DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Притча о Наманвари

Темные времена / Dark Age

Австралия, 1987

Жанр: триллер, драма, приключения

Режиссеры: Арч Николсон

Сценарий: Соня Борг

В ролях: Джон Джэррэт, Никки Когхилл, Макс Фипс, Бёрнэм Бёрнэм, Дэвид Галпилил

Похожие фильмы:

Все новое – это хорошо забытое старое, что лишний раз подтверждает просмотр австралийской приключенческой драмы с элементами триллера «Темные времена». Австралия – страна загадочная, где созревают не только фрукты, но и таланты, многие из которых позднее едут в Голливуд. Филлип Нойс, Питер Уир, Питер Джексон прекрасно адаптировались к иностранным реалиям, не потеряв при этом свое режиссерское лицо. Подобное могло бы произойти и с талантливым Арчем Николсоном, но он умер 24 февраля 1990 года в возрасте 48 лет от БАС. Нет уже и сценариста Сони Борг (1931 – 2016), которая специализировалась на фильмах о дикой природе. Впрочем, она, в отличие от Николсона, могла видеть культовый хоррор Стива Майнера «Лэйк Плэсид: Озеро страха», концепция которого может напомнить эту австралийскую ленту.

Из Австралии до нас дошел не только «Крокодил Данди» (1986), но и хоррор Грега МакЛина «Крокодил» (2006). Этот самый МакЛин снял чуть ранее культовый фильм «Волчья яма» (2004), где прославился в роли злодея прекрасный актер Джон Джэррэт, на счету которого немало ролей в серьезном кино – от шедевра Питера Уира «Пикник у Висячей скалы» до «Голубого киля» Брюса Бересфорда. Джэррэт играет главную роль и у Арча Николсона, представая в образе честного рейнджера, который разрывается между своим начальством, приказывающим убить крокодила, и общиной аборигенов — ее старейшина Ундабунд говорит ему, что это священный крокодил Наманвари, которого нельзя убивать.

«Темные времена» – своеобразный антипод «Челюстей», задавших планку для подобных сюжетов на десятилетия вперед. Это тоже экранизация романа — «Наманвари», главный герой Стив Харрис такой же смелый, положительный красавец-мужчина, как и персонаж Роя Шайдера, однако режиссер ведет повествование в другую сторону. Человеку нужно считаться с природой (это в будущем засвидетельствует и Стивен Спилберг в «Парке Юрского периода»), а к крокодилу невозможно предъявлять моральные требования (съел ребенка – экий злодей!), ибо это животное, живущее инстинктами. Зла нет в дикой природе – оно живет в сердцах людей, которые, зная заповеди Христа, стараются их нарушить, уничтожить природу и заодно друг друга, словно повинуясь инстинкту разрушения. Крокодил рожден, чтобы плавать в реке и есть все, до чего способен дотянуться. Он не может жить иначе. Однако люди умнее крокодила, им ведомо знание о мире, о морали, но они все приносят в жертву выгоде лично для себя.

Мир «Темных времен» – это столкновение двух разных отношений к природе: почтительного, как у туземцев, и варварского, как у браконьеров, которые целыми днями убивают крокодилов ради шкур. Городские власти, с одной стороны, не хотят протестов аборигенов, а с другой — ожидают туристов, которым не понравится купаться вместе с зубастым крокодилом. Стив Харрис вынужден лавировать между этими сторонами конфликта, душой склоняясь к своему другу Ундабунду. Его племя не бегает с копьями по лесу – они пользуются всеми благами цивилизации, но при этом чтят традиции предков. Ундабунд убежден, что убийство противно природе. Нельзя уничтожать Наманвари – древнего крокодила, который, возможно, стал нападать на людей из-за недостатка пищи. Мстить крокодилу глупо – у него нет свободной воли, он не может захотеть и перестать есть мясо, к тому же специально за людьми он не охотится. Режиссер даже позволит ему частично реабилитироваться перед впечатлительным зрителем, когда крокодил проглотит одного из хулиганов, желавшего утопить старика в реке.

Аттестация этого фильма как хоррора неверна, ибо только дезориентирует зрителя, ожидающего саспенса а-ля «Челюсти». Это неторопливая картина с прекрасными видами дикой природы (оператор — будущий лауреат «Оскара» Эндрю Лесни), основанная на мифологии австралийского народа, с почти буддистским созерцательным настроением. Гуманизм Арча Николсона неудивителен – он пришел в кино, увидев в юности артхаусный шедевр «В прошлом году в Мариенбаде» (1961), и долгие годы снимал документальные фильмы о своей стране. Режиссер много работал на телевидении, а для кинопроката снял всего пять фильмов, среди которых «Крепость» (1985) и «Темные времена» —самые известные.

Смерть в этой ленте не трагедия, а часть жизни. Смиренно умирает Ундабунд, сыгранный известным борцом за права аборигенов Бёрнэмом Бёрнэмом. «Мы родились и мы умираем, но дух остается живым» – эта почти буддистская сентенция подводит итог всей картине. Нет смерти в природе, ибо она противоположна тлену. Жизнь всегда возрождается, словно птица феникс. Неслучайно в последних кадрах следует тревеллинг с вертолета, показывая богатую природу Австралии с ее равнинами, лесами и реками.

На этой планете всем найдется место – и людям, и крокодилам. Нельзя вмешиваться в баланс природы, уничтожать верования других народов, убивать живых существ, если можно найти иной способ обезопасить людей. Крокодил, убивая, не творит зло – он не может поступать иначе. Но у человека всегда есть выбор, и об этом важно помнить, дабы не превращать убийство в бизнес, как у браконьеров.

Отлично снятые, с интересными этнографическими экскурсами в культуру аборигенов, «Темные времена» говорят об Австралии больше, чем многие поздние хорроры этой страны, включая «Волчью яму», которые могут прельстить разве что насилием. Гуманистический пафос работы Николсона сообщает зрителю: есть нечто большее, чем сиюминутные интересы. Человек сотворен природой добрым, но, вступая в сделки с совестью, он искажает свой дух, подчиняясь ошибочной мысли, что силой можно решить все вопросы.

Режиссер уже тогда был неизлечимо болен, размышлял о смерти и готовился к неизбежному концу. И его духовный фильм, как бы странно это ни звучало по отношению к картине про зубастую зверюгу, воспринимается как своеобразное завещание потомкам. Зла нет, пока человек помнит, что у него есть выбор.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)