранения тех, в ком власть видела для себя угрозу. Она же вписала их имена в историю человечества как имена ведьм, несущих опасность, и оставляет их в этом статусе до сего дня.

Агнес Сэмпсон

Имя Агнес Сэмпсон приобрело популярность после ненастья, случившегося в 1590 году у берегов Шотландии. Именно после того, как страшная буря отсрочила прибытие в страну невесты короля Якова VI и чуть не помешала созданию брачного союза, на землях Шотландии началась активная охота на ведьм. Суеверный король не мог себе представить, что что-то кроме проказ последователей Сатаны могло послужить причиной произошедших событий, и решил отыскать дьяволопоклонников и ради собственного спокойствия уничтожить.

Именно в рамках «государственной программы по розыску служителей темных сил» и была обвинена в страшных делах повитуха из графства Ист-Лотиан по имени Агнес. Ей вполне официально приписывали участие в ведьмовских шабашах и сговор с дьяволом: якобы она хотела уничтожить супругу короля. В качестве доказательств использовали свидетельства различных людей, которые утверждали, будто женщина может лечить молитвами, предсказывать дату смерти. Позже относительно невинные свидетельства дополнились показаниями самой женщины, согласно которым она наводила порчу на короля в обмен на золото и деньги, полученные от его кузена.

Именно эти признания Агнес вместе с названными пятью именами сообщниц стали поводом к казни женщины — через сожжение на костре предварительно задушенного тела. Стоит отметить, что признания по 53 обвинениям в мистической деятельности были получены не вполне естественным путем: женщину пытали с помощью «ведьминой узды» и прочих оригинальных пыточных устройств.

Анна Колдингс

Очередной жертвой охоты на ведьм того периода стала Анна Колдингс — бедная женщина со странными привычками. У нее не было ни влиятельных родственников, ни больших денег, ни близких друзей. Она вела уединенный образ жизни, редко посещала церковь, любила бродить по лесам Шотландии. Поэтому, говорят, и стала легкой добычей для инквизиторов.

Ее имя попало в список врагов святой инквизиции не само собой. Его назвала акушерка Агнес Сэмпсон под пытками. Под теми же пытками Анна Колдингс призналась во всем, в чем ее обвиняли: в причастности к вызову бури, сексуальной связи с Сатаной, кормлении грудью его сына. За это ее прозвали Матерью Дьявола и заживо сожгли на костре.

Бриджет Бишоп

Бриджет Бишоп из Салема была известна в городе как владелица нескольких таверн, вполне успешная женщина. При этом своей экстравагантностью она вызывала осуждение и негодование окружающих. Стоит отметить, что одной из ее особенностей была страсть к красным платьям. Она же послужила одним из поводов к обвинению в колдовстве, однако поводом к расследованию стало иное событие.

В 1692 году в семье городского пастора Пэрриса произошло несчастье: две его дочери начали вести себя неадекватно, их поведение резко менялось от апатии до лихорадочного веселья. Они внезапно падали на пол, бились в судорогах, говорили на непонятном языке. Если же рядом с ними начинали произносить молитвы, девочки закрывали уши и начинали истошно кричать.

Именно поэтому близкие семьи заговорили о ведьмовских проделках. Окончательно они уверовали в эту версию после того, как в припадке девочки начали произносить имя чернокожей служанки, которая работала в их семье. Средневековое сознание мгновенно связало с поведением девочек происхождение, привычки и верования женщины. Оно же послужило толчком к очередному эпизоду охоты на ведьм.

После заключения служанки под стражу подверженные ведьмовскому влиянию девочки стали называть все новые имена. Называемых ими женщин тут же арестовывали. Среди них и оказалась Бриджет Бишоп, в доме которой при обыске обнаружили восковых кукол. Против нее также выступили свидетели, которые утверждали, что женщина покупала у них атрибуты для колдовства. В результате немолодую «ведьму» казнили на Висельном холме. Не минули ее и эпизоды пыток с помощью привычных инструментов инквизиции.

