DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Отмороженные и покалеченные

Frostbitten & Mutilated

Автор: Зак Смит

Жанр: Блэк-металлический хоррор о выживании в удушающей петле времени

Издательство: «LotFP»

Год издания: 2018

У некоторых народов есть легенда о vagina dentata, зубастом влагалище. Разумеется, психоанализ не смог обойти это явление стороной. Существует множество теорий о первичном страхе мужчины перед опасной женской природой, перед кастрацией и еще Бог знает перед чем. Интересной здесь представляется точка зрения Леви-Стросса. Он писал: по сути дела, этот миф — то же самое, что, например, миф о Симплегадах. Эти блуждающие скалы из греческих сказаний охраняли путь в Черное море. Сталкиваясь, они уничтожали зашедший между ними корабль. Леви-Стросс пишет, что греческая культура просто-напросто достигла более высокого уровня абстракции и спрятала за более абстрактной метафорой тот природный ужас, который испытывает человек перед порождающей бездной. А незатейливые индейцы вай-вай говорили прямо: vagina dentata.

Сумасшедшая фантасмагория таких дорациональных способов мышления, неструктурированных первозданных мифов, замешанных на скандинавской культуре и сюрреалистических образах, рожденных в голове безумного художника, раскрывается перед нами в сеттинге «Frostbitten & Mutilated».

Зак Смит — американский художник и иллюстратор. Он известен в мире альт-порно как режиссер и актер. И, хотя сейчас он оставил работу с порнографией, это реноме будет преследовать его всегда. Дело в том, что Зак — автор популярного блога «D&D With Porn Stars», начавшегося с серии видеороликов, где он играет с актрисами порно в настольные ролевые игры. Видео-каст завоевал огромную популярность, а блог стал ядром целого сообщества.

Когда чуть больше года назад мы вошли в «Darker» с темой настольных ролевых игр, рассказав о «Carcosa», мы уже упоминали о возрождении старой школы. Позволим себе не повторяться. Скажем только, что путь Зака Смита привел его к сотрудничеству с издательством LotFP, выпускающим приключения и сеттинги именно в этом направлении гейм-дизайнерской мысли. Но именно под лейблом LotFP появляются труды, которые отличаются завидной хоррорностью, натурализмом и гротескностью. И Зак отлично вписался.

Многие книги для настольных ролевых игр содержат раздел с рекомендуемой литературой, кино и музыкой. Все это предназначено дать вдохновение, показать, где искать схожие образы и контекст. Такой раздел есть и в самом начале «Frostbitten & Mutilated». В качестве музыкальных вдохновителей там указаны «Immortal», «Svartsinn» и «Wolves in the Throne Room». Пока доберетесь до этого списка, вы уже увидите висящие в пустоте заголовки, черно-белые иллюстрации (часто инвертированные), готические шрифты, особый мрачный стиль оформления. В этот момент все должно встать на свои места. Жужжащая гитарная стена сама надвинется на ваше сознание. В списке книг есть «Ранние признаки беременности». Есть там и книга, про которую автор пишет, что помнит плохо, так как читал в детстве. Но он предполагает, что его страх перед животными, спроецированный на игру, был наведен именной ей.

Так, мало-помалу, страница за страницей, книга подводит нас к описанию мира, стоящего на этих двух столпах: хардкорном понимании мифа и безудержной фантазии безумного художника. Ослепительно-белое сияние снега, колючий мороз, осколки черных башен у горизонта. Мы стоим на пороге Поглощенных земель.

БОГИ ЗАМОРОЗИЛИ ЗВУК и тем создали слова. Тварям надлежало вырезать языки изо льда. Троллю доверили шлифовку, и он обиделся, ибо презирал совершенство. Тролль работал, но отравил двадцать одно слово в каждом языке, чтобы они принесли беду и разорение мужчинам.

Козлице было ведомо то, что не было открыто богам. Она хотела помешать троллю. Она пришла в Простор Женских Ушей и прошептала в одно из каждых ста тысяч правых ушей: «Двадцать одно слово — яд. Но я не знаю какие. Не принимай смыслы из наречий мужчин. Уходи в чистоте».

Когда создавали женщин, одной из каждых ста тысяч досталось такое ухо. Эти женщины уставали от речей мужчин и не принимали их. И ныне они живут в далекой стране холода, не слушая никого.

Это миф о сотворении мира, людей и языков. С него начинается наше погружение в сеттинг. Насколько для викингов было реально происхождение мира из утробы Гиннунгагап, настолько же для персонажей игры реальна и эта легенда. Автору удается уловить здесь ту грань, где хорошие рукотворные мифы отличаются от плохих. Амазонки, населяющие этот мир, с одной стороны, свободны от скверны отравленных слов, но с другой — они вынуждены в отчуждении скитаться по неприветливому ледяному краю. Это история о чистоте и порче одновременно.

Поглощенные земли — родина племен амазонок. Предлагается разместить их на севере вашего игрового мира. Зак прямо советует расположить эти земли в Норвегии. Само слово «север» может создать для игроков нужное настроение.

