DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Смерть и радость мы приносим людям

В индустрии хоррора существует ряд персонажей, без которых невозможно представить жанр: маньяки и зомби, вампиры и оборотни, пришельцы, демоны, призраки и даже «плохие дома» как одушевленное зло. Чуть ли не каждый второй фильм ужасов задействует кого-то из этого списка, и, судя по всему, чувство меры киношникам давно отказало. Некоторые архетипы эксплуатируются настолько часто и бездумно, что одно их присутствие в фильме может отвратить от похода на премьеру. В наше суровое время бедности идей ждать от хоррормейкеров жанровых открытий и образов, которые могли бы заложить новую традицию, не приходится, однако пресыщение убийцами с тесаками или мстительными духами можно попробовать вылечить антигероями второго ряда. Они не столь популярны, но не менее злобны. Они с легкой завистью смотрят на фильмографию более раскрученных коллег, но и на своем месте чувствуют себя вполне комфортно. Они почитаемы в среде фанатов жанра, и у каждого в активе есть как минимум одна культовая картина. К ним можно отнести кукол, хищных растений, пугал и, конечно же, клоунов. Вот о последних и поговорим.

Что представляет собой среднестатистический клоун? Это загримированный человек в нелепом костюме. Его настоящее лицо скрыто, нарисованная улыбка не выдает реальных эмоций, запутывает. В облике всегда чувствуется подвох: ноги намного меньше башмаков, из цветка в кармашке неожиданно хлещет вода, а если пожать клоуну руку, можно получить удар током. Клоун кривляется, унижается, делает себе больно, чтобы вызвать у публики нужную реакцию — грубо говоря, он не совсем адекватен. Резкие движения, громкий смех, полная непредсказуемость и особое чувство юмора вкупе с тем фактом, что истинная личина остается погребенной под слоем краски, рисуют довольно зловещий образ. Задумайтесь, хотели бы вы видеть подобного персонажа рядом со своим ребенком? И самое главное: хотел бы ваш ребенок оказаться рядом с ним?..

Для кого-то эта проблема надумана и ничего, кроме снисходительной улыбки, вызвать не может. Но коулрофобия (в простонародье — боязнь клоунов) взялась не на пустом месте. Множество людей по всему миру признаются если и не в страхе перед ряжеными шутами, то, по крайней мере, в определенном недоверии к ним.

Конец XX века дал мощный толчок прогрессированию болезни — сложно не подцепить коулрофобию, читая о зверствах Джона Гейси, знаменитого «Клоуна-убийцы». Он любил посещать различные праздники и развлекать детишек в костюме клоуна Пого, но еще больше он любил насиловать, мучить и лишать жизни. Официальный список жертв Гейси насчитывает 33 фамилии, убийцу приговорили к 21-му пожизненному сроку, а также к 12-ти смертным казням, однако прежде чем умереть от внутривенной инъекции, Гейси-Пого успел стать одним из самых известных тюремных художников. Стоит ли говорить, что он рисовал клоунов?..

Обойти вниманием такого персонажа было решительно невозможно, тем паче что любимый киношниками ярлык «основано на реальных событиях» на этот раз не вводил никого в заблуждение, а соответствовал действительности. В фильмах «Уважаемый мистер Гейси», «Поймать убийцу» и «Могильщик Гейси» акцент на маньячной биографии, и клоунская тематика затрагивается вскользь, а вот в сделанной на коленке веселенькой интерпретации «Дамер против Гейси» (в которой известные серийники из заголовка были клонированы — как водится, совершенно напрасно) на экране резвится именно Пого. Пожалуй, только тем картина и примечательна, хотя порцию здорового смеха она обеспечить способна. Пого можно заметить и в других фильмах, иногда в весьма неожиданных местах — например, в качестве логотипа компании по производству игрушек из четвертого «Терминатора».

Есть основания полагать, что история Гейси повлияла и на образ самого известного клоуна современной хоррор-культуры.

