DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

Снова в школу

У совершенно разных, никоим образом не связанных друг с другом людей по всему миру есть одинаковые повторяющиеся кошмары. Погоня на ватных ногах, прилюдная нагота, неконтролируемое падение, выпадающие зубы и прочие лестницы с отсутствующими пролетами. Встречаются среди этих лейтмотивов и связанные со школой — не только экзамены, но и внезапное возвращение в стены «колыбели знаний». Повторение пройденного, контрольные работы, монотонная тягомотина уже виденного — всё это способно знатно напугать впечатлительную натуру.

И сегодня мы с вами тоже вернёмся в школу. Но не в ту, где когда-то учились, а в ту, где творятся мрачные дела — и лишь горстке подростков, объединившихся под чутким руководством игрока, удастся разобраться в происходящем. Речь, конечно же, о дилогии ObsCure, о которой мы уже писали на страницах журнала девять лет назад.

Самое время снова вернуться туда, как на встречу выпускников: предаться ностальгии, повспоминать старых друзей да оценить свежим взглядом с высоты прожитых лет прошлое — каким оно видится сегодня, в 2022-м.

ObsCure

Первый ObsCure за авторством французской студии Hydravision Entertainment вышел в далёком 2004 году — без малого двадцать лет назад. Игра представляла собой survival horror старой школы: фиксированная камера, вид от третьего лица, исследование локаций строится на решении головоломок и сражениях с монстрами. И это за год до выпуска Resident Evil 4 — немудрено, что некоторые критики посчитали ужастик морально устаревшим, паразитирующим на чужих идеях и не вносящим в жанр ничего нового. В исторической перспективе постоянное стремление к новому даже серию Resident Evil превратило из хоррора в экшен, вытеснив чистые жанровые проекты в инди-сектор.

Со своим проектом французы выступили на поле «молодежного хоррора», том самом, где спустя 11 лет будут блистать их британские коллеги из Supermassive Games — в 2015-м эксклюзивно для PS4 выходит Until Dawn, а позже «супермассивы» разовьют успех в The Quarry и антологии The Dark Pictures. Но это будет после, а пока ObsCure возделывает непаханое поле.

Главные герои, коих, к слову, аж пять штук, все как один ученики старшей школы Лимфор. Она имеет проверенную годами репутацию и считается почтенным учебным заведением, куда не грех отправить отпрысков, будущую элиту нации. Не уменьшают ряды желающих обучаться там (точнее, их родителей) даже нехорошие слухи об исчезающих без вести студентах. Как нетрудно догадаться, именно с причиной этих слухов (а также исчезновений) персонажам под чутким патронажем игрока и предстоит сперва столкнуться, а затем разобраться.

Для всех, кто вдруг решит приобщиться к 18-летней игре (или ностальгически тряхнуть стариной), есть хорошая новость: ObsCure прекрасно запускается на современном железе и операционных системах. Танцы с бубном в обязательный комплект не входят, но на всякий случай удостоверение «IT-шамана третьей степени» лучше приготовить. Проблемы могут возникнуть с попыткой подружить геймпад с игрой — на лету она девайсы подхватывает неохотно, приходится переназначать клавиши вручную. А сделать это настоятельно рекомендуется: как и всякое олдскульное приключение, ужастик плохо заточен под клавиатуру. Классические хорроры вообще редко отличаются дружелюбием по отношению к игроку — в этом одна из их фишек. Через управление и камеру не только экономятся ресурсы консолей и слабых компьютеров, но также передается чувство дискомфорта и тревожности.

ObsCure в этом плане ничем не отличается: прежде чем нанести удар, необходимо зажать отдельную кнопку для прицеливания, особые навыки вынесены на отдельную кнопку, карта находится в меню, а лечение в бою усложняется перебором вещей в инвентаре. Вдобавок в наличии сразу пять персонажей, каждый из которых может не дожить до финальных титров. Между ними нужно переключаться, чтобы использовать уникальные способности. В бою, кроме непосредственных увечий, нужно ещё рассеивать зловещую тьму — и это за шесть лет до Alan Wake. Приплюсуйте к этому жёсткое ограничение на сохранение — и если вас не окатило волной хардкорной ностальгии, то примерно поймете, насколько геймплей не лелеет нежные чувства игрока.

Что же касается визуальной составляющей, то тут игра держится молодцом. С высокими разрешениями проблем нет, текстуры, хоть и морально устаревшие, выглядят как добротное ретро, анимация и персонажи не раздражают — в современном инди-секторе с повсеместным засильем Unreal Engine и Unity встречаются работы и похуже. Из технических огрехов замечено подергивание при беге на больших (по меркам локаций) пространствах — движок игры заточен под более плавное перемещение. Плюс отрендеренные видеоролики выглядят как артефакты времен VHS — смотреть больно, но не критично. Разумеется, восприятие сильно зависит от скидки на возраст и причастность игрока к секте «Свидетелей Святого Графоуния» — избалованные детализацией уровня Red Dead Redemption 2 будут жестоко разочарованы.

