DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Путешествия фантаста

Миры Харлана Эллисона. Том 1. Миры страха (авторский сборник)

Автор: Харлан Эллисон

Составители: А. Новиков, Д. Смушкович

Жанр: научная фантастика, хоррор, драма, антиутопия, постапокалиптика

Издательство: Полярис

Серия: Миры Харлана Эллисона

Год издания: 1997

Похожие произведения:

  • «Продается планета» (сборник)
  • рассказы авторов «Золотого века фантастики»

Харлан Эллисон является, пожалуй, одним из самых титулованных писателей-фантастов за всю историю жанра. Обладатель всех возможных наград и премий, непревзойденный мастер малой прозы, автор едва ли не двух тысяч рассказов, очерков, эссе и сценариев. Помимо собственно творчества, писатель известен и некоторыми подробностями личной и общественной жизни. Скверный характер, вспыльчивый нрав, острый язык вкупе с прямолинейностью, упрямством и желанием говорить правду в лицо кому угодно, всегда и во всем. Бесконечные скандалы и суды по части авторских прав и заимствований. Едва ли не в десятке известных голливудских фильмов Эллисон значится в титрах как автор идеи, причем это место было им получено в судебном порядке.

Стоит, однако, отдать великому писателю должное и справедливости ради сказать, что Эллисон был перфекционистом во всем — и в жизни, и в творчестве. Неоднократно отзывал свои рассказы из журналов и сборников, если был недоволен качеством как самого рассказа, так и редактуры, верстки, перевода или даже видом издания; отказываясь от гонораров, требовал убрать свое имя из титров фильмов и сериалов, если финальная экранизация шла вразрез с его авторским видением; неоднократно поддерживал забастовки сценаристов, отстаивая права работников пера и бумаги, не бросал в беде коллег и друзей. Эллисон считал, что труд писателя, несопоставимо тяжелый в сравнении с финансовой отдачей, должен быть оплачен, и впадал в бешенство, видя, как хитрые дельцы наживаются на честных работягах, к каковым он относил и себя. Данный сборник является первым в серии официальных русскоязычных изданий прозы Эллисон — то есть поддержанных самим писателем. За несколько лет до того издательство «Азбука» выпустило сборник его рассказов на русском языке, не согласовав с автором содержание, перевод и, естественно, не заплатив ни копейки, за что в предисловии к «Мирам страха» писатель грозился сбросить на их офис дохлого бронтозавра.

Показателен случай из юности Эллисона, которым он делится тут же, в предисловии. Преподаватель университета как-то назвал юного Харлана бездарностью и сказал, что он никогда не станет писателем, на что Эллисон ответил бранью, ушел из учебного заведения и впоследствии присылал тому преподавателю извещения о каждом своем опубликованном рассказе. В этом, пожалуй, и состоит жизненное и творческое кредо Харлана Эллисона — идти вперед любой ценой и работать-работать-работать. И «никогда не посылать человека на хрен, если не сможешь доказать ему, что сам ты не полное ничтожество».

Если говорить о прозе писателя, то Эллисон вышел из «Золотого века научной фантастики», взяв из той эпохи многое, но переделав и трансформировав все под себя. Его рассказы полны энергии, крепких выражений, черного юмора, насилия, но сам он всегда называл себя гуманистом. Человечный и человеколюбивый посыл, без сомнения, чувствуется в сборнике.

В «Мирах страха» нашлось место и герметичному космическому триллеру («Спасблок»), и своеобразному высказыванию о проблемах «первого контакта» («Только стоячие места»), и военной постапокалиптике («Солдат»). «Пыльные глаза» расскажут грустную притчу о сверхчеловеке, космооперное «Бегство к звездам» — о неудачнике, в один миг ставшем оружием, а «На живописной трассе» обернется драйвовым футуристическим боевиком с безысходной и обреченной концовкой. Есть тут и реализм, проведенный через личный опыт и память поколений («Боль одиночества», «Молитва за того, кто не враг», «Одинокие женщины как вместилище времени»). А настоящий хоррор представлен рассказами «Доктор Д’Арк-Ангел ставит диагноз» и «Время глаза». Но тут нет ни одного «чистого» жанра. Темы, стили и идеи переплетаются, смешиваются и наползают друг на друга, размывая приличные жанровые границы. Лучше и правильнее всего определить жанровую принадлежность книги, сказав, что это книга Харлана Эллисона. Ни больше, ни меньше.

«Миры страха» — лишь одна грань творчества великого писателя. Есть и другие миры. Готовы войти?

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 z.krylov90 19-12-2022 02:53

    Видимо не Готовы раз Эта Статья последняя у Данного Рецензента в этом Разделе!

    Учитываю...