 

Первые лица циркового государства

Мы говорим «злобный клоун», подразумеваем «Пеннивайз», мы говорим «Пеннивайз», подразумеваем «Оно». Вышедший в 1986 году роман Стивена Кинга внушил нескольким поколениям детей (да что там, и родителей тоже) неподдельный ужас перед раскрашенной физиономией с красным носом и стал еще одной причиной развития коулрофобии. Экранизация 1990 года дело продолжила и усугубила ситуацию. Пеннивайз, он же Боб Грей, он же Танцующий клоун, стал настоящей звездой. Соперничать с ним за пальму первенства по силам разве что Рональду Макдональду, но он внушает ужас принципиально иными способами.

Технически Пеннивайз никакой не клоун — это пришелец из далекой-далекой галактики, из мира мертвых огоньков, могущественное Зло, выбравшее местом кормления маленький городок Дерри в штате Мэн. Он обитает в канализационных коллекторах и умеет материализовывать страхи своих жертв, благодаря чему обладает множеством личин. Но каноничный образ, без сомнения, всего один: клоун в исполнении неподражаемого Тима Карри. К слову, для актера это не единственное (пусть и чрезвычайно удачное) обращение к теме — в прошлом году свет увидел фильм «Рыжий клоун», где Карри озвучил живущего в старом парке аттракционов чудища-клоуна, без особого успеха сделанного в «олдскульном» ключе.

Образ Пеннивайза используют в рекламе (все видели забавный ролик, где Танцующий клоун в компании других монстров тонул с привязанным к ноге чайным пакетиком?), в любительских фильмах, пародиях и мультфильмах, а еще его именем названа американская панк-рок группа. Кроме того, в Индии на полсотни эпизодов снят сериал «Оно», где по традиции весьма вольно обошлись с первоисточником. С другой стороны, если есть индийский Фредди Крюгер (Махакаал), почему бы не появиться индийскому Пеннивайзу? Вот он и появился под именем Викрам Такур. Любовь к тинейджерам и клоунскому наряду перешла к нему от американского собрата, но у Викрама есть и свои «фишки» — души его жертв попадают в тела кукол, которые хранятся в логове клоуна-убийцы.

Викрам Такур VS Пеннивайз

 

Однако темная история знает куда более раскрученного, «медийного» персонажа. Он не то чтобы клоун в привычном понимании и не то чтобы чистокровный хоррор-злодей, но не упомянуть этого яркого, эпатажного и совершенно безумного гения подпольного мира никак нельзя. Та-дам! На арене нашего цирка возникает Джокер!

Джокер является порождением вселенной DC Comics и, без сомнения, одним из главных злодеев мира комиксов. Гроза Готэма, антипод Бэтмена и его заклятый противник. Хитроумный шутник и жестокий циник, изобретательный преступник и опасный социопат. Вряд ли многим зрителям знакомо имя Сесара Ромеро, Джокера образца «Бэтмена» 1966 года и последовавшего за ним сериала. У современной киноаудитории этот образ прочно ассоциируется всего с двумя персоналиями, причем так сразу и не скажешь, в каком лагере почитателей больше. После «Бэтмена» Тима Бертона (1989 г.) казалось, что вопрос с поиском идеального воплощения на экране закрыт навсегда. Джек Николсон с непростой ролью справился превосходно, и долгие годы представить кого-то на его месте было за гранью возможного. Но потом во франшизу о человеке-летучей мыши пришел Кристофер Нолан со своим реалистическим видением Готэма и на роль Джокера выбрал Хита Леджера. Что случилось потом, все и так знают. Леджер настолько вдохновенно сыграл размалеванного психопата со шрамами на лице, что даже самые ярые скептики поумерили пыл. Увы, смерть актера не позволила оценить его работу максимально объективно — в разрезе трагических событий все приобретает несколько иную окраску. Так или иначе, «Оскар» и «Золотой глобус» Джокер Леджера получил. В 2014 году на канале «FOX» вышел сериал «Готэм», рассказывающий предысторию персонажей вселенной Бэтмена: здесь и молодой Джим Гордон, и совсем юный Брюс Уэйн, а также россыпь будущих суперзлодеев. Джокера среди последних пока нет, но создатели намекают, что без него не обойдется. А может, они нам его уже показали, просто без фирменной улыбки Джокера нельзя узнать, ведь превращение в того самого персонажа ему только предстоит…

Из мира графических историй пришел и другой жуткий весельчак — Виолатор, обитатель Преисподней. На больших экранах мы увидели его в фильме «Спаун» (1997 г.). Несмотря на то, что основную часть своего хоррор-потенциала Виолатор оставил в комиксах (там и сам Спаун куда мрачнее), жирный демонический клоун запоминается всерьез и надолго. Да вы только взгляните на него! Разве можно такого красавчика забыть? Не в последнюю очередь это произошло благодаря актеру Джону Легуизамо, при работе с ролью сумевшему найти правильный баланс между страшным и смешным.

