DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Полюбившие жизнь

Все началось летом 2005 года: двое парней из Стокгольма решили напиться. Они глотали пиво из бутылок, говорили о музыке и по очереди резали себе руки. Так появилась шведская группа «Lifelover» или «Жизнелюб», если переводить название для русского уха.

Lifelover

 

Ребята не были новичками, которые в пьяном угаре предавались идиллическим мечтам о совместной музыкальной деятельности. Каждый уже имел солидный опыт работы в блэк-металлических коллективах шведского андеграунда. Будущий вокалист «Lifelover», Ким Карлссон (Kim Carlsson), во многом известный своим участием в таких проектах как «Hypothermia» и «Life is Pain», а Йонас Бергквист (Jonas Bergqvist), взявший в руки гитару, уже успел показать себя в «Dimhymn». Однако музыканты решили отказаться от своих настоящих имен в рамках «Lifelover» и стали называться кратко и незамысловато: Ким – ( ), а Йонас – B. Через какое-то время к ним присоединились несколько единомышленников: Fix (бас), 1853 (дополнительный вокал), H. (ритм-гитара), LR (речитатив, дополнительный вокал) и Kral (ударные на живых выступлениях). Позже в одном из интервью музыканты расскажут, почему выбрали такие лаконичные и на первый взгляд бессмысленные псевдонимы. Они объяснили, что внутренний мир каждого из участников полностью растворен в творчестве группы. Настоящие имена указывают на личность вне музыкального пространства, поэтому их нужно низвести до неброского псевдонима или же обозначить несколькими символами.

Тем интереснее для нас – какие мысли и образы спрятаны в душах шведских жизнелюбов?

 

Страх и ненависть в Стокгольме

 

Критикам первый альбом группы пришелся по вкусу, однако они не стали церемониться с определением стиля «Lifelover» и записали их в depressive black metal. По мнению ( ), причиной тому послужило то, что он и B до основания проекта играли в основном в блэковых коллективах. Сами же участники утверждали, что пишут музыку в жанре «отравляющий металл» (narkotisk metal), но все же достаточно трудно вместить тематику творчества группы в это авторское определение. Стремление к самоистязанию и безудержная тяга к насилию, ненависть к окружающим и безразличие к собственной личности и плоти, мечты о самоубийстве, перемешанные с жаждой любви и счастья, наркотический бред о глупой, бессмысленной жизни и попытка осознать себя как человека… Это лишь самое общее описание тем, которые затрагивает музыка «Lifelover». Не менее интересна манера звучания и стиль вокала жизнелюбов. Мрачные, угнетающие риффы перегруженных гитар меняются местами с парой чистых тревожных аккордов, а примитивные партии ударных и баса болезненно переплетаются с изящной мелодической линией клавиш. Сквозь эту сладко-шизофреническую какофонию прорываются надрывные, истерические вопли, слышится смех, обрывки чьей-то беседы или шепот маньяка-психопата. Таким Lifelover является слушателям на записи, однако не менее интересно посмотреть на то, как музыканты ведут себя на сцене.

Lifelover

 

Выступления группы редко обходятся без крови и масок. Вокалист ( ) выходит к публике полуобнаженным со множеством кровоточащих порезов на теле. Некоторые поклонники считали, что кровь и раны – просто сценический трюк, но оказалось, ( ) действительно режет себя, прежде чем встать за стойку микрофона. Он кричит, шепчет, истерически смеется, а его белая распахнутая рубашка постепенно покрывается ярко-красными пятнами. Каждый участник группы носит маску. Это может быть медицинская марлевая повязка или просто кусок ткани. Гитарист B, к примеру, носит белый тряпичный шлем, разрисованный черными полосами, а участник под псевдонимом 1853 – противогаз. Можно предположить, что группа использует такой сценический имидж, чтобы привлечь внимание или утвердить собственный неповторимый стиль. Однако участники заявляют об обратном: они используют маски, чтобы спрятать собственную личность и оставить слушателям только музыку (по той же причине, как вы помните, они скрыли настоящие имена под псевдонимами). Нас нет, мы - никто, говорят они публике, есть только наркотические риффы и клавиши.

