DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Проклятые картины

Тема майского номера DARKER — проклятия, и почему бы не вспомнить по такому поводу самые известные «проклятые» картины? Некоторые из них выглядят действительно устрашающе и тревожно, иные же, несмотря на невинность сюжетов, причислены к таковым благодаря своей мрачной истории. Впрочем, вокруг каждой из подобных историй наплетено столько всего, что уж и не разобрать, где исторический факт сменяется мистификацией, а мистический опыт оборачивается маркетинговой уловкой. Итак...

Неизвестный автор, «Измученный человек»

«Измученный человек» на Западе давно стал интернет-легендой. Согласно ей, картина была нарисована человеком, который покончил с собой, предварительно использовав свою кровь в качестве краски. Хозяин картины Шон Робинсон унаследовал её от бабушки; полотно было спрятано на чердаке подальше от людей. Завладев картиной, Шон объявил, что не станет продавать «Измученного человека», который уже наделал ажиотажа среди коллекционеров «одержимых» предметов. Своё решение хозяин картины объяснил желанием оградить людей от паранормальной активности и случаев, «которые реально происходят с теми, кто находится рядом с ней».

Нужно ли говорить, что подобные заявления лишь подогрели интерес к полотну, а последовавшие за этим шоу с исследованиями картины специалистами по паранормальному окончательно закрепили легенду картины в общественном сознании? Но хозяин пошёл дальше и стал снимать видео для Ютуба, где рядом с «Измученным человеком» произвольно открываются-закрываются двери и раздаются скребущие звуки. А потом поползли слухи о связи Робинсона с кинокомпанией, которая была заинтересована в съёмках фильма по мотивам истории картины. Вот и задумалось поневоле интернет-сообщество: не было ли всё это затянувшейся промо-компанией или, по крайней мере, попыткой продать свой «макгаффин» подороже? Фильм, кстати, обещают анонсировать ближе к 2021 году.

Владимир Боровиковский, «Портрет М. И. Лопухиной»

Одна из самых старых «плохих» картин оказалась родом из России. Восемнадцатилетняя графиня Мария Лопухина позировала мастеру в расцвете лет; красоту и изящество девушки подчёркивает отточенная прозрачность кисти Боровиковского. Но так уж вышло, что девушка умерла пять лет спустя от чахотки, и по салонам (где обитали тогдашние лидеры мнений) о картине начала разноситься дурная слава. Говорили, что дух Лопухиной, поселившийся в портрете, забирает души девушек на выданье, которым не посчастливилось на него взглянуть. Не меньшее внимание уделялось фигуре отца графини – Ивана Толстого, который якобы был масоном и мистиком, сумевшим при помощи колдовства переселить душу в портрет. Впрочем, с того момента как Павел Третьяков купил полотно для своей галереи, слухи о зловещих качествах портрета постепенно сошли на нет.

Билл Стоунем, «Руки сопротивляются ему»

Эта «картина с eBay» по сей день остаётся одним из самых известных «зловещих» полотен. В 1970-х «Руки сопротивляются ему» были куплены довольно известным актёром Джоном Марли, а после его смерти в начале 2000-х найдены пожилой супружеской парой, которая выставила полотно на аукцион с весьма интригующим сопроводительным текстом. Продавцы заявляли, что сделка не имеет обратного хода и они не отвечают за то, что может произойти с новыми владельцами. Причиной тому была паранормальная активность картины в ночное время суток – якобы рядом с ней срабатывали датчики движения, а фотокамеры смогли зафиксировать мальчика, «сходящего» с полотна. По другой же версии картину повесили в детской, и о том, что персонажи на ней движутся, рассказал ребёнок пары. Так или иначе, но страница, где была размещена картина, стала очень популярной в интернете, а стартовую цену удалось поднять в пять раз – до... скромной тысячи с небольшим долларов.

Купившему полотно коллекционеру Киму Смиту стали приходить предостережения и угрозы; наконец, картиной заинтересовались супруги Уоррены (да-да, те самые, из «Заклятия»). А потом Смит посоветовал обратить внимание на новости о картине её автору, давно потерявшему своё творение из виду. Как же удивился Билл Стоунем развернувшемуся вокруг его автопортрета шабашу. Много лет назад, смешивая юнгианские мотивы с тревожным магическим реализмом, художник изобразил самого себя в детстве по старой фотографии, и, по собственному признанию, из «плохих» событий с ним в то время приключилась только поломка машины. Теперь же автор купается в лучах популярности и по многочисленным просьбам написал к картине сиквел, триквел и приквел – всё по заветам Джеймса Вана.

Генри Лансдир, «Человек предполагает, а Бог располагает»

Картина, посвящённая сгинувшей в Арктике экспедиции Франклина (да-да, те самые "Террор" и "Эребус"), изображает двух медведей на фоне обломков корабля, оборудования экспедиции и человеческих костей. Полотно действительно способно произвести давящее впечатление, однако «зловещесть» его проявилась более чем полвека спустя после написания, когда его повесили в лондонском колледже. Именно местные студенческие легенды прославили «Человек предполагает, а Бог располагает» на весь мир. Говорят, ещё в начале XX века один студент выколол себе глаза карандашом, написав перед этим в экзаменационной работе, что картина заставила его сделать это. Несмотря на то, что правдивость этой истории никто доказать не может, студенты очень суеверно относятся к полотну, которое по традиции в дни экзамена принято завешивать британским флагом, чтобы не «завалить» испытание.

Джованни Браголин и др., «Плачущий мальчик»

История известности этой картины берёт своё начало в газетном сообщении The Sun. Супруги Халл, в квартире которых произошёл пожар, сказали репортёру, что из всей сгоревшей во время пожара обстановки квартиры у них уцелела лишь дешёвая репродукция с изображением плачущего мальчика. Кричащего заголовка было достаточно, чтобы всколыхнуть добропорядочных мещан, среди которых подобные репродукции пользовались неплохим спросом (поговаривали о тираже в 50 тысяч экземпляров). На следующий день в редакцию стали приходить одно за другим письма, в которых люди рассказывали об инцидентах разной степени похожести с участием «Плачущего мальчика». Поползли слухи, будто сила проклятия, довлеющего над оригиналом, столь велика, что распространилась на все репродукции. Говорили, модели, позировавшие художнику (иногда их выдают за сирот, иногда – за детей художника), мстят огнём за истязание зажжёнными спичками, позволившее добиться необходимого драматического эффекта.

Однако самое любопытное было в том, что картины с плачущим ребёнком часто принадлежали перу разных художников. Помимо известного «оригинала» Джованни Браголина были также работы Анны Зинкайзен и других, менее известных авторов. Те, кто искал рациональное объявление произошедшему, говорили о высокоогнеупорном материале, на котором печатались все тогдашние репродукции. Но истерию не могло остановить ничто, и когда The Sun объявила о просьбе присылать в редакцию все похожие репродукции – их буквально завалили посылками. Не избежал суеверия даже редактор газеты, запретивший размещать в офисе присланные репродукции. Однако после того, как газетчики вывезли весь этот хлам за город и сожгли, разговоры о «Плачущем мальчике» постепенно сошли на нет, хотя легенда продолжает бередить души ищущих в повседневном сверхъестественное.

Неизвестный автор, «Любовные письма»

Эта картина, находящаяся в одном из отелей США, известна как картина с призраками. Легенда гласит, что в 1887 году дочь американского сенатора, девочка по имени Саманта Хьюстон играла с мячом на главной лестнице отеля и, упав, разбилась насмерть. С тех пор многие постояльцы замечали в помещениях гостиницы призрак девочки, играющей в мяч, а владельцы утверждали, что сам дух Саманты якобы поселился в изображении невинной простушки с картины «Любовные письма», которая, как установили позже исследователи, является копией работы, написанной Чарльзом Тревором Гарландом в конце XIX века. Несмотря на то, что на «Любовных письмах» изображена не Саманта, говорят, что картина может менять выражение лица, стоит смотрящему отвернуться, а также взглядом следит за людьми, попадающими в её поле зрения.

Клод Моне, «Водяные лилии»

Можно без преувеличения сказать, что Клод Моне был одержим лилиями – свой сад и пруд, заросший этими цветами, он запечатлел более чем на двухстах полотнах, продолжая рисовать их вплоть до самой смерти. Кто знает, оказала ли эта одержимость влияние на последующие события, но факт их наличия, в отличие от большинства вышепреведённых легенд, опровергнуть куда сложнее. Первый раз картина стала «соучастницей» пожара в мастерской художника, но тогда вряд ли кто-нибудь связал изящное полотно с огнём. Следом сгорело кабаре на парижском Монмартре, хозяева которого приобрели «Водяные лилии», сама же картина уцелела. Целый год продержалось полотно у мецената Оскара Шмитца, прежде чем «сжечь» его дом. Наконец в 1958 году «Водяные лилии», всё такие же невредимые, добрались до Нью-Йоркского музея искусств, где четыре месяца спустя вновь оказались в эпицентре огня. Однако на этот раз в пожаре погиб человек, а сама картина серьёзно пострадала, умерив надолго свой пыл. Сейчас учёные из НАСА при помощи новейших технологий собираются восстановить полотно, но те, кто верит в проклятие, сомневаются, стоит ли это делать...

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Сенников А. 23-05-2020 18:08

    Тема сама по себе хороша: живо припомнились подробности "Бархатной бензопилы" и "Апартаментов №16". Интересная особенность: человеческие страхи, связанные с какими-то проклятиями (вообще проявлением сил человеку неподвластных), часто используются ради наживы, либо, как это теперь говорят, "пранка".

    Учитываю...