Клоунская жуть может подстерегать неосторожного зрителя не только в сверхъестественном обличье (о Гейси мы еще не забыли), но и вполне себе во плоти человеческой. И для этого не обязательно искать на карте город Готэм с печатью Нолана. Кого только ни встретишь на перепутьях реального мира, какие только заведения ни увидишь. Страшные фильмы могут научить как минимум одному: распознавать опасность. Хэллоуин, странноватое заведение у дороги — дом ужасов и музей психопатов — не совсем уравновешенный хозяин-бородач в клоунском прикиде, в охотку рассказывающий о маньяках… Казалось бы, такие исходные данные должны разворачивать всех посетителей без исключения, но не тут-то было. Любопытство — страшная штука. Особенно вкупе с беспечностью.

Садист, убийца, создатель странного музея и знаменитость в своем захолустье Капитан Сполдинг стал героем двух дебютных лент известного музыканта Роба Зомби — «Дом 1000 трупов» и «Изгнанные дьяволом». Клоунский грим в случае со Сполдингом, членом маньячного клана Файрфлай, не облагораживает истинное лицо, пытаясь скрыть звериную сущность, а делает его еще более отталкивающим. Страшным. Несмотря на общую жестокость фильмов Зомби, послужной лист Капитана Сполдинга довольно скромен, что, впрочем, не мешает ему оставаться одним из самых жутких клоунов по ту сторону экрана.

В контексте клоунов-убийц имя Роба Зомби всплывает еще один раз. После «Дома 1000 трупов» и его сиквела музыкант-режиссер взялся за переосмысление нестареющей классики — «Хэллоуина» Джона Карпентера. В оригинальной ленте 1978 года шестилетний ребенок по имени Майкл Майерс в хэллоуинскую ночь нацепил на себя клоунский костюм с маской и зарезал сестру, тем самым явив миру нового серийного убийцу, которому предстояло занять почетное место на маньячном Олимпе кинематографа. Клоунская маска одно время рассматривалась в качестве постоянного «лица» молчаливого убийцы, но в итоге выбор был сделан в пользу другой — теперь уже, наряду с хоккейной маской Джейсона Вурхиса, одной из самых узнаваемых в мире. Однако началось все именно с клоуна. Роб Зомби в ремейке 2007 года уделил юному Майерсу больше внимания, и маска клоуна стала неотъемлемой частью образа начинающего изувера. Даже повзрослевший в психушке Майкл Майерс не забывал истоки, конструируя из газет и бумажек клоунские маски.

Майерс, Крюгер, Вурхис, Кожаное лицо, Чаки — все эти «многосерийные» убийцы прославились в семидесятых-восьмидесятых, в девяностых к ним примкнул Кендимен, а вот в нулевых с долгоиграющими маньячными новинками дела обстояли бы совсем печально, если бы на этот период не пришлось рождение самой кассовой хоррор-франшизы в истории. Снятая за копейки (по голливудским меркам) «Пила» Джеймса Вана и Ли Уоннелла озолотила своих создателей и породила волну продолжений и подражаний. А символом, визитной карточкой новой серии стал не хитроумный убийца Конструктор или его преемники, а кукла в смокинге.

