Эта новость была как гром среди ясного неба. Наш человек, новосибирский комиксист Артём Траханов, выпускает комикс в Image! Да-да, в том самом издательстве, которое подарило нам «Ходячих мертвецов». А кроме них массу смелых и интересных комиксов, которые плоть от плоти андеграунд, но меняют и ожесточают лицо мейнстримового комикса. А еще комикс «Undertow» Артёма и говорящего по-русски сценариста Стива Орландо о жителях Атлантиды и... гигантских глубоководных тварях.
Вышел первый выпуск Undertow. И на подходе второй. Что ты чувствуешь? Как приняли новинку читатели?
Читатели, кажется, приняли хорошо. Я видел не так много мнений русскоязычных читателей, но на англоязычных ресурсах и блогах было очень много положительных отзывов о нашем дебюте. Это самое начало истории, бросающейся, при этом, «с места в карьер», но кажется, что нам удалось многих подцепить на крючок.
Как идет работа над комиксом? Насколько строго распределены роли: сценарий, рисунок?
Работа идет очень слаженно. Стив рассказывает мне о планах на будущее истории, анализирует все мои концепт-арты и запоминает любые предложения, которые я высказываю. Сценарии у него очень подробные, но всегда оставляющие место для самовольщины. Я иногда, скажем, растягиваю сцену с одной страницы до двух, и на это всегда даётся зеленый свет.
Расскажи немного про мир Undertow. Ты говорил, что история про Атлантиду — это способ поговорить об актуальных современных моментах. О каких например?
Свобода личности, творчества, самовыражения. Никаких революционных идей, но я не могу представить, когда эти темы перестанут быть актуальными. Атлантида в Undertow - огромное, задыхающееся в собственных отходах подводное государство, с обществом и моралью, близкими к нашим (разумеется, гипертрофированно). Атланты дышат водой, имеют перепонки между пальцами, плавники на спине и странные «балластные» органы на пояснице, они вольны как ходить по дну, так и горизонтально перемещаться вплавь - но свободы у них не больше, чем у современного человека в не лучшем мегаполисе вроде Москвы. Над ними есть огромный и неизведанный мир, но государство он не волнует.
Сам комикс при этом очень эскапистский. Он критикует современное общество, ксенофобию и узколобие, но спасение может найти только в побеге в удивительный и красивый, но ужасно опасный мир сухой земли. Мы взяли дух исследования, первооткрывательства и покорения далеких космических просторов времен оптимистического расцвета научной фантастики и поместили их в умы отчаявшихся и замученных депрессией людей.
По стилю комикс напоминает старую научную фантастику. Что-то от Фразетты, что-то от «Запретной планеты». Чем ты вдохновляешься?
Старой «палповой» фантастикой, конечно. И есть ещё миллион вещей - комиксы Джека Кирби Серджио Топпи, аниме про космонавтов «Planetes», манга про Наусику из Долины Ветров и Жюль Верн. Есть даже странные внутренние аллюзии на фильм «Людоед» Антонии Бёрд... И на Терри Гиллиама!
Кто твои любимые герои в истории? Кого особо интересно рисовать?
Редум Аншаргал, лидер сопротивления и капитан «Избавителя», несомненно, на первом месте. Это подводный человек-«скала», главным визуальным референсом которого в своё время стал Клинт Иствуд. Каждый раз, когда его выражение лица меняется, мне представляются трещины, пробегающие по этой скале. Такой персонаж-символ всегда очень интересен для изображения, потому что его нужно сделать ещё и живым. Другой любимый персонаж - Уруку, своего рода правая рука Редума в вопросах безопасности корабля и экипажа. Она на противоположном конце линейки - беспокойная, неуравновешенная, подвластная страстям и попросту непредсказуемая.
Вопрос стандартный. Когда был Тёма маленький с курчавой головой... Как ты пришел к комиксам? Кто твои любимые авторы, серии, произведения?
Я бы очарован комиксами несколько раз в течении моей жизни. Разумеется, в первый раз - в раннем детстве, но затем - уже в выпускном классе школы. Стандартный набор для середины «нулевых» - манга «Хеллсинг» и комикс «Battle Chasers» ворвались в мою голову с силой снаряда базуки. Сейчас мне смешно вспоминать не только те пристрастия, но и собственные вкусы пяти, а а иногда и трехлетней давности, но факт остается фактом: я решил рисовать комиксы, и рисую их и по сей день. Это удивительный медиум, дающий тебе безграничную власть всего лишь над листом бумаги (а так же листом, шедшим перед ним, и тем, что будет следующим), но в пространстве этого листа можно найти всё. И читатели, и художники, считающие, что комиксы - это просто последовательность показывающих действия прямоугольников, чудовищно неправы.
