DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Пушки, демоны и резня. Обзор серии Doom (Часть 2)

Итак, 90-е прошли. За это десятилетие жанры постепенно эволюционировали, и то, что выходило в начале, оказалось «устаревшим». Это касается и квестов, гонок, аркад и платформеров, и в особенности шутеров. Вышедший в 1993 году «Doom» держал планку качества идеального шутера, пока детище Гейба Ньюбелла «Half-Life» не подняло жанр на две или три ступени эволюции. Отныне игры, в которых был минимальный сюжет и простой геймплей, считались «доисторическими». Исключением был разве что «Serious Sam», вышедшая в 2001 году, но там был упор на «мясо» и симпатичный дизайн.

Понятное дело, ID Software старалось держать нос по ветру. Вслед за «Doom 2» в 1997 году вышла каноничная третья часть «Doom 64» для приставки Nintendo 64. С одной стороны, игра следовала традициям оригинала - большие и запутанные уровни, множество противников и загадок и прежний драйв. С другой - ничего нового 64 по сути не предлагал: то же самое, что и в 1993 году, но с улучшенной графикой. Прохладная критика и выпуск игры на не слишком популярной платформе принесли свои плоды - «Doom 64» прошла незамеченной и чуть не поставила крест на серии. Понятное дело, нужно было что-то решать.

Но не сразу. Конец 90-х пришелся на расцвет мультиплеерных шутеров. Кармак и его товарищи пытались конкурировать c «Unreal Tournament»; так на свет появился «Quake 3: Arena» - легенда deathmatch и икона для хардкорных геймеров. В конце 2000 года ID Software уверила себя, что держит правильные позиции на рынке онлайн-развлечения, а значит, пришло время двигаться дальше. Так задумались над новой «Doom». Но возник вопрос: а какой она должна быть? Понятное дело, концепция первых частей уже устарела, а значит, нужно было не только пойти в ногу со временем, но и дать отпор серии «Half-Life», возведя все ее достоинства в квадрат. В ходе кратковременного спора (в результате которого уволился один художник) было решено разработать ремейк. Логично: коли уж начинать с чистого листа, так по максимуму. Было решено оставить Марс, демонов и Ад, но превратить старый знакомый «Doom» в нечто новое, оригинальное и пугающее. Да-да, Кармак сделал упор именно на хоррор-составляющую.

«Doom 3» вышел в 2003 году и тут же разделил фанатов на два лагеря: одни приняли новую часть и расценили ее как новый виток развития серии как таковой. Другие же восприняли игру в штыки - им не хватало драйва и кровавого веселья. Шутка ли - спор продолжается и до сих пор!

Но факт остается фактом - «Doom 3» был по сути новой игрой и экспериментальным шагом в сторону FPS с элементами хоррора. Хотя бы потому, что там был сюжет! И не в виде текстового документа в корне игры, а полноценный, с кат-сценами, вагоном персонажей и богатой предысторией. И чтобы подойти к этому делу со всей ответственностью, Кармак пригласил знаменитого в Штатах писателя-фантаста Мэтью Костелло. Результат того стоил.

Сюжетная канва осталась почти такой же, как в оригинале. На марсианской научной станции, принадлежащей корпорации UAC, уже не первый год проводятся эксперименты с порталами, ведущими прямо в Ад. Несмотря на удручающие результаты и многочисленные смерти, доктор Бертругер (один из главных ведущих сотрудников - он же главный антагонист) намеревался продолжить работу. В этот момент на станцию прибыл главный герой - безымянный немой морпех, устроившийся в охранный отряд. И едва герой приступил к своим обязанностям, как в комплексе начался натуральный хаос - портал в очередной раз открыли, и на базу ворвались полчища адских тварей. Одни перебили персонал станции, другие - поработили их и превратили в зомби. Оставшийся в живых Солдат был вынужден пробивать себе дорогу через армию демонов, дабы закрыть портал и спастись самому.

На первый взгляд «Doom 3» представляет собой простенький хоррор-боевик, где сюжет подавался серией коротких кат-сцен. Но дьявол скрылся в деталях: настоящая история игры стартовала аж за несколько месяцев «до». Чувствуется подход «System Shock», где предыстория и события «за кадром» подавались через аудиологи. Если задаться целью прослушать все записи и прочитать все сообщения, игрок столкнется с мрачной, пугающей и гнетущей историей с нотками библейской мифологии и элементами научной фантастики, а также серией страшилок в духе «вчера ночью я пошел в туалет, а там!..». Согласитесь, на фоне простенького «Вы попали на Марс, а там демоны. Убить их всех!» сюжет «Doom 3» представлял собой настоящий фантастический труд с богатым сеттингом, сотканным из многочисленных легенд - тут вам и таинственные расы, и древний артефакт «Душекуб», и марсианская цивилизация. Тут даже были персонажи. Пусть немного, но способные раскрыть и без того мрачный и запутанный сюжет. Главного героя не трогаем - он аватар игрока, тут ID осталась верна себе. А вот главный злодей - доктор Бертругер - своей алчностью и бесчеловечностью достоин занять ведущее место в списке злодеев. Это не какой-то демон из Ада - это человек, чья душа была настолько искажена, что для него променять человечество на место в армии Люцифера - раз плюнуть. Помимо него сюжет сталкивал игрока (если тот прослушивал аудиологи) с прочими сотрудниками научной станции (учеными, ремонтниками, солдатами), лично столкнувшихся с необъяснимым, пугающим.