Малыш Билли появляется во всех частях «Пилы». Он невелик ростом, любит кататься на велосипеде и смеяться механическим голосом. Кое-кто из клоунского братства может не принять Билли за своего, но визуальное сходство здесь налицо. Выбеленная физиономия с красными спиралями на щеках, обведенный рот куклы-чревовещателя, красные глаза и красная же бабочка. Билли выглядит стильно и официально, при этом он совсем не кровожаден, в отличие от того же Чаки. Самая обычная неодушевленная кукла, которую в качестве своего представителя использует Джон Крамер, он же Конструктор, он же Пила. С экранов мониторов или даже лично с помощью аудиопосланий Билли доносит до будущих жертв правила изощренной и садистской игры. Популярность франшизы отразилась и на Билли — он шагнул за пределы родного киносериала, отметился в нескольких компьютерных играх и на прилавках магазинов кукол. Кроме того, на его счету есть несколько «камео», а один из отцов Билли, Ли Уоннелл, обещал снимать его в каждом своем фильме. Прямо сейчас вы можете проверить свою наблюдательность и найти Билли на скриншотах. Потому что Билли хочет сыграть с вами в игру…

 

Кадр из фильма «Смертный приговор»

 

Кадр из фильма «Астрал»

 

Кадр из фильма «Мертвая тишина»

 

 

Не тупите, да не убиты будете

Пеннивайз, Джокер, Билли… С такими глыбами тягаться в популярности бесполезно, но не одними ими славится направление о злобных шутниках. К тому же,  клоун — зверь хитрый, его не проведешь. Некоторые особи предпочитают брать не качеством, а количеством, сбиваясь в стаи и группировки. Один из самых ярких примеров — фильм Виктора Сальвы «Дом клоунов». Сюжет прост, как три пальца. Дано: трое самых обычных клоунов из цирка, трое сбежавших из лечебницы психов и трое братьев-подростков, оставшихся дома в одиночестве на целую ночь. Психи убивают клоунов (Чизо, Биппо и Диппо), надевают их костюмы и приходят к братьям на огонек. Вроде бы схема самая обычная: пришли, увидели, победили (или проиграли?), визуально клоунам чуточку не хватает зловещего шарма, но за счет съемок, декораций и атмосферы фильм Сальвы, как и молчаливые антагонисты, реально пугает.

Компашка еще большего размера подобралась в фильме «Клоуны-убийцы из космоса». Здесь царит полнейшее безумие и локальный клоунопокалипсис. Инопланетные захватчики на шатре-звездолете прибыли на планету Земля, чтобы запастись людьми для дальнейшего пропитания. У них есть бластеры, живой попкорн, собачки-следопыты из шариков, торты-убийцы, клоунские автомобильчики и велосипеды — в общем, шутки с ними плохи. Они не прочь поюморить, показать пару нелепых фокусов, но для зрителей это заканчивается плачевно. В команде космических гастролеров есть даже любвеобильные клоунессы и самый настоящий финальный босс. Фильм стоит посмотреть хотя бы из-за богатого циркового бестиария, хотя есть там и другие плюсы. Чего стоит только заводная музыка, под которую так и тянет пуститься в пляс в лакированных клоунских башмаках-переростках.

Далеко не так весело живется клоуну по кличке Швы (или Штопаный) из одноименного ирландского фильма 2012 года. Если упомянутые уже коллеги сами охотно разбираются с нерадивыми детишками, то с Ричардом Грайндлом (как звали клоуна в миру) все произошло с точностью до наоборот. В результате неудачного розыгрыша Швы лишился глаза и жизни прямо во время выполнения своих профессиональных обязанностей. Виноватые в его смерти дети еще не знали, что клоуну представится возможность завершить представление… Фильм не обделен юмором, сдобрен изобретательными кровавыми убийствами и может похвастаться приятной глазу картинкой, поэтому выглядит достойным представителем своей развлекательной ниши.

Еще один неудачный розыгрыш стал причиной серьезных проблем в слэшере Марка Росмана «На греческой улице». Семеро девушек-красавиц по случаю окончания колледжа решают закатить пирушку в общежитии, однако местная домомучительница-комендант не в восторге от этой идеи. Секс, наркотики и рок-н-ролл — не в ее стиле. Девушки решают проучить старуху, но жестокая шутка выходит из-под контроля, и вот уже тело домоправительницы приходится прятать на дне грязного бассейна. Вскоре выпускницы начинают умирать одна за другой, и становится ясно: кто-то знает их маленький секрет… Практически весь фильм злодей остается незаметным для зрителя, материализуясь в кадре в виде теней, рук или орудий убийства. Иногда для расправы с незадачливыми шутницами он, отвлекая внимание, использует особый реквизит, с намеком: раскрашенный мячик с колокольчиками внутри или клоуна-чертика из табакерки. Ну а в финале убийца предстает во всей клоунской красе. Что интересно, в крайне неудачном ремейке 2009 года («Крик в общаге») от цирковой символики полностью отказались.