ObsCure 2: The Aftermath

Спустя всего каких-то скромных три года студия Hydravision Entertainment выпускает сиквел в надежде повторить скромный успех. Продолжение ковалось по принципу «Тех же щей — да погуще влей». Количество играбельных персонажей увеличилось до восьми, включая трех ветеранов оригинальной зарубы — сюжет обеих игр напрямую связан. Судьба двух других упоминается, но по-прежнему туманна и неясна — возможно, это был задел на третью часть, которая так и не появилась из-за более прохладного приёма The Aftermath у публики. Но зато опытным путём выявлено, что каноничной концовкой первой игры является вариант, при котором все школьники выжили.

Действие переносится из разрушенной не без нашей помощи старшей школы Лимфор в университет Фоллкрик. Здесь учатся Кенни и Шэннон, пока Стэн мотает срок за совершенное «в предыдущей серии». Последствия тайных научных экспериментов, так удобно слизанных с какого-нибудь Resident Evil, всё ещё сказываются на здоровье персонажей. Но тут полку напастей прибывает: в ВУЗе распространяется популяция загадочного цветка, отдалённо напоминающего тюльпан по внешнему виду и мак по воздействию на разум. Разумеется, продвинутые студенты тут же начинают упарываться природными наркотиками, что закономерно приводит к не самым приятным последствиям. И вот уже новой бригаде героев необходимо разрулить проблему, действуя старыми проверенными методами.

С ObsCure 2 связана одна забавная история из прошлого: когда-то она была пройдена на спор, чтобы доказать постулат из журнальной рецензии, будто 2-3 загадки из Silent Hill потребуют больше времени на решение. На прохождение ушло два вечера — и где-то треть потраченного времени ушла на запуск самой игры. Отсутствие dll-библиотеки (которая была, к слову, на диске), интернета и достаточных технических познаний сделали запуск самой сложной головоломкой сиквела. Но не переживайте: на современном железе игра, как и предшественница, стартует без проблем, хотя не так хорошо, как первая часть (но об этом позже).

Необходимо констатировать факт, который кому-то покажется неприятным, а кому-то наоборот: сиквел действительно довольно лёгкий — и сам по себе, и на фоне оригинала. Головоломки решаются на раз-два, несмотря на отсутствие персонажа, ответственного за подсказки и тот факт, что героев с уникальными способностями, которые нужно применять в определённых местах, стало больше — а значит, стало больше комбинаций. По большому счёту интеллектуальная составляющая весьма прямолинейна.

Зато в The Aftermath авторы сделали упор на экшен. Здесь шире арсенал оружия, его удобнее применять. Даже управление с клавиатуры по умолчанию оптимальнее геймпада — во многом благодаря поддержке мыши, ответственной также за строптивую камеру. В общем, при наличии прицелов с плеча не хватает только одного аспекта, о котором говорил классик игрожура, перекатываний — ведь именно о них слёзно молило всё играющее человечество. Опять же, упор на головоломки или экшен — это чистая вкусовщина, но куда индустрию привело смещение ко второму аспекту, можно наблюдать прямо сейчас.

Вдобавок ко всем этим изменениям в геймплее, ObsCure 2 в текущем виде имеет несколько технических огрехов на актуальном железе. Во-первых, вылеты — они имеют место чаще, чем хотелось бы. Во-вторых, визуал. Будучи портом с PlayStation 2, игра не блещет графикой — причём даже на фоне первой части. Разрешение выставляется исключительно в заданных рамках, и этого недостаточно для широкоформатных мониторов. Полученный апскейл выглядит так, словно картинку пропустили через фильтр с эффектом «телевизионного кинескопа». В предыдущей игре такое неуважение позволяли себе только ролики. Ну и по мелочи: некоторые клавиши по умолчанию могут просто не работать, пока не переназначишь.

В итоге продолжение постигла печальная участь всех сиквелов: будучи сам по себе неплохой жанровой игрой своего времени, ObsCure 2 обречён вечно прозябать в тени старшего предка, с которым его постоянно сравнивают. Впрочем, те, кто познакомился с франшизой не в хронологическом порядке, а со второй части, вполне могут испытывать тёплые чувства к этому ужастику, предпочитая его оригиналу.

Сегодня, как мушкетёры на закате карьеры, спустя почти двадцать лет, мы можем смело резюмировать: серия ObsCure прошла испытание временем и оставила след в истории жанра. Недоработки технического плана, устаревшие геймплейные механики допотопной эры, невзрачный на фоне AAA-мастодонтов внешний вид — всё это почти наверняка отпугнёт юных геймеров от знакомства с ботаническим ужасом. А вот старожилы, взращённые на древних агрегатах, помнящие картриджи, дискеты и магнитные ленты, запросто могут предаться воспоминаниям, получив от них истинное удовольствие.

Сейчас так почти не делают. Энтузиасты-самоучки нет-нет да и ворошат прошлое, выпуская поделки различной степени кошерности на прилавки цифровых магазинов. Все они хотят окунуться в беззаботную юность и воссоздать шедевры прошлого, ушедшие в небытие на фоне тотальной заботы об изнеженном клиенте и массового засилия игр-сервисов, являющих собой донатные помойки и бесконечные гриндилки, — чтобы каждый мог приобщиться к олдскулу.

И это, чёрт возьми, правильно, ибо «нет школы лучше, чем старая школа».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)