DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Поезд идет в никуда

Snowpiercer / Сквозь снег

Сценаристы: Жак Лоб, Бенжамин Легран, Оливье Боке

Художник: Жан-Марк Рошетт

Жанр: фантастика, антиутопия

Издательство: Питер

Год издания: 2021

Похожие произведения:

  • роман-антиутопия Джорджа Оруэлла «1984»
  • серия комиксов «Ходячие мертвецы»
  • мультфильм «Паровозик из Ромашкова»

«Сквозь снег» — комикс с удивительной судьбой. Будучи культовым на своей родине, он оставался практически неизвестным для остального мира до тех пор, пока свет не увидела его американская экранизация за авторством корейского режиссёра.

Теперь Snowpiercer – это франшиза, включающая в себя, помимо полнометражного фильма, сериал и три полноценные книги. А не так давно художник выпустил четвертый том комикса, завершающий историю вселенной. При этом если обычно комиксы игнорируют экранизации (комиксы DC, «Хранители» и т0п.) или работают с ними в симбиозе (вселенная Marvel, когда персонажей и истории подстраивают под кинопремьеры), здесь к ней относятся с уважением. Всё–таки кино вдохнуло вторую жизнь в эту историю. Всё, кому интересны подробности, могут узнать их из послесловия первой книги.

«Сквозь снег» – комикс из четырёх томов, изданный целиком на русском языке в двух книгах. Первая включает оригинальную работу сценариста Жака Лоба, умершего в 1990–м (комикс впервые издан в 1982–м) и считающегося создателем вселенной. Два продолжения, «Странник» и «Переправа», написаны Бенжамином Леграном в 1999 и 2000 годах. «Конечная станция» вышла в 2015–м, сценаристом выступил Оливье Боке, и этот комикс занимает одноименную книгу целиком, в то время как предыдущие три делят одно издание. Художником всех комиксов является Жан-Марк Рошетт, также вложивший свои идеи во все сюжеты, кроме оригинального.

Несмотря на то, что художник один, его стиль заметно меняется от книги к книге, и это понятно, учитывая, что между работами проходят десятки лет. Первый комикс выглядит более четко, можно даже сказать – обыденно. Он детализирован, лица эмоциональны, контуры четкие. Несмотря на то, что действие разворачивается внутри поезда, визуальный ряд пестрит разнообразием, вплоть до интерьеров отдельных вагонов. В дальнейшем Рошетт находит свою индивидуальность, его рисунок становится смелее, и художественно комиксы становятся несколько хаотичными.

Особенно это чувствуется в работах «Странник» и «Переправа», которые читаются как единое целое. События выходят за пределы поезда, весь мир лежит в снега, и картинка начинает пестрить большим количеством белого. При этом множество теней на человеческих фигурах делают рисунок визуально грязным.

«Конечная станция» обретает цвет, что придаёт рисунку глубину. Это настолько простой и очевидный ход, что, читая всю серию подряд, невольно удивляешься, насколько становится больше объема. Такой основательный подход как будто дополняет нарратив, история становится сложнее из-за нескольких сюжетных линий и смысловых наслоений. Концовка же дарит необычные впечатления, что достигается исключительно за счет работы авторов с цветом.

В целом рисунок Рошетта выглядит стильно. Наблюдать за развитием мастерства автора — отдельное удовольствие. Его стиль легко удерживает внимание на протяжении всей истории комикса.

Сюжетно всё одновременно проще и сложнее, чем визуально. Дело в том, что завязка истории очень проста: наступает ледниковый период, и те, кто успел сесть на ультрасовременный поезд, смогли выжить. Остальное население планеты замерзло. Но есть нюансы. Общество внутри поезда разделилось на тех, кто в конце состава, и на тех, кто ближе к его голове. Очевидная метафора мироустройства. Однако социальному неравенству будет посвящен только первый том комикса.

Жак Лоб, автор сценария оригинала, вероятно, был фанатом «1984», поскольку между романом Оруэлла и французским комиксом можно найти множество точек соприкосновения. Автор показывает читателю, как устроен поезд, пока ведёт главного героя к машинисту. Философствует о справедливости для рабочего класса, подчёркивает то, как гонятся за удовольствиями элиты. В его интерпретации местные «буржуа» не заботятся о низших кастах. Они циничны, эгоистичны, оторваны от реальности, происходящей в задних вагонах, и даже не считают живущих там за людей.

Продолжения – «Странник» и «Переправа» — откровенно слабее оригинальной истории, но по–своему хороши. В них сделан упор на критику религии, идолопоклонничества, телевидения, также эти сюжеты исполнены экшена. Все эти элементы были модным на момент выхода книги, в конце 90–х, и сейчас выглядят архаично, но все еще способны заинтересовать. Хотя следует заметить, что некоторые сюжетные моменты слабо вписаны в логику повествования, однако все недочеты окупаются концовкой.

«Конечная станция» читается как современный графический роман, даже в отрыве от всех предыдущих работ. На это влияет крепко прописанный сюжет, завершающий все сюжетные линии прошлых частей истории, а также те элементы, которые являются новыми для вселенной комикса.

Как нетрудно догадаться из названия, события выходят из поезда, и этот факт дарит читателям и персонажам новую надежду. Здесь уже присутствуют пугающие элементы, например в образе людей в мышиных масках. Комикс возрождает идею, что у человечества есть шанс на спасение, несмотря на то, что самое счастливое с виду место на Земле по факту оказывается ужасным кошмаром для тех, кто его отыскал. Тут много критики по поводу места экологии в современном мире и уже привычные претензии к мироустройству. Концовка же в этом комиксе самая позитивная из всех, хотя и по-своему грустная.

В итоге обе книги воспринимаются как единое целое. Они задают вопрос, стоит ли спасать человечество в случае наступления глобального катаклизма. И хотя, если судить по концовке, ответ скорее всего положительный, читателю найдется над чем поразмыслить. А этот факт – верный признак хорошей фантастики. Кроме развлечения, она должна заставлять нас думать и чувствовать. И комиксы «Сквозь снег» с этим отлично справляются.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Eucalypt 20-02-2022 09:23

    Интересно. Как-то упустил, что комиксы продолжились уже в 10-х, и цвет, действительно, им к лицу. Да и стилистика стала какой-то более метафоричной. Надо прочитать второй том.

    Учитываю...