Пугающий, непростой и крепкий сюжет служил прекрасным дополнением для атмосферы - наверное, это было главным и единственным преимуществом «Doom 3»; тем, ради чего в нее играют и по сей день.

На первый взгляд, виден подход «Half-Life» - научный комплекс, где все занимаются своими делами: бродят туда-сюда, общаются друг с другом, едят в столовой, смотрят телевизор, делятся друг с другом пугающими историями; проще говоря, имитируют бурную деятельность. Хочется походить, рассмотреть каждый угол, поговорить с каждым встречным (правда, никто особо общаться не хочет) и т.д. Но потом происходит нечто, и спокойная размеренная жизнь комплекса превращается в Ад! Повсюду кровь, крики, хаос и трупы. Незримое зло начинает гулять по коридорам, собирая кровавую дань. За каждым углом прячутся твари, чей облик поражает своей уродливостью; бывшие коллеги пытаются сожрать твою плоть.

Вместо обширных пространств оригинала игроку предлагались темные и узкие локации. Темные - не фигура речи! Нередко в коридорах или кабинетах царила кромешная тьма, рассеять которую мог только тонкий луч фонаря. И именно там прятались твари. Чтобы герой без конца чувствовал себя беззащитным, ему запрещалось светить в угол и стрелять одновременно - либо освещай путь, либо иди вслепую и стреляй в сторону шума. Странный подход, который, однако, идеально сыграл на атмосфере.

Так примерно выглядели уровни на Марсе - длинные, запутанные и опасные. Но был еще уровень в Аду! Правда, один. Но какой! Лава, огромные темные пещеры, на стенах которых вырезаны сатанинские символы, бесконечные скалы, вечный шепот и крики грешников. И мрак - повсюду беспроглядный мрак. Попав туда, хотелось убежать как можно быстрее.

Ради «Doom 3» Кармаку и Ко пришлось создать с нуля новый революционный движок, чье главное преимущество - динамическая работа света и тени, благодаря чему геймеры могли лицезреть темные пространства и тени на элементах окружения и телах монстров.

Кстати о монстрах. Их много. Очень много. Большинство перекочевало из оригинала с глобальными косметическими изменениями. Тут вам и Рыцари Ада, напоминающие накачанных безносых мутантов; и Адские души в виде летающих человеческих голов; и Какодемоны с множеством глаз; и даже Кибердемон с ростом с «хрущевку» на окраине Москвы. В отличие от оригинала, твари приобрели более пугающий и «серьезный» облик - художники хотели максимально отойти от “научности” первых игр. Из новых монстров больше всего впечатляли Пауки (перевернутые головы на тонких паучьих ножках - прямо как в фильме «Нечто») и «Серафимы» (демоны в виде детей с крыльями); последние не то чтобы пугали - скорее вызывали отвращение. Детский голосок с ощутимым хрипом, внезапные атаки и небольшой рост - уже повод убить этих существ как можно быстрее.

Не обошлось и без боссов. Кибердемон и Рыцарь Ада остались на своих местах, а вот Страж (огромная собакоподобная тварь с демонической мордой) и бывший морпех на танковых гусеницах заставляли изрядно попотеть и напрячь мозги.

«Doom 3» практически тут же стал хитом. Для старых фанатов это был повод по-новому взглянуть на серию, для новых - познакомиться с ней. Несмотря на критику, где нередко проводились параллели с «Half-Life», игра стала знаковой в жанре horror. С тех она прочно занимает места в списке «самых страшных игр», а также в списке лучших игр 2004 года. Согласитесь - неплохое наследие.

На волне успеха ID тут же обратилась к компании Nerve Software, и те немедленно занялись разработкой официального дополнения «Resurrection of Evil». Как следовало из названия, игроку предстояло вернуться на обреченную марсианскую колонию.