В комедийном ужастике Саймона Спрэклинга «Шутник» (1994) фигурирует страшненький на лицо шут-убийца, немного похожий на Эша, чью физиономию только что вытянул «Некрономикон». Он живет и злодействует в загородном поместье, которое по сюжету в самом начале фильма незадачливый герой на свою голову выигрывает в карты (между прочим, у Кристофера Ли). Шут знает толк в черном юморе, поэтому убийства здесь хоть и «мясные», но обставлены и сняты так, будто перед нами веселенький мультфильм. Нарочитая несерьезность во всем, стебные персонажи (одна из героинь вообще позаимствована из сериала о «Скуби-ду»), музыкальное оформление в комедийном мульт-ключе, уродец-злодей, танцующий стриптиз в женском костюме — «Шутник» оправдывает свое название целиком и полностью.

История Курта Бейкера из триллера «Стертое» (2007 г.) перекликается с судьбой Майкла Майерса — помутнение во время праздника, убийство родственника, маска клоуна, психушка, побег. Качеством картина заметно уступает, но зато удивляет финальным твистом. Еще можно выделить орудующего громадным тесаком клоуна-бугая Герди из «100 слез» (2007 г.), одного из лидеров негласного соревнования «Кто из клоунов убьет больше народу», и маньяка Бобо — этакого борца за нравственность и чистоту, в фильме «Из тьмы» (1988 г.) объявившего войну работницам службы «секс по телефону». Постоянная его спутница — маска клоуна. Примечателен игрушечный клоун из итальянского «Дома с привидениями» (La Casa 3) Умберто Ленци, которого подарили одиннадцатилетней девочке Генриетте, тем самым подписав смертный приговор всему семейству. Вспоминаются также и клоун-психопат Шиверс из дилогии Кевина Кангаса «Страх клоунов», и эпатажные глэм-рок музыканты из группы «Клоуны» (фильм «Ужас на гастролях», 1980), после выступлений которых обнаруживаются трупы; и «Мертвые клоуны» (2003 г.), где спустя пятьдесят лет после крушения моста с цирковым поездом из залива, словно призраки погибших моряков в «Тумане» Карпентера, вышли кровожадные зомбиподобные циркачи-утопленники.

Есть даже монстры, умудрившиеся нажить целую франшизу на не слишком громком имени. Речь о Киллджое, демоне из одноименной квадрологии (Killjoy). В России фильм известен под названием «Убивать шутя». Киллджой был призван в наш мир с помощью магии Вуду и кукольного клоуна, после чего обосновался тут, обзавелся фургончиком мороженщика и стал убивать. Интересная в потенциале история должной технической поддержки не получила, поэтому художественная ценность фильмов о Киллджое, мягко говоря, вызывает сомнения. Да и сам облик клоуна не впечатляет, получилась этакая смесь шута горохового и Злой Маски из фильма с Джимом Керри. Кстати, у последней Киллджой перенял некоторые приемчики. Поэтому неудивительно, что «Киллджой» и ему подобные выходят прямиком на рынок ДВД. А там, как и подобает любому рынку, настоящая толкучка…

 

Клоуны по дешевке

Если на больших экранах кинотеатров злобных клоунов встретишь не так уж и часто, то на малых экранах телевизоров ситуация иная — достаточно купить диск «1000 и 1 клоунский ужастик». Как правило, 999 фильмов с такого условного диска смотреть невозможно. Или возможно, но в совершенно определенных настроениях и психических состояниях. Махровая любительщина, картинка в стиле «вырвиглаз», снятая едва ли не на «Полароид», отсутствие вменяемого сюжета как такового и представления о логике вообще, актеры с нашего двора лала-ла-лала-ла…

Зато в подобных проектах никто не парится относительно рейтингов, и создатели могут отвести душу в изображении насилия. Разухабистое мясцо и полная свобода творчества зачастую вытягивают недо- и полупрофессиональные поделки, иногда это получается столь плохо, что даже хорошо, но в основной своей массе такие фильмы предназначены для очень узкого круга ценителей.

