DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

«Славянский нигилизм», или Говорящие животные и пугающие истуканы

«Славянский нигилизм» №2

Сценарист: Артём Траханов

Художники: Артём Траханов и Дмитрий Нестерак

Жанр: ужасы

Издательство: самиздат

Год издания: 2018

Похожие произведения:

  • сериал «Лапси»

Ниша русского авторского комикса — это почти как Затерянный мир Артура Конана-Дойля. Смельчак, отправляющийся туда, должен быть готов столкнуться с крайне неожиданными и подчас совершенно необъяснимыми вещами. Например, с журналом «Славянский нигилизм» – альманахом рисованных историй от художника Артёма Траханова и его сотоварищей. О первом выпуске «Нигилизма» мы писали ещё в 2017 году. И вот, наконец, спустя столько лет настало время продолжить рассказ и поведать о втором номере этого необычного журнала.

Главный автор и идейный вдохновитель «Славянского нигилизма» Артём Траханов отечественному читателю известен в первую очередь как художник веб-комикса Mad Blade и изданной в США серии Undertow, которая на русском языке вышла под названием «Прибой».

Ну а что же насчёт «Нигилизма»? Это – детище исключительно Артёма. Своего рода знаковый для его творчества проект. Так что же это такое и с чем его едят? Давайте разберёмся.

Для начала резонный вопрос: что отличает «Нигилизм» от других псевдофольклорных комиксов, которые в последнее время текут на прилавки магазинов буквально рекой? Ответ прост: уникальный и истинно фольклорный авторский подход. Все истории в альманахе строятся на символизме и метафорах. Они не ставят целью пробудить в сердце читателя квасной патриотизм и необъяснимое желание обнять сразу все берёзы, затопить баньку и пойти на медведя с рогатиной. Нет, беря за основу известных сказочных персонажей, Траханов переиначивает их, вписывая в контекст собственной выдуманной вселенной. Если в первом выпуске под названием «Злоба» появлялся старик Горча (явная отсылка к «Семье вурдалаков» А. Толстого) и вдохновлённое работами Дзюндзи Ито Лихо, то в «Чернобы́ле» из второго номера мы видим косого Левшу и Зверя Индрика. Но не думайте, что Левша обязательно подкуёт блоху, а Индрик будет грозно топать копытами, будто Змей-Горыныч. Тут всё совершенно иначе.

Мир «Славянского нигилизма» очень самобытен и живёт по своим законам. В нём нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, а опрометчиво брошенное слово или случайная встреча на лесной опушке могут привести к непредсказуемым последствиям. В первом выпуске во главе угла стояла тема побега от судьбы – безымянный солдат, преследуемый Лихом, чтобы спастись, пошёл на сделку с ещё более страшными созданиями. А в «Чернобы́ли» рассказывается о том, как косой Левша отправляется на поиски своей украденной кем-то сабли. Стоит ли говорить, что, как и в своё время безымянному солдату, Левше исполнить задуманное не удалось? По крайней мере, в том виде, который подразумевал бы «хэппи энд».

Первый номер «Нигилизма» изначально подразумевался как исключительно авторский проект Артёма и состоял из одной-единственной, созданной им целиком и полностью истории. Но уже ко второму номеру к Артёму подключились другие авторы со своим видением «славянского нигилизма». Ещё одну, дополнительную к «Чернобы́ли» историю под названием «Болваны», засветившуюся во втором номере журнала, хоть и написал Артём Траханов, но нарисовал уже Дмитрий Нестерак.

В «Болванах» повествование также построено на чистейшем символизме. Читателю не объясняют, что вообще происходит, просто кидают с головой в омут действия, оставляющего довольно жуткое послевкусие. Тяжёлая штриховка Дмитрия Нестерака, чёрно-белая гамма и абсолютное отсутствие диалогов немного веют Линчем, и об этом авторы прямо говорят в послесловии.

При этом истории во втором выпуске отлично работают на контрасте, как повествовательном, так и визуальном. В «Чернобы́ли» читателя аккуратно вводят в мир, рассказывая и показывая, какое место в нём занимают главные герои, а в «Болванах» сюжет сразу берёт низкий старт и не даёт никаких объяснений. Рисунок Артёма Траханова с цветовыми экспериментами и гротескно-стилизованными персонажами идеально подходит для яркой и необычной истории, в то время как визуальный почерк Дмитрия Нестерака буквально засасывает в липкую и тягучую, будто болото, атмосферу славянского ужастика. И пока в лесу говорящие животные боготворят правителя своего городка, в деревне сквозь избы прорастают безмолвные деревянные истуканы… Ещё одно серьёзное отличие: «Чернобыль» получила продолжение в третьем номере журнала, тогда как «Болваны» – это пусть и короткая, но законченная история.

«Славянский нигилизм» – произведение не развлекательное в понимании большинства людей, оно требует определенного места и времени, а также, несмотря на свой совсем небольшой объём, вдумчивого и неторопливого чтения. Но если читателю удастся поймать нужное настроение, этот комикс со странным названием поселится в его сердце навсегда.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 eucalypt 20-07-2020 10:59

    А ещё читателям можно напомнить, что в далёком 2014, мы брали у Артёма интервью smile

    //darkermagazine.ru/page/artiom-trahanov

    Учитываю...
    • 2 Артём Агеев 20-07-2020 14:20

      eucalypt, спасибо, добавили ссылку!

      Учитываю...