Что может привести ваших персонажей в этот неприветливый край? Мотив вы можете выдумать сами, но, как и положено, автор дает советы. Далекое трудное путешествие можно предпринять ради золота или знаний. Поглощенные земли — древний край с богатой историей. Здесь можно обрести богатства или секреты, дарующие могущество. Вы можете пуститься в путь в этот край беззакония. Если в цивилизованных землях юга вам больше нет места или вы устали от духоты изнеженной цивилизации, ваша дорога лежит на север.

Но есть и еще кое-что. Повивальные бабки шепчут по углам южных городов и деревень, что у амазонок есть средства безопасного для здоровья избавления от ребенка. К тому же процедура обещает быть безболезненной. По слухам также известно, что иногда под предлогом поездки к родственникам в теплые края самые благородные дамы инкогнито, в сопровождении наемников отправлялись на север, чтобы найти для себя такие средства. Так мотивом для начала новых приключений в мире фэнтези может стать аборт.

Когда вы окажетесь в Поглощенных землях, вас ждет унылый безжизненный ландшафт, укрытый снегом. Реки, горы, руины древних крепостей изредка встречаются здесь. В книге Зак в меру сил художественным языком описывает эти места. Башни, выстроенные руками первых женщин, вмерзшие в землю трупы первых мужчин, лошади, никогда не знавшие всадников, деревья, которые пробились из земли после самого первого дождя. Да-да, эта земля — место, где началось существование мира. Здесь же оно должно и закончиться.

После такого краткого и драматического вступления следует бестиарий, список местных обитателей: людей, разумных существ, чудовищ и животных. Этот раздел книги составляет значительную ее часть. Это не просто список монстров, который надо время от времени открывать, когда начинается бой. Именно через обитателей Поглощенных земель подается значительная часть самого сеттинга.

И первыми в этом бестиарии появляются амазонки. И по алфавиту, и по значению. На мгновение вспомним, что это обзор, а не восторженный пересказ очарованных поклонников, и честно скажем: для центрального элемента сеттинга амазонки здесь очень уж стереотипны.

Да, они описаны крайне атмосферно и эффектно. Это смесь и страстной свободы, и благородной дикости. В их облике, наготе, которую они сохраняют на морозе, сквозит болезненная эротичность. В описании племен и их «вождиц» читается необузданность первобытного характера женской природы.

Но... На самом деле амазонок легко описать просто как «воинов Хаоса». И все поймут, о чем речь. Безусловно, сопряженные с остальными элементами сеттинга, они выполнят свою задачу. Картина Поглощенных земель окажется полной и завершенной. И амазонкам найдется на ней свое место. Но для такого сетапа, с мощным мифологическим введением, скрытым призывом к интроспекции, они кажутся разочаровывающе простыми.

В Поглощенных землях Амазонки живут племенами. Каждое племя имеет свои отличительные черты. «Отмороженные Луны» наносят на лица и тела узоры из ядовитой краски. «Презренное сестринство» («the Maggots Sisters»), которое описано как «сжигательницы церквей», идет в битву в сопровождении боевых кабанов. «Сестры из Ульвенбригады» не только приручили и воспитали волков, но являются опасными ведьмами, владеющими смертоносными заклинаниями.

Всего описано четыре важнейших племени и их «вождицы». Вы вольны сами создать свое племя по их подобию. В конце книги, как это неизменно бывает у Зака Смита, есть материалы и таблицы, необходимые для этого. И все результаты окажутся безумно интересными. Племена создаются из отличительных особенностей, верований, тотема, предводительницы и других черт.

Все это нужно не только для того, чтобы амазонки стали в вашей игре «орками в бикини», которых персонажи игроков смогли бы вырезать на пути к очередному артефакту. По мере того, как Поглощенные земли будут забирать жизни ваших персонажей, вы можете создавать новых, делая их уже амазонками и ведьмами. Со своими принципами и обычаями. Попробуйте поиграть персонажем, который никогда не поднимет руку на женщину и поклоняется саранче.

В описание четырех крупнейших племен, как и в весь бестиарий, включены важные сведения для игрового мира. Безумная королева «Презренного сестринства» Риндр стремится освободить древнего змея Нидхеггра. Ее мотивы остаются неизвестными. «Племя Тринадцати» удвоило свою численность после того, как начало применять галлюциногенные растения. Внутри «Отмороженных лун» существует тайная секта убийц.

Деталей нет, уточнений нет, подсказок нет — ваша задача отпустить фантазию на свободу и успевать за автором. Пожалуй, будет честно сказать, что книга предназначена для опытной игровой группы и уж точно не подойдет для новичков-ведущих.

После «дщерей Козлицы» следует остальная часть бестиария. У нас нет возможности упомянуть все, что там есть, хотя и очень хочется. Остановимся на двух элементах.