Распространение клоунов в среде малобюджетного кино реально пугает. Все их виды, подвиды и извращенные вариации выжидающе глядят на зрителя сквозь заляпанный кровью экран и слои грима. Стоит только углубиться в недра дьявольского цирка от мира кинематографа, как можно наткнуться на экземпляры, которые впору заносить в Красную книгу, а авторам выдавать премию за оригинальность.

Похоже, что киноклоуны на своем веку повидали все. Взять хотя бы названия, когда даже самые бредовые идеи оказываются реализованными. Кому-то заголовок «Клоуны-убийцы из космоса» показался слишком громоздким и глупым? А как вам тогда «Плотоядные клоуны-убийцы под кайфом» (2009 г.) или «Обкуренные клоуны-убийцы из Канзаса» (2003)? Криминальные клоуны, сумасшедшие клоуны, клоуны-роботы, клоуны-марионетки, клоуны-вампиры, клоуны-зомби, свинорылые клоуны, мультипликационные клоуны-динозавры, клоуны, расправляющиеся с другими клоунами в тренировочном лагере для клоунов…

Этот список можно продолжать в любом направлении, а уж знакомиться с каждым пунктом поближе — только на свой страх и риск. Поэтому мы заправляем наш клоуномобиль и едем дальше.

 

Сериальные хохотуны

Было бы удивительно, если бы образ страшного клоуна не использовался в тематических сериалах — особенно тех, которые пытаются пройтись по всему жанровому пласту. Хоррор предоставляет большой простор для фантазии, но искушение войти в знакомую реку слишком велико. Да и, собственно, почему нет? Рождать оригинальные сюжеты, как горячие пирожки, нереально, а зритель-то требует продолжения! Продюсеры продлевают шоу еще на один сезон, уже нарисована программа передач с новой серией каждый уикенд, да и конкуренты не дремлют. Нужно выдавать продукт. От вампиров с пришельцами, конечно, кто-нибудь поморщится, воскликнув сакраментальное «Доколе?!», но клоуны такой реакции не вызывают. По крайней мере, пока.

Сэм и Дин Винчестеры из сериала «Сверхъестественное» славятся тем, что ездят на крутой тачке, уничтожают нечисть и примерно раз в сезон спасают мир. Они брутальны, веселы и храбры, монстров из американских городских легенд братья щелкают, как орешки. Иногда им попадаются противники посерьезней — падшие ангелы, всадники Апокалипсиса или сама Смерть. Но для младшего Винчестера, Сэма, все они не так страшны, как клоуны, потому что создатели сериала наградили его коулрофобией. Во втором сезоне братья сталкиваются с демоном-людоедом ракшасой, злым духом в восточных религиях. Чудовище прикидывается клоуном, так что дети (эту статью, конечно, не читавшие) спокойно впускают его в дом. Там ракшаса и пожирает родителей. Чтобы найти монстра, Винчестеры нанимаются на работу в цирк, где происходит немало забавных моментов, но в итоге все заканчивается хорошо. Однако бедняге Сэму придется столкнуться с клоунами еще раз — в седьмом сезоне, в заведении для детишек, где промышляет некто, способный воплощать самые потаенные страхи в реальность.

