DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Сказки на ночь

Книга потерянных вещей / The Book of Lost Things (роман)

Автор: Джон Коннолли

Жанр: фэнтези, хоррор

Издательство: Эксмо, Домино

Серия: Misterium

Год: 2011

Похожие произведения:

  • Нил Гейман «История с кладбищем», «Коралина», «Звездная пыль» и другие произведения
  • Танит Ли «Красны как кровь», «Милые мордочки, лапки-царапки» и другие рассказы
  • Анджела Картер «Кровавая комната» (сборник готических сказок)

Книга Джона Коннолли представляет собой изумительный образчик «взрослых» мыслей, поданных читателю через детский персонаж. Прием этот довольно популярен и с переменным успехом используется многими авторами. Однако всех их подстерегает риск погрязнуть в крайностях: можно увлечься «детством» и состряпать легкую повестушку, которая не удовлетворит ни читательских ожиданий, ни писательских амбиций; а можно увязнуть во взрослых мудрствованиях, заигравшись в гениального психолога и непревзойденного философа – и вырастить на страницах произведения неправдоподобных персонажей, смахивающих на малютку Тиффани из фильма «Люди в черном» – семилетняя девочка в гетто, кишащем монстрами, с учебником по квантовой физике под мышкой.

Спешу предупредить заранее – наш автор с задачей справился как нельзя лучше. Книга получилась захватывающей и незаурядной, несмотря на всю свою неспешность и мрачную «пасторальность», если позволите.

В первую очередь роман покоряет своим стилем и готическим шармом (хотя от чистой готики здесь и самая малость, слово представляется уместным). Вниманию читателя предстают все оттенки темного; впрочем, истинно черных красок здесь нет, беспросветного мрака не завезли, что, честно говоря, к лучшему. Но автор время от времени разбавляет тона, что идет только на пользу сюжету и ритму повествования. Опять же, Коннолли делает это мастерски: в книге яркие краски присутствуют в основном для того, чтобы подчеркнуть контраст, истинную расцветку истории. Писатель позволяет нам вынырнуть на поверхность (зелень леса, шелест ветра в высокой траве, пение мелких пташек), глотнуть воздуха, а потом снова с головой погружает в реку черного (чащобная темнота, ледяной холод пещеры, кусачая патока беззвездной ночи).

Как мы знаем из творения Стивена Кинга «Как писать книги», очень важно правильно начать свое повествование, чтобы настроить читателя на нужный лад. Коннолли предлагает такой вариант:

«Жил-был – ведь именно так положено начинать любую историю – один мальчик, который потерял свою маму».

Иначе говоря, перед нами грустная сказка. Но читателю поначалу и не представить, до чего же она грустная…

Главный герой – мальчик Дэвид, рано потерявший мать. Его отец, работающий на британскую разведку, долго не горевал – нашел себе новую спутницу жизни. У них родился ребенок – сводный брат Дэвида. Впрочем, отношения в новой семье далеки от идеальных, и немудрено – вот-вот старая добрая Англия окажется под колесами Третьего Рейха, ведомого Гитлером. Коннолли живо рисует все «прелести» детской психологии, зажатой в тиски: здесь и замкнутость героя, и поиски убежища для его внутреннего «Я» (книги, истории, сказки), и ревность к брату – нежелание, да и просто невозможность понять, что теперь он не единственный ребенок в семье; любовь и внимание взрослых отныне придется делить на двоих.

Автор грамотно передает угнетенное состояние мальчика. Читатель может буквально физически ощутить тот невидимый круг, которым герой отчертил себя от окружающего мира. Хотя он по-прежнему ищет отцовской ласки и внимания, истинное утешение ему приносят книги, и неудивительно – превыше всего мама Дэвида любила все эти замечательные истории под кожаными (а может, и бумажными) обложками и прививала эту любовь сыну.

Ну а потом начинаются вещи и вовсе удивительные.

Скажите, вам приходилось слушать страшилки, сидя ночью у костра? Все эти байки, где вымысел ничем не ограничен, а финал заставляет вздрогнуть? Наверняка приходилось.