 

В начале был порошок

 

В 2006 четверо участников «Lifelover» – B, ( ), LR и 1853 – записали первый альбом, дав ему весьма подходящее название – «Pulver» (Порошок). Природу этого порошка вы легко разгадаете, послушав несколько песен с дебютного диска группы. Болезненные вопли вокалиста, несущиеся над монотонной гитарной партией, неожиданно заканчиваются детской песенкой из повести Астрид Линдгрен («Nackskott»). Здесь мы ловим одну из отличительных особенностей творчества «Lifelover». Посреди композиции вы услышите причудливые вставки вроде криков испуганной толпы, перемешанных с выстрелами («M/S Salmonella»), или же салонный вальс под гнусавый аккордеон вместо ревущих электрогитар («Mitt oppna oga»). Сэмплы вторгаются резко и неожиданно, вгоняя слушателя в оцепенение. Общее звучание альбома грубое, перегруженное, небрежное. Неотфильтрованный звук примоченных гитар с шумами и присвистами ещё больше усиливает атмосферу печали, безразличия и умопомрачения. Но сквозь общий депрессивный настрой прорываются и мажорные риффы, под которые при хорошем трипе можно и потанцевать («Vardagsnytt»).

 

 Lifelover ‎– Pulver

 

Запись второго альбома «Erotik» прошла в обновленном составе: к группе присоединился ритм-гитарист H. Диск увидел свет в 2007 году и был тепло принят слушателями и критикой. Звучание нового материала во многом повторяет традиции предыдущей работы «Lifelover» – те же шипящие перегруженные гитары и знакомый хлюпающий шелест ударных. При этом характер композиций претерпел некоторые изменения: клавишные партии стали богаче и лиричнее, а ритм-секция приобрела новую болезненную мощь. Сэмплы, которые могли шокировать неподготовленного слушателя в первом альбоме, в «Erotik» представлены несколько иначе. Сумасшедшие вставки, – будь это детский хор или стоны мужчины вперемешку со звуками губной гармоники, – звучат фоном, не прерывая основной композиции, как это было в «Pulver».

Lifelover - Erotik

 

Подобно тому, как и всякое сумасшествие со временем уступает место апатии, нервные напористые треки со скриминговым вокалом («En man i sina samsta ar», «Museum of past affections») сменяются депрессивными мелодичными зарисовками с чистым вокалом («Besatt», «Hostdepressioner»). Кроме того, альбом содержит психоделический опус, собранный из клавиш и сэмплированной партии ударных, а также финальный трек, в котором участники «Lifelover» спрятали композицию с первого альбома, пустив её задом наперед (внимательные слушатели сразу узнают её даже в таком виде).

Lifelover - Konkurs

 

Следующую студийную работу шведские жизнелюбы назвали «Konkurs» (Банкротство), релиз которой состоялся летом 2008 года. Возможно, это самый мрачный и агрессивный альбом в творчестве группы, не лишенный при этом некоторых экспериментов со звучанием. Подобно предыдущему диску, «Konkurs» можно расчленить на две половины. Первая – это жесткие треки, основу которых составляют мощный скриминг (или же истошные вопли) и стремительные ударные. Композиция «Mental Central Dialog» (Главный внутренний диалог) несет всего две строчки: «Не могу найти ответов / Есть ли ответы?». С каждым разом эти реплики повторяются все громче и надрывней, пока душевные искания не перерастают в душераздирающий вопль отчаяния. Среди наиболее быстрых и сумасшедших треков также можно выделить «Brand» (Пожар) и «Narcotic Devotion» (Наркотическая зависимость). Вторая половина треклиста – это медленные, депрессивные композиции с чистым вокалом. Вероятно, самой необычной среди них является «Stangt p.g.a. Semester» (Закрыто на время отпуска). Печальные мелодичные гитары и мягкая синкопа в партии ударных прекрасно сочетаются с меланхоличным рассказом о хмуром счастье моральных калек. Воображение живо рисует медленный неуклюжий танец двух любовников, ступающих по использованным презервативам, окровавленным шприцам и упаковкам от таблеток. Завершается альбом треком «En tyst minut» (Минута молчания). Сквозь белый шум и помехи пробивается монотонный стук метронома… а может быть, это шаги приближающейся смерти?

