DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Рукопись, найденная в банковской ячейке

Собака д’Эрбервиллей / The Hound of the DUrbervilles (роман в новеллах)

Автор: Ким Ньюман

Жанр: кроссовер, фантастика, детектив

Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус

Серия: Шерлок Холмс. Игра продолжается

Год издания: 2013 (в оригинале — 2011)

Перевод: Д. Кальницкая

Похожие произведения:

  • Артур Конан Дойл «Последнее дело Холмса» (рассказ)
  • Дэшиел Хэммет «Мальтийский сокол» (роман)
  • Нил Гейман «Этюд в изумрудных тонах» (рассказ)
  • Филип Хосе Фармер «Тарзан жив: Подлинная биография лорда Грейстока» (роман, не переводился)

Ким Ньюман. Собака д'Эрбервиллей

Истовые поклонники творчества сэра Артура с придыханием произносят это имя: Шерлок Холмс. Особо преданные обязательно добавят: «величайший сыщик». Конан Дойл мог бы по праву гордиться количеством книг и фильмов, посвященных приключениям Холмса и его спутника-летописца доктора Ватсона. Библиографии и фильмографии этих персонажей могут позавидовать многие реальные исторические персоны. Уже более столетия новые поколения читателей с замиранием сердца следят, как создатель дедуктивного метода, гений с Бейкер-стрит, расследует самые головоломные преступления.

Каждому уважающему себя герою по законам драматургии положен соперник. Позвольте представить — гениальный математик и король лондонского дна, профессор Мориарти. Несмотря на то, что в канонической версии холмсианы он всего лишь один из длинной галереи негодяев, именно его образ возникает, когда заходит речь о главном злодее цикла о Холмсе. Возможно, причина этого феномена в том, что профессор-злодей по произволу автора — единственный из всех антагонистов, кто смог встать вровень со знаменитым сыщиком, превратившись в его своеобразного брата-близнеца, только со знаком минус. Многочисленные продолжатели и интерпретаторы детективной истории не могли пройти мимо мрачного и пленительного злодея, которому в оригинальной истории почти удалось погубить гениального Шерлока.

Но автор «Собаки Д'Эрбервиллей» никогда не обзавелся бы такой солидной литературной репутацией и не получил бы столько престижных премий, если бы использовал простые решения. Произведениям бесконечной холмсианы зачастую свойственны скучнейшие рассуждения о страшных тайнах, не отраженных в каноническом сюжете. Несмотря на использование в прологе старого как мир приема «находка неизвестной рукописи», умело обыгрывая с первых же страниц стилистику романа-нуар, Ньюман сразу задает повествованию тон «крутого» детектива. Автор рукописи, Себастьян Моран, — английский офицер, но отнюдь не джентльмен, убийца, вор, развратник и циник, прозванный Мясником. Именно его глазами мы видим подпольную империю преступного профессора.

В семи новеллах Ньюман создал не просто апологию темных двойников классических героев — Холмса и Ватсона. Автору удалось написать нетривиальный литературный перевертыш, вдохнув жизнь в параллельную и во многом самодостаточную версию известного сюжета. Мориарти, герой повествования, действует, как подобает злодею: устраняет противников, подставляет соратников, изощренно мстит и не менее изобретательно развлекается. Об этом добросовестно повествует Моран, не стесняясь в выражениях. Лексикон отставного военного, побывавшего в самых зловонных закоулках Британской империи, поистине богат и разнообразен.

Хотя Ньюман, выстраивая роман, следует в кильватере дойловской истории — от первого знакомства главных героев до роковой встречи у Рейхенбахского водопада, — он ловко обыгрывает сюжетные ходы своего предшественника, попутно вводя в повествование массу персонажей, позаимствованных у других авторов, начиная с писателей викторианской эпохи (например, доктор Никола, герой Гая Бусби) и заканчивая киногероями начала XX века (доктор Калигари режиссера Роберта Вине).

Введение в текст элемента необычного (снежного человека, реинкарнации египетской царицы, Хокстонского монстра, марсиан и т. п.) помогает автору не только расширить читательскую аудиторию, но и разнообразить спектр приемов, делающих роман более динамичным и запоминающимся.

Постмодернистское смешение жанров — романа-нуар, классического детектива и фантастики — позволяет Ньюману щедро рассыпать по тексту отсылки к творчеству не только Конан Дойла, но и Уэллса, Киплинга и множества почти забытых ныне авторов бульварных романов, создателей «гениальных злодеев». «Собака...» — захватывающая литературная игра с напряженным и драматичным сюжетом и яркими персонажами. Ну а дополнительное обаяние роману придают ювелирно отмеренная доля жути и неожиданно лиричный финал, который заставляет мучиться вопросом: «А в кого на самом деле стрелял Себастьян Моран в тот роковой день у Рейхенбахского водопада?».

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 27-11-2013 20:13

    Достаточно интересный подход к известным персонажам и событиям.

    Учитываю...
  • 2 Павел Черепюк 24-11-2013 18:10

    Интересует меня эта книга, хочу почитать про Мориарти. Ну и конечно интересен пост-модернистский подход Ньюман, со смешением жанров и использование известных персонажей.

    Учитываю...