Анжела де ла Барте

Имя дворянки Анджелы де ла Барте стало ассоциироваться с ведьмовством в XIII веке. Именно тогда проживала эта печально известная «ведьма», обвиненная во множестве преступлений: кражах и убийствах детей, сексуальной связи с дьяволом и рождении демонов. «Подлила огонька» в ее костер и крайняя неприязнь, которую женщина вызывала у окружающих людей. Немаловажной оказалась и ее связь с религиозной сектой, которую отрицала католическая церковь. В результате расследования подверженные пыткам «свидетели» подтвердили обвинения, и Анжелу сожгли на костре инквизиции.

Истории этих женщин показывают, что пытки и казни, которые применялись к людям, были действенным методом вышибания нужных показаний. С их помощью в былые времена с легкостью получали любые признания. Почему же люди так просто признавались в совершении того, что и вообразить-то сложно? Причина такого поведения в том, что с ними делали дознаватели и какие инструменты применяли.

Пытки и казни: инструменты и орудия

Пытки не просто заставляют жертву ощутить превосходство дознавателя, но и вынуждают оговаривать себя и окружающих. Чтобы понять это, достаточно познакомиться с орудиями, которые в умелых руках приносили невероятные муки и в то же время предотвращали легкую смерть.

«Кресло допроса» — нехитрое устройство, внешне напоминающее стул. Отличает его наличие шипов на поверхности, созданных, чтобы причинять боль, и средств для фиксации на них человека. Использовали его инквизиторы как самостоятельно, так и вкупе с другими орудиями пыток или под воздействием огня.

«Стул инквизиции» выглядел и использовался похожим образом. У него могли быть разные габариты и форма, однако в большинстве случае он напоминал обычный металлический стул с шипами, который при необходимости раскаляли.

«Колыбель Иуды» — еще более простое пыточное устройство. Внешне оно напоминает штык с пирамидой наверху, на которую и сажают человека. К рукам и ногам привязывают грузы, которые постепенно опускают жертву ближе к земле, что приводит к постепенному проникновению внутрь тела через анальное или вагинальное отверстие верхушки пирамиды.

Аналогичным образом работает «испанский осел» — «бревно» из твердого дерева или металла треугольной формы на опорах. Именно на него сажают жертву так, чтобы острый угол «бревна» упирался в промежность. В отдельных случаях это сопровождается привязыванием грузов к конечностям — чтобы усилить болевой эффект.

Дыба имеет чуть более сложную конструкцию и несколько вариаций. Вариант в виде ложа представляет собой большой стол на ножках, на котором располагается в лежачем положении жертва инквизитора. Специальные крепления при этом фиксируют конечности человека. В центре сооружения установлены огромные шипы, причиняющие жертве невыносимую боль.

Существует и другая версия дыбы, которая предполагает подвешивание жертвы с крепко связанными за спиной руками. В отдельных случаях эта процедура сопровождается подвешиванием грузиков к ногам человека, подергиваниями за веревку, перекинутую через лебедку. Также часто применяется комбинирование с другими способами пыток. Например, раздирание тела щипцами, колесование, применение железного сапога. Это позволяет получать необходимые признания в максимально короткие сроки.

Шипы используются и в пытках другим устройством — «нюрнбергской девой». Это саркофаг с шипами внутри, которые протыкают тело жертвы так, чтобы та оставалась жива как можно дольше и умирала в муках.

Простым и безобидным в сравнении с предыдущими орудиями пыток выглядит приспособление под названием «аист». Это хитрое устройство применяется для фиксации жертвы в определенном положении, которое вызывает спазмы и приводит к их распространению по всему телу. В результате человек не только корчится в муках, но и теряет рассудок или умирает от заражения крови.

Не менее эффективным оказывается и другой простой предмет, с помощью которого осуществляется колесование. Человека привязывают к колесу, установленному на шесте, предварительно переломав все крупные кости. Там он проводит следующие несколько дней вне зависимости от погоды, часто подвергается нападению птиц, отчего медленно погибает и признается в чем угодно.