 

Упадок, Болезнь и Смерть

 

В 2009 году «Lifelover» выпустили мини-альбом под названием «Dekadens» (Декаданс), на записи которого к группе присоединился сессионный ударник Non (до этого музыканты использовали драм машину). Эту студийную работу можно считать одной из самых необычных в дискографии музыкантов. Первое, что привлекает внимание – это очищенное от шумов звучание гитар. Кроме того, ни в одной из семи композиций нет привычных сэмплов, которые сопровождали творчество «Lifelover» на протяжении трех предыдущих альбомов. Изменился и сам характер материала: звучание обогатилось тяжелыми гитарными риффами и визжащими флажолетами. Почти все композиции записаны в быстром темпе с жестким скримингом и фирменными воплями вокалистов, особняком стоит лишь «Visdomsord» (Мудрые слова). Под спокойные риффы чистой гитары ( ) рассказывает слушателям о бренности человеческого тела: сегодня жив, а назавтра – труп. Жесткая, быстрая, почти танцевальная песня «Androider» (Андроиды) наводит на мысли о безумной дискотеке сломанных роботов, которые когда-то были людьми: «Нет истинного счастья/ Нет желаний и нет смысла/ Сплошные вопросы без ответов/ Нет цели и нет победы».

Lifelover - Dekadens

 

В конце 2010 года группа заканчивает работу над полноформатным альбомом под названием «Sjukdom» (Болезнь). В записи принимали участие ( ), 1853, LR и B, который выступил в роли гитариста, клавишника, басиста и вокалиста. Новый диск оказался самым эклектичным среди остальных работ жизнелюбов. От прежних «Lifelover» не осталось и следа – стиль звучания и характер композиций кардинально поменялся, особенно в сравнении с первыми тремя альбомами.

Lifelover - Sjukdom

 

При прослушивании без труда можно разделить треклист на три части. Первая из них составляет костяк альбома и состоит из мрачных, поистине блэковых композиций. По тяжести и злости гитарные риффы «Sjukdom» перекликаются с предыдущим «Dekadens», разве что уступают в темпе. Мощнейшей композицией можно считать «Karma» (Карма), в которой неповторимый стиль «Lifelover» узнается только благодаря меланхоличной партии клавиш. Вторую часть треклиста составляют неторопливые выдержанные композиции с изящными гитарными партиями. Пожалуй, самой выдающейся из них является «Expandera» (Расширяясь). В ней наиболее полно отражается слияние раннего творчества «Lifelover» и обновленного «жирного» звучания гитар. Под мелодичные минорные риффы вокалист рассказывает о смерти и скором слиянии с окружающим миром. Последний пласт альбома представлен двумя психоделическими треками. Первый из них «Bitterljuv kakofoni» (Горько-приторная какофония) смонтирован из сэмплированной ударной партии и отлично проработанных рифов чистой гитары. Второй – «Utdrag» (Экстракт) – это великолепная музыкальная зарисовка к роману шведской писательницы Карин Бойе «Каллокаин», отрывок из которого и является текстом песни.  

Lifelover на концерте

 

«Sjukdom» стал последним альбомом в дискографии «Lifelover». Группа прекратила существование после смерти Йонаса Бергквиста или B, одного из основателей проекта. Утром 9 сентября 2011 года его нашли мертвым в собственной постели. Причину скоропостижной кончины музыканта удалось установить не сразу, однако следствие исключило убийство и суицид. Спустя почти полгода на странице Йонаса в фейсбуке появилось сообщение, написанное от лица его семьи: родные и близкие музыканта раскрыли вероятную причину смерти Бергквиста. С 18 лет он страдал генерализованным тревожным расстройством и для облегчения симптомов принимал транквилизаторы в течение семи лет – вплоть до смерти. По версии родственников, подкрепленной предположением патологоанатомов, Бергквист умер от передозировки или отравления бензодиазепином. С каждым годом ему требовалась все больше и больше таблеток для поддержания нормального состояния, и скорее всего, он просто не рассчитал дозу.

После смерти Йонаса Бергквиста оставшиеся участники отыграли несколько прощальных концертов и поставили точку в истории проекта. Несмотря на это «Lifelover» продолжает жить. На просторах интернета не утихает полемика вокруг творчества группы, записываются трибьюты и каверы, множится пестрая толпа новоявленных жизнелюбов. Среди них томный меланхоличный юноша и обдолбанная истощенная девушка, преуспевающий офисный работник и обрюзглый алкоголик-одиночка. И каждый из них отчаянно любит жизнь – до горьких слез, до удушающей рвоты, до сокрушительных предсмертных конвульсий.  

Lifelover - Pulver

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 dr. Beard 22-03-2014 21:44

    Хороший обзор. В своё время - два года назад - мне Lifelover категорически не понравился. Сейчас же, переслушав "Порошок", я нахожу его не таким уж и плохим, а некоторые треки - о, чудо! - даже нравятся.

    Дальнейшее знакомство, правда, вряд ли буду продолжать.

    Учитываю...