DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Спятивший домовой

Кошмар дома на холмах / The Toolbox Murders

США, 1978

Жанр: ужасы

Режиссер: Дэннис Доннелли

Сценарий: Нева Фриденн, Энн Кайндберг, Роберт Истер

В ролях: Кэмерон Митчелл, Памелин Фердин, Уэсли Юар, Николас Бьюви, Тим Доннелли

Похожие фильмы:

  • «Кошмар дома на холмах» (2003)
  • «Кошмар дома на холмах 2» (2013)

Интересен круговорот хоррора в природе. В 1974 году молодой режиссер Тоуб Хупер выпустил «Техасскую резню бензопилой», малобюджетный слэшер, внезапно ставший мировым хитом и обретший культовую славу. Спустя несколько лет сериальный постановщик Дэннис Доннелли, заручившись поддержкой продюсера Тони Дидио, жаждавшего схожего коммерческого успеха, снял рассматриваемые «Убийства инструментами» (так можно перевести оригинальное название). Фильм не произвел такого же фурора, но по совокупности заработал в прокате неплохие деньги. А спустя четверть века уже Тоуб Хупер сделал ремейк «Убийств…», фактически с тем же названием «Toolbox Murders», но в отечественной локализации известный как «Кошмар дома на холмах». И при всей однозначно большей мастеровитости Хупера, именно лента Доннелли вошла в список 500 лучших фильмов ужасов по мнению пользователей сайта IMDb. В целом подобную степень признания можно объяснить тем, что в 1978 году маньячный жанр был мало заезжен, и многие «зверские» хорроры производили сильное впечатление. А в 2000-х слэшеры массово катились по проторенной дорожке, и громко выстреливал уже далеко не каждый, пусть и поставленный именитым спецом (да и Хупер, если уж быть откровенными, к этому моменту ушел в тень). Ну а в случае с оригинальными «Убийствами инструментами» важную роль играет ностальгия по давно ушедшим временам революционных инноваций в «кромсательном» жанре.

Вообще, если воспринимать «Кошмар…» Доннелли