Старый-добрый сериал «Боишься ли ты темноты?» также не обошел тему стороной, в 90-х познакомив нас с троицей злобных клоунов. В стартовом сезоне был эпизод о сгоревшем в парке аттракционов клоуне Зибо, ставшем впоследствии местной легендой. В третьем сезоне в центре внимания оказался уже клоун-кукла — как водится, склонный к оживанию. Причем в случае с Малиновым клоуном (как его обозвали) оживанием дело не ограничилось, ведь игрушка стала расти не по дням, а по часам. Ну а в четвертом сезоне темой одного из «заседаний» Общества полуночников стала материализация нарисованных персонажей в нашем мире. Портреты-убийцы, оживающие на картинах люди — все это в ходу и сейчас (в том же «Сверхъестественном»), а тогда злодей в обличье желтолицего шута объявился из комиксов. «Страшилочный» формат баек у костра накладывает определенный отпечаток (в Америке сериал показывал Nickelodeon), так что кровавой резни тут ждать не приходится. И пусть сейчас «Боишься ли ты темноты?» выглядит до жути наивным и простым, как ностальгическое воспоминание о детских страхах он все еще хорош.

Чуточку пожестче будут истории из другого сериала, «Байки из склепа». Что и немудрено — с таким-то рассказчиком. Хранителя склепа можно назвать одним из самых узнаваемых крипи-персонажей 90-х, а голос озвучившего его Джона Кассира (особенно смех) у многих до сих пор живет где-то в голове. За без малого сотню эпизодов клоун в сериале появился всего раз — в облике марионетки-мстителя, в которую вселилась душа убитого хозяина.

Настоящей кладезью сериальных клоунов оказалась Индия. С Викрамом Такуром мы уже познакомились, можно присмотреться и к его коллегам. Маниш — мстительный дух в странноватом розовом костюме, в прошлой, человеческой жизни — актер-неудачник. Появляется в паре эпизодов сериала «Шорох» и примечателен тем, что жертвами выбирает работников киноиндустрии, которые не разглядели в нем прижизненный талант. В «Файлах страха» 2013 года в одной из серий в центре внимания демонический клоун из парка аттракционов, ну а самым популярным образом индийского кино в этой нише следует признать Джокера, которому досталось два киновоплощения. Правда, сразу стоит оговориться, что к Джокеру из вселенной Бэтмена индийские товарищи не имеют никакого отношения, а если и имеют, то примерно такое же, как и к любому другому шуту. Один из них (из сериала «Shapath») весьма мистичен, подобно джинну в бутылке он замурован в игральную карту (нетрудно догадаться — в какую), а когда выбирается на волю, начинает убивать, в том числе с помощью карт. Второй (сериал «Krishna Arjun») — обычный гангстер в красном пиджаке, с красными щечками и красной нашлепкой на нос. Примечательно, что его роль исполнил актер по прозвищу Лилипут, также сыгравший индийского Пеннивайза.

Одним из главных героев британского сериала «Психовилль» является Мистер Джелли, клоун с сотней рук. Вместо правой у него обрубок, но с помощью разнообразных протезов Джелли может стать хоть Эдвардом руки-ножницы, хоть Капитаном Крюком. Он, конечно, весьма злобен (особенно когда речь заходит о ненавистном клоуне Джолли, из-за которого наш герой и потерял руку), но до самых страшных представителей клоунского племени ему еще тянуться и тянуться.

Тринадцатый эпизод четвертого сезона «процедурника» «Риццоли и Айлс» посвящен истории клоуна-педофила. Неплохие детективные триллеры Тесс Герритсен, которые легли в основу сериала, в больших количествах могут утомить — все-таки многовато времени автор уделяет медицинским подробностям. С сериалом заскучать сложнее, тем более, когда появляются такие персонажи. Клоуна здесь целых два, один из них тот самый педофил, другой — жертва, получившая шанс отомстить спустя четверть века. Как разрешится их конфликт, каждый может посмотреть сам.

Ну и напоследок вспомним весьма удачный проект «Мастера ужасов», а именно — эпизод второго сезона «Мы все хотим мороженого», поставленный Томом Холландом по произведению Джона Ферриса. Очередная неудачная шутка привела к очередной смерти, и клоун Бакстер погиб под колесами собственного грузовичка с мороженым. Вернувшись с того света, он приготовил вкусный сюрприз для детишек и смертельный для их родителей — тех самых, что свое время неудачно провернули розыгрыш над недотепой-клоуном.