Ломать и дробить кости как перед колесованием, так и отдельно от него дознавателям помогали специальные маленькие колеса и «коленодробилка» — пресс с огромными шипами. Переломы костей причиняет и «испанский сапог», и «железный башмак», которые обуваются на ногу. Первый работает над голенью, а второй — над стопой.

Ломать кости черепа помогает другая — более сложная — конструкция под названием «пресс для черепа». Она состоит из подобия шлема с мягкой обивкой, который надевается на голову, и нижней опоры для челюсти. Устройство работает по принципу пресса и приводит к переломам с вытеканием содержимого черепной коробки, не оставляя внешних повреждений.

Еще проще выглядит пыточная «жаровня» — решетка, к которой привязывают жертву. Под ней при необходимости разводят костер или располагают «свежие» угли.

Огонь — не единственное природное орудие пыток. С дознанием хорошо справляется и вода. Так, ее иногда просто вливают насильно в рот человеку или пускают в виде ледяной струи по голому телу.

В сравнении с описанными выше вариантами наиболее безобидным инструментом пыток можно назвать «вилку еретика» — двухстороннюю стальную вилку с четырьмя зубцами, которую крепят к шее жертвы кожаным ремнем. В результате этого даже самое незначительное движение головы, вздох или глоток причиняет человеку боль и наносит увечья.

Это далеко не все инструменты дознавателей времен охоты на ведьм. Но даже после знакомства с ними можно смело сказать, что обширность ассортимента этих орудий гарантирует признание абсолютно любого человека в том, что ему приписывают. Это становится понятным и при знакомстве с ведьмами современности, нынешнем отношении людей, власти к ним. Яркие тому примеры — в следующей части статьи.

Реабилитированные ведьмы и ведьмы без пыток и казней — какие они?

Когда массовая истерия, поэтически названная охотой на ведьм и обусловленная страхом правителей за свою судьбу, завершилась, слухи о ведьмах стали появляться все реже. Также изменилось и отношение общества к ним: современные их «аналоги» свободно живут где хотят, делают что пожелают и не подвергаются пыткам. Власти интересуются ими только в том случае, если люди со сверхспособностями совершают вполне человеческие преступления либо обладают важной для следствия информацией по преступлениям, совершенным другими людьми. В подтверждение тому — реальные примеры ниже.

Анна Гёльди

Анна Гёльди — ключевая фигура в истории борьбы ведьмовства и государственности. История ее жизни относится к XVIII веку и четко показывает прогресс человеческих взглядов и представлений.

Рожденная в Швейцарии в 1734 году, Анна была обычной горничной. В 1782 году ее казнили — формально по обвинению в отравлении, в реальности по обвинению в колдовстве.

Стоит отметить, что по воле судьбы она стала последней ведьмой в своей стране (так как после ее гибели таковых более не судили) и последней женщиной в Европе, которую обвинили в ведьмовстве и казнили по результатам вынесенного обвинения. И только в 2008 году (по прошествии 226 лет) Анну реабилитировали, официально признав жертвой судебной ошибки.

Причиной пристального внимания властей к персоне еще живой Анны в XVIII веке стало то, что в период ее работы горничной ее работодатель уличил женщину в преступлении. Он якобы обнаружил, что Анна регулярно подмешивала в питье и еду его дочери иглы, которые та потом, во время судорожных приступов, выплевывала вместе со рвотными массами.

Именно в процессе расследования этого странного дела власти пытали женщину, пока та не призналась в своей связи с дьяволом. В результате Анну вопреки действующим законам казнили через обезглавливание.

Осознавая незаконность обвинения, один из правозащитников подал прошение о реабилитации и получил на это согласие Парламента Швейцарии. В результате женщину признали невиновной и раскрыли реальную историю, в подробностях описывающую то, что с ней случилось. При пересмотре дела выяснилось, что причиной для обвинений со стороны врача, у которого женщина работала, стала их тайная любовная связь, вылившаяся в нежелательную беременность. По одной из версий, мужчина якобы испугался последствий и решил предотвратить распространение неприятных слухов таким жутким способом.