В качестве хорошего примера того, как устроен бестиарий вообще, возьмем Культ Жемчужников. Это не просто список сектантов с характеристиками для битвы. Перед нами выстраивается картина древней загадочной религии. Жемчужники бродят по Поглощенным землям, сражаются с тем, что считают хаосом и беззаконием. Они принудительно одевают и кутают амазонок (им ненавистна провокационная нагота, с которой те разгуливают на холоде).

Жемчужники строят свои церкви, где обязательно устраивают восьмиугольный баптистерий. Они наполняют его своей семенной жидкостью и другими выделениями. Эту смесь называют «миро». В этих купелях жемчужники омывают троллей. Кормление и уход за этими тварями — важная часть культа.

Свое название религия получила из-за украшенных рунами жемчужин троллей. Эти артефакты делают жемчужников абсолютно невосприимчивыми к оружию и заклинаниям, которые они используют. Как пишет автор, «блокируют любую симметрию».

Вторая деталь бестиария, на которой мы хотели бы остановиться, кажется нам очень точным попаданием в мифологический дух игры. Все животные в Поглощенных землях разумны. Речь идет не о чудовищах, а об обычных животных. При этом все они ненавидят людей и стараются им навредить. Каждый вид обладает своим характером. Лисы хитры и заманивают людей в засады. Вороны — жадные воры. Волки — попросту кровожадные убийцы.

При этом у животных есть особые способности, которые легко представить в древних легендах. Например, те же вороны — мрачные слуги смерти. Поэтому ворона может убить только тот человек, который убивал другого человека.

К этому времени у нас есть описание Поглощенных земель и их обитателей. В конце книги есть самые разнообразные таблицы для создания случайных элементов сеттинга. Локации, племена амазонок, ответ на вопрос «что у трупа в рюкзачке?», встречи, которые могут произойти, — все это можно получить из таблиц, заботливо составленных Заком.

Этих материалов хватит для того, чтобы провести множество незабываемых и интересных игр по «Frostbitten & Mutilated». Опасные, не прощающие ошибок земли ждут вас.

Но между бестиарием и справочником в книге расположено нечто совершенно особенное.

Поглощенные земли изображены в виде размеченной на клетки карты. В каждой клетке кратко описана достопримечательность. Как и во всем остальном, Зак не слишком стремится давать подробности.

Две любовницы прибиты гвоздями к стволу тиса. Это сделали жемчужники, чья церковь стоит рядом. Тела расположены на противоположных сторонах дерева. Одна женщина уже мертва, другая вот-вот умрет. Единственное ее желание — месть. Жемчужники так и не объяснили, в чем состоит их преступление.

Сталкиваясь с подобным, можно бродить по этим местам очень долго. Вас ждут неприятности, древние постройки, шанс ухватить нечто ценное и надеяться рано или поздно унести отсюда ноги. Если вы все еще будете желать этого, когда наступит это самое «рано или поздно».

И если оно вообще наступит.

В Поглощенных землях живут три зловещие ведьмы. Они желали призвать Бельфегора, чудовище, которое, как и Нидхеггр, старше любых богов. Но есть только один день, наступающий каждую тысячу лет, когда это возможно. И ведьмы не справились. Они не смогли правильно совершить ритуал, шанс был упущен.

Тогда, находясь в отчаянии, они сотворили заклятие, чтобы дать себе второй шанс.

В результате время в Поглощенных землях замкнулось. Произошло это очень давно, и с тех пор события повторяются здесь страшными циклами. Один и тот же месяц начинается заново, движется к своему концу и повторяется. Это самый настоящий «месяц сурка».

И он расписан по дням. Жизнь в этих землях начинается в новолуние, амазонки собираются отпраздновать День Очистителя. Ведьмы пытаются подготовиться к ритуалу. Чудовища покидают древние обиталища. Запускается цепь неотвратимых событий.

Но все завершается на убывающем полумесяце, когда вокруг царит хаос. Убийцы племени «Отмороженных лун» устраняют королеву Риндр. Ведьмы пытаются все-таки призвать древнего демона, но снова не успевают.

Спускается ночь, вслед за которой снова наступает второе число второго месяца года. И путь страданий повторяется вновь.

Когда персонажи пересекают незримую границу Поглощенных земель, они оказываются пойманы в эту временную петлю.

События вместе с локациями создают основу для кампании, которая может быть пройдена совершенно разными способами. Но только ведущий должен быть готов к тому, что описания даны очень кратко и нужно уметь импровизировать на лету, порой создавая целые миры.

Если кратко, то «Отмороженные и покалеченные» именно такие. Нас нисколько не удивляет, что многие покупают книгу как арт-бук, не слишком надеясь когда-нибудь провести игру на Поглощенных землях.

Но есть еще кое-что, что хотелось бы отметить в заключение. Мы не зря начали с Леви-Стросса и разбросали по тексту осторожные указания на психоанализ постструктуралистской эпохи. Если Поглощенные земли — это не метафора травмированной души человечества, двигающегося безумными кругами к очередному перезапуску, то тогда... Тогда это просто очень и очень хороший сеттинг для игры.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)