DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

Раш по центру

Черный краб / Svart krabba

Швеция, 2022

Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма, приключения, военный

Режиссер: Адам Берг

Сценарий: Адам Берг, Пелле Рострем, Йеркер Вирдборг

В ролях: Нуми Рапас, Якоб Офтебро, Дар Салим, Эрик Лонгрен, Ардалан Эсмаили, Алиентт Офейм, Стелла Марсимаин Клинтберг, Сусан Таслими, Давид Денсик, Нора Риос

Похожие фильмы:

В жанре научной фантастики есть интересный прием: когда действие происходит в мире, отличном от того, где живет автор, информацию о нем подают не прямым текстом, а завуалировано. Персонажи живут своей жизнью, пользуясь технологиями как чем-то само собой разумеющимся, а до внимания читателей детали мироустройства и базовые понятия доводятся опосредовано, через диалоги и размышления. Подобный подход усиливает нарратив: кто из простых людей, подходя, скажем, к автомобилю, читает внутренний монолог о двигателях внутреннего сгорания и истории автомобилестроения в целом и условного Генри Форда в частности?

По схожему принципу строится нагнетание интриги, во всей красе продемонстрированное Джей Джей Абрамсом в сериале LOST: за короткое время в повествование накидывается множество таинственных загадок, намеков и недомолвок. Задача этого приема — как можно сильнее зацепить зрителя, завладеть его любопытством и заставить смотреть до конца в надежде получить все ответы. Роднит такой подход с вышеописанной методикой планомерная и дозированная выдача информации — медленно и печально, чтобы потребитель ни в коем разе не свалился с крючка. Разумеется, как и любым инструментом, этими методами необходимо уметь пользоваться: сериал без четкого видения шоураннера в итоге скатился так, что словосочетание «концовка LOST» стало чуть ли не нарицательным.

Шведский фантастический боевик «Черный краб» в определенной степени эксплуатирует данные приемы. Но следует учитывать, что это фильм Netflix с Нуми Рапас (чья карьера в Голливуде пока буксует, вынуждая сниматься на родине) — а это уже без пяти минут диагноз. Итак, сюжетная завязка: неопределенное будущее, страна агонизирует в огне войны. Армия изо всех сил старается, но если дух жаждет, то плоть не вывозит. Иными словами, катастрофически не хватает личного состава. Под ружье ставят всех гражданских, у кого хватает ума держаться за оружие с нужной стороны.

В таких нечеловеческих условиях главную героиню вместе с кучкой принудительных добровольцев отправляют на самоубийственную миссию. На носу зима, местечковый архипелаг сковало льдами. Именно по нему отряд боевых конькобежцев (это не шутка) должен добраться до секретной научной базы на оккупированной неприятелем территории. Задача, разумеется, заключается не только в успешном перемещении из пункта А в пункт Б, но также в сопутствующей доставке крайне важной посылки. От ее содержимого может зависеть исход войны. А кино как раз в красках живописует это самое путешествие.

Зачин оригинальностью не блещет от слова «совсем». Добавьте сюда порт приписки в лице Netflix, который, несмотря на бодрые финансовые отчеты, предпочитает нет-нет да и сэкономить на бюджете, вдобавок поливая контент таким количеством либеральной повесточки, что даже Илон Маск отметил это в «Твиттере». Сверху посыпьте практически начинающими кинематографистами Адамом Бергом и двумя коллегами-сценаристами, ничем толком не успевшими отметиться. Ингредиенты слишком уж специфичные, чтобы на выходе получилось аппетитное блюдо.

Оно и не получилось. «Черный краб» яростно страдает то ли от амбиций своих создателей, то ли от кризиса идентификации, то ли от банальной драматургической неумелости. Загадочная война, истоки и причины которой долгое время скрывают от зрителя, так никоим образом и не раскрывается — кто с кем и зачем воюет, непонятно даже после финальных титров. Одно время кажется, что происходит инопланетное вторжение, особенно когда солдаты талдычат о «спрятанном солнце».

С другой стороны, можно возразить, что предпосылки не имеют значения — в сюжете важен самоотверженный марш-бросок главных героев. Да, такая точка зрения имеет право на жизнь, но разбивается о чрезмерное злоупотребление героини флешбэками, в которых та вспоминает первые дни войны и выживание в новых условиях вместе с дочерью. Эти воспоминания призваны подчеркнуть эмоциональную связь с девочкой, ради которой мать и отправляется в путь, но они излишне топорны и прямолинейны. Без них вполне можно обойтись, сократив излишний хронометраж, все равно предысторию конфликта флешбэки никоим образом не раскрывают.

Центральная линия не лишена пары интересных моментов, но все достоинства окончательно губит концовка — наигранно-банальная, снятая будто в декорациях дешевых сай-фай-сериалов в перерывах между съемками оных. Вообще, фильм напоминает чрезмерно растянутый пилот потенциально увлекательного ТВ-шоу или, что хуже, одну из миссий какого-нибудь шутера в стиле «Call of Duty». В пользу последнего сравнения — здесь есть в меру необычная локация (покрытое льдом море), в котором помещаются вмерзшие покойники, застрявший лайнер и босс-вертолет.

Резюмируя, «Черный краб» можно назвать проходным фантастическим боевиком, который явился будто прямиком из середины 90-х, когда на пиратских VHS буйным цветом расцветала «категория Б». И ностальгические нотки подобной аллегории — пожалуй, лучшее, что есть в этой картине.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)