Всё что делали или делают Наоки Урасава, Майк Миньёла, Мёбиус, Уго Пратт. Я нежно люблю огромное множество других комиксов - и дидактического Алана Мура с сумасшедшей «Лигой выдающихся джентльменов», и «Казанову» Мэтта Фракшена... Но именно перечисленные в начале авторы, представляющие буквально все направления мирового «секвеншал арта», для меня подобны демиургам.
Ты давно и успешно работаешь, как фрилансер, да и работа над Undertow проект с разными часовыми поясами. Расскажи, как ты организуешь свое рабочее время и пространство?
С изрядным трудом, но достаточно успешно. Сначала я учился в институте и работал, и, как и все студенты, считал, что свободного времени почти нет. Потом я выпустился, стал больше работать и рисовать «Мэд Блэйда», и начало казаться, что время куда-то незаметно «протекает». А потом я начал рисовать ещё и другие комиксы, среди которых появился и Undertow - и всё это больше года делалось в тайне и в «свободное» время (фактически на 60% по ночам). Когда усталость приблизилась к критической, пришлось многое переосмыслить. Сейчас я ушёл с основной многолетней работы, стараюсь не отвлекаться на мелочи и Интернет. Почти неделю как осваиваю метод «помидора» - работа 25 минут, 5 минут перерыв - пока неплохо. Жалко только, что на несколько месяцев пришлось заморозить «Блэйда». Даже с полной перетасовкой времени, пока я не закончу последний номер Undertow, на другой комикс времени, увы, нет.
В твоих комиксах (Mad blade, не исключение) присутствуют жестокие сцены. Как ты относишься к жанру ужасов? Есть что-то особо любимое? Или ты больше тяготишься к фантастике?
Фантастика не мешает хоррору! Вряд ли это так уж много отражения находит в моём творчестве, но жанр ужасов чуть ли не самый мой любимый. Лавкрафт и Ходжсон, манга Дзиндзи Ито, серии видеоигр про Сайлент Хилл и «Resident Evil»... Я не уверен в своей способности рисовать что-то действительно пугающее, но когда-нибудь хотел бы попробовать нарисовать «чистый» хоррор. Есть в планах и элементы ужасов в «Блэйде», и жутковатые сцены в Undertow. Конец первого и начало второго выпуска этого комикса посвящены схватке с жутким морским монстром (хотя на самом деле это «всего лишь» гигантский рак-богомол, разрывающий нескольких атлантов на куски за считанные секунды), есть и утаскивающие экипаж «Избавителя» хищные птицы, и жестокие пещерные люди, подчиняющиеся воле неведомого богоподобного существа.
Во всём этом много «букета» фильмов Гаррихаузена про Синдбада-Морехода - все эти жуткие моменты истребления несчастных моряков из команды Синдбада гигантскими монстрами.
Знаешь, ты не выглядишь как человек, который рад нарисовать добротную резню.
Ты забыл про жестокую инквизицию из «Блэйда»! Я не слишком верю в прямую зависимость творчества от характера личности. Многие авторы, скорее, создают сообразный своему творчеству имидж.
Существуют ли планы по изданию Undertow по-русски? Тем более, что с Image у нас работает издательство «42»? Ты сам хочешь увидеть этот комикс на нашем рынке?
Конечно, хотел бы, хотя я не уверен, что у нас найдется достаточно читателей и покупателей на такого типа историю. Никаких конкретных планов по изданию пока нет, и я думаю, что нужно дать ещё хотя бы паре выпусков выйти, и проверить комикс временем.
Каково тебе сейчас в ситуации такой комикс-звезды? Всё же наш человек в «Image»!
Я очень рад вниманию публики к моей работе. Благодаря Undertow у моего паблика резко взлетел счетчик подписчиков - и эти люди действительно поддерживают меня. Спасибо им за это больше! Но о статусе какой-то «звезды» пока говорить совсем несерьёзно, да и некогда .
1 Мельник 28-03-2014 20:51
Успехов Артему! На "Undertow" я уже положил глаз. Если, конечно, комикс выйдет на русском.
2 Saneshka 20-03-2014 20:18
Замечательный художник! Познакомилась с ним благодаря знакомой - она показала мне Mad Blade? ну, и все заверте... :-D
Здорово, что у него появилась возможность выбраться за границы русскоязычной сети. Но будем надеяться, что к Mad Blade он еще вернется и закончит этот прекрасный комикс!
3 Eucalypt 21-03-2014 00:05
На "Лезвие" мы планируем написать рецензию в будущем номере
Рад, что интервью понравилось. Обратите внимание и на новую работу Артёма.
4 Saneshka 27-03-2014 12:31
Новую - в смысле, Undertow? Разумеется! Я его читаю по мере выхода.
Отлично, будем ждать!