На этот раз сценаристы не стали задумываться над сюжетом и выдали простенькую историю в духе типичного «аддона». Прошло два года после событий «Doom». Корпорация UAC ловит сигнал с марсианской базы (где происходили события первой игры) и отправляет отряд морпехов на разведку. Солдаты находят таинственный артефакт и случайно активируют новый портал в Ад. Тем временем Бертругер, ставший драконоподобным демоном, посылает своих адских охотников забрать этот артефакт. После небольшой мясорубки в живых остается очередной безымянный солдат. Ему необходимо доставить находку прямо в Ад и остановить очередное вторжение демонов.

Аддон получился коротким, но насыщенным. Всего 11 уровней, наполненных безостановочным экшеном (вишенка на торте - 4 новых босса!). Видно, что создатели старались сделать игру похожей на ее предшественников, променяв пугающую атмосферу оригинала на пострелушки. Но не подумайте, что это плохо - наоборот, подобный подход прекрасно отличал «Resurrection of Evil» от его предшественника; а для любителей старых частей это была прекрасная возможность вспомнить былое.

Помимо нового сюжета и локации дополнение радовало новым оружием - знаменитой двустволкой и неким подобием гравипушки из «Half-Life 2». Да и новый артефакт оказался весьма полезным, ведь он умел замедлять время! Добавились и монстры - теперь Пропащие души приобрели свой первоначальный облик (горящие черепа), а вместо Рыцарей Ада игроку предстояло попотеть против «Боксера» - огромной твари с телевизором вместо пасти (а на экране видны человеческие зубы).

«Resurrection of Evil» хоть и был с точки зрения дополнения отличной игрой, но не заслужил такой популярности, как третья часть. Тем не менее фанаты оригинала были рады возможности на короткий миг вернуться на Марс да настреляться вдоволь. С точки зрения истории аддон не шибко двигал серию вперед, по сути предложив новый конфликт, без которого можно было обойтись. Да и концовка его - открытая - неслабо удивила фанатов (а кого-то и рассердила).

На том закончилась эпоха «Doom 3». Два года, две игры - и ID Software лишний раз укрепила свои позиции на рынке индустрии видеоигр. Несмотря на выход «Half-Life 2», интерес к «Doom» не угасал, хотя преимущества первой были очевидны.

С официальной точки зрения игра ненадолго ушла в забвение. Лишь в 2007 году Кармак заявил о разработке новый части, которая, по слухам, могла бы быть ремейком «Doom 2» (то есть действие разворачивалось бы на Земле). Но на этом все и закончилось - ID вовсю ударился в разработку «Rage» (которая оказалась провальной), а потом ее выкупила студия ZeniMax. Масла в огонь подлил уход Кармака из компании.

Когда же студия оказалась под крылом Bethesda, казалось, о «Doom» снова заговорили… Но печальным тоном. Разработчики признавались, что разрабатываемая игра не оправдала их ожиданий и им пришлось свернуть все наработки… чтобы начать с нуля! То есть новый «Doom» хоть и оказался в производственном аду, у него были все шансы рано или поздно показать себя свету. А пока ID трудился в поте лица: было выпущено переиздание «Doom 3» под подзаголовком «BFG Edition». Помимо того, что появилась возможность сыграть во все официальные части серии (то есть в первую и вторую) без танцев с бубном, в третьей части были слегка улучшенные текстуры и возможность использовать фонарик одновременно с оружием! Некоторые оценили это новшество (хотя подобные моды уже существовали), другие решили, что это портит атмосферу.

А фанаты старых частей вовсю проходили глобальную модификацию «Brutal Doom», о которой стоит рассказать отдельно. Данный мод полностью переиначил оригинальную игру, превращая прохождение в настоящую мясорубку! Теперь твари истекали кровью, лишились конечностей, а оружие ощущалось как настоящее, что только усиливало динамику в разы! Пистолет заменили на автомат, добавили возможность прицеливания, полностью заменили звуки выстрелов. Ах да, еще полностью улучшили саундтрек, добавив туда рок-каверы оригинальных композиций. По сути перед нами была настоящая кровавая и динамичная игра в оболочке старых-добрых «Doom»’ов. Такая глобализация пришлась по душе не только фанатам, но и самой ID - именно идея Brutal Doom перекочует в новую игру без изменений. Кровь, жестокость, адреналин и бешеный драйв - что еще для счастья нужно?

После выхода «Doom 3» прошло ни много ни мало 14 лет. Несмотря на то, что версия 2016 года вернула серию к корням, многие фанаты продолжают вспоминать третью часть как идеальный пример пугающего атмосферного шутера. Это была игра, где вся динамика променялась на медленное и осторожное прохождение, но именно это и стало ее фирменной фишкой. Именно за это в нее продолжают играть и поныне. Именно ее и проходят, чтобы как следует пощекотать себе нервы. И пока живы те, кто ценит ужасы превыше экшена, будет жив и «Doom 3».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)