Буквально только что дружная семья сериальных клоунов-убийц пополнилась еще одним персонажем — Твисти. Увидеть его можно в новом сезоне «Американской истории ужасов», который стартовал с подзаголовком «Шоу уродов». Отец сериала Райан Мерфи заявил, что в планах создателей было придумать самого страшного клоуна всех времен. И своей работой они остались довольны. Промелькнула даже фраза, что при виде Твисти на экране зрители сразу должны забыть старину Пеннивайза... Что ж, время покажет, но есть ощущение, что кое-кто недооценивает заслуженных ветеранов клоунского движения. 

 

Редко, но метко

Сериалы сериалами, а большое кино есть большое кино. Не всем клоунам повезло стать главными героями знаковых фильмов ужасов и сохраниться в памяти фанатов на годы и десятилетия. Более того, многим даже не удалось перетащить одеяло на себя, смирившись со статусом «звезд второго плана». Королей эпизодов. И это в лучшем случае. Обделенные вниманием и хронометражем злобные клоуны — что может быть страшнее? Пожалуй, ничего. Поэтому нельзя не сказать о них отдельно, тем более что некоторые представители этой труппы за пару минут запоминаются сильнее, чем иные за двухчасовой фильм.

В первую очередь в голову приходит милаха из комедии «Добро пожаловать в Zомбилэнд». Зеленоволосый зомби-клоун в костюме с бабочкой-переростком отвечает за самое яркое убийство в фильме. Вернее, за убийство отвечает персонаж Джесси Айзенберга, страдающий той самой коулрофобией, но без столь фактурной жертвы ничего бы не получилось. Ну, и без молотка тоже. Вообще клоуны (живые и мертвые) время от времени не прочь заглянуть в зомби-фильм на несколько минут или даже секунд. Например, в недавнем «Охотнике на зомби» с Дэнни Трэхо фигурировал брутальный психопат с бензопилой и в клоунском гриме. Выполняя возложенную на него функцию «Бу из-за угла!», в «Земле мертвых» Джорджа Ромеро на пару мгновений появлялся зомби-клоун, а в одном из сегментов «Азбуки смерти» по телевизору можно увидеть новостной сюжет о нашествии клоунов-мертвецов.

В киносерии «Демонические игрушки» в жутком кукольном бестиарии обитал Атакующий Джек — мордастый и зубастый чертик из табакерки, раскрашенный под клоуна. Сидеть в четырех стенах ему надоело еще в первой части, поэтому вскоре он научился выползать из своего «домика» и злодействовать снаружи. Не забыли мы и злобного шута из «Кукол» Стюарта Гордона, еще одно доказательство того, что куклы и клоуны прекрасно объединяются в одно целое. Целое и злобное. А если кто-то сомневается, пусть пересмотрит финал «Полтергейста» Тоуба Хупера.

Немой черно-белый клоун по прозвищу Арт сперва стал известен благодаря паре короткометражек и только потом вместе с ними угодил в хэллоуинский хоррор-альманах «Канун Дня всех святых». Зловещей харизмы ему не занимать, в его происхождении так сразу и не разберешься, поэтому можно предположить, что карьера Арта только начинается. В другом альманахе, «Бойся или умри», клоунам выделена всего одна короткометражка, но зато самая интересная. В новелле «Clowned» рассказывается о вирусе «клоунизма», аналогичном по действию с вампиризмом. Укусил клоун-людоед? Оп-ля! Пора запасаться цирковой амуницией!

Клоуны, еще клоуны, много клоунов… Если продолжать копаться в цирковом тряпье и препарировать наследие страшного кинематографа на предмет наличия красных шнобелей, то вскоре можно свихнуться, подцепить манию. Прямо как герой фильма «Роковое число 23» (кстати, никто в этом фильме клоунов не видел, а?) Ведь если приглядеться, они повсюду. Во вступлении плохенького «Глубокого пореза», в «Доме страхов» в качестве, собственно, одного из страхов; в «Хижине в лесу», хотя туда вообще все наведались; в третьем «Фантазме» (ловушка в виде «колючей» клоунской куклы на потолке), в «Экстро» (оживший кукольный клоун) в триллере Дэвида Финчера «Игра», где герою Майкла Дугласа подкинули клоунскую куклу (куклы тоже заполонили!) с видеокамерой внутри… В общем, если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от цирковых шатров.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)