Молл Дайер

Истории известны и другие подобные случаи. Так, в XVII веке в Мэриленде проживала некая Молл Дайер, которая считалась странной из-за замкнутого образа жизни и умения исцелять людей травами.

Но несмотря на исцеление многих больных, Молл однажды обвинили в колдовстве. А в одну из ночей после этого местные жители подожгли ее простецкое жилище. Дом сгорел, но женщину в нем не нашли. Оказалось, ей удалось сбежать…

Узнав об этом, люди, намеренные завершить начатое, продолжили ее поиски. Однако спустя три дня поняли, что в повторном эпизоде казни нет нужды: женщина все-таки погибла страшной смертью. Один из местных обнаружил ее тело на большой скале — оно располагалось там в позе преклонения и молитвы, с протянутой к небу рукой.

Спустя короткое время жители поселения, где жила и умерла Молл, поняли, что обвинили не ту. Они раскаялись, но было слишком поздно: смерть невиновной наложила на город проклятие, которое потом несколько лет насылало лютые зимы и эпидемии. В память же об этой истории на месте, где обнаружили тело Молл, остался камень, на котором до сих пор видны отпечатки колен несчастной женщины.

Лори Кэбот

Лори Кэбот — порождение современного мира. Эта женщина уже несколько десятилетий гордо носит звание ведьмы Салема, и ее за это пока никто не планирует отправить в пыточную камеру или на костер. К ней относятся, скорее, с уважением и почетом.

Впервые об уникальных способностях Лори заявила в шестилетнем возрасте. Тогда она утверждала, будто полезная для окружающих информация поступает к ней через галлюцинации — «голоса». Когда ей исполнилось четырнадцать, на девушку обратили внимание две действующие ведьмы, которые стали обучать ее колдовскому мастерству, передавать оккультные знания.

В 1960-х о Лори Кэбот впервые узнала широкая общественность. В те годы женщина наконец решилась открыто заявить о себе: переехала в Салем, начала носить темные одежды и обучать желающих гаданию, практиковала диагностику организма по ауре и активно принимала участие в расследованиях преступлений с помощью ясновидения. В настоящее время Лори пользуется признанием общественности. К ней обращаются за помощью и открыто признают позитивный ведьмовской талант.

Райдос и Голунова: современные русскоговорящие ведьмы

Виктория Райдос и Елена Голунова — ведьмы нового поколения из России. Это наши современницы, которые стали популярны благодаря телевизионным проектам. О наличии у них магических способностей говорят многократные испытания, которые обе женщины прошли на глазах у многотысячной публики.

Несмотря на широкую известность, можно смело сказать, что им не грозит сожжение или средневековые пытки с целью выбить признание в связи с дьяволом или наложении проклятий. Единственным потенциальным поводом к смертному приговору может стать совершение женщинами вполне реального серьезного и опасного преступления, что также маловероятно. В остальном эти женщины мало отличаются от других людей.

История и телевидение показывают, что к современным ведьмам общество и государство относятся вполне лояльно, если те не преступают букву закона. Их не сажают в тюрьму. К ним не применяют пыток. Возникает правомерный вопрос: почему?

В качестве наиболее подходящего ответа можно дать следующий: нынешняя власть не нуждается в устрашении и настолько изощренном обмане. Она умудряется управлять народом и получать его поддержку другими способами, без помощи ручной пилы или разрывателей груди. Потому что теперь эта власть есть сам народ.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Frontlander 02-10-2019 13:41

    Так себе статья. Слишком много жареных фактов и досужих домыслов без опор на реально существующие документы. И при чем здесь инквизиция, что так часто упоминается по тексту? Ни в англиканской Англии 17 века, ни в протестантской Швейцарии ее и в помине не было.

    Учитываю...