Автор использует в книге подобный прием, и смотрится тот на удивление свежо. Герой попадает в сказочный мир, где ему предстоит множество приключений (надо ли говорить, что радостных среди них не водится?). Скрюченный человек – отрицательный, иссиня-черный персонаж, главный злодей, из-за которого Дэвид и угодил в волшебную страну – постоянно крутится где-то рядом, вынашивая коварные планы, но Коннолли дает развернуться характеру этого персонажа лишь ближе к концу романа. До тех же пор читатель проглатывает сказки фантастического мира – одну за другой.

Во многом они похожи на сказки нашей реальности, но отличие все же есть, и принципиальное. Торжество добра над злом если и происходит, то не в сахарно-карамельных тонах за чашкой чая с малиновым вареньем. Здесь – о да! – главенствуют «взрослые» финалы.

«Она подняла голову и оскалила острые зубы. Кончики пальцев ее перчаток порвались, и наружу выступили длинные когти. Она зашипела на рыцаря, а потом прыгнула, кусая, царапая, терзая его когтями. Его кровь пенилась у нее на губах и обжигала шкуру.

Она разорвала рыцаря на части в опочивальне и рыдала, пожирая его»

Вот так. «Финита ля комедиа», как говорится. Чем ближе читатель подбирается к концовке, тем суровей становятся сказки и приключения главного героя. И если бы не особенности детской психики, которая на удивление безболезненно пропускает через себя все эти «басенки», дело могло бы кончиться для Дэвида плачевно. Его спасение в том, что он, оставаясь умным и воспитанным (а значит, способным трезво мыслить) мальчиком, все же погряз с головой в волшебных историях из прочитанных книг, и окружающую его фантастичность воспринимает проще, нежели это сделал бы взрослый человек.

Герой с легкостью отвергает зло, которое встречается тут в изобилии, что еще раз напоминает нам: это сказка, пусть и непонятно на кого рассчитанная – детей или взрослых…

Можно со всей смелостью утверждать, что у автора действительно получилось выдержать хрупкий баланс между компонентами романа. Местами гротескные, а местами сознательно упрощенные персонажи, чьи типажи нам давно знакомы по реальным сказкам, создают атмосферу, придают колорит. Сами истории угрюмы и мрачны, но в то же время несут в себе частичку житейской мудрости, некую мораль, призванную наставлять неразумных. Пейзажи в большинстве своем холодны и угнетающи, но это не значит «плохи и безвкусны»: здесь как раз тот случай, когда автор сознательно идет на подобный шаг.

В итоге же «Книга потерянных вещей» обладает всеми качествами, чтобы быть достойной вашего внимания. Под обложкой вас поджидают атмосфера, новизна, нетривиальные «сказочки» и умная, задумчивая концовка, уж поверьте.

И лучше бы вам поверить, иначе никогда не узнаете, зачем пришивать детские головы к звериным телам…

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Yula 06-02-2012 16:47

    Надо почитать.. хотя не очень доверяю книгам, где типа от лица детей, так как часто автор не пытается проникнуться особенностями детского восприятия мира, а вводит ребёнка чтоб жалостливей было, и получается не ребёнок, а подросток-эмо какой-то (или вообще взрослый, наученный жизнью эмо, недогамлет такой).

    Учитываю...
  • 2 Caspian 28-01-2012 16:55

    Алексей, браво! Потрясающая рецензия на весьма-таки захвватывающую книгу. Приятно было прочитать и уконеиться во мнении, что сей ыолиант, определённо заслуживает прочтения. Спасибо за проделанную работу!

    Учитываю...
  • 3 Мельник 23-01-2012 21:29

    Да, необычная книга, уже даже по рецензии немного проникся к ней.

    Учитываю...
  • 4 Sekundomer 21-01-2012 08:06

    Почитаем ))))

    Спасибо за рецензию. Правда я уже до нее решил приобрести книгу )) И читая рецу пришлось пролистать места о сюжете и что ждет при чтении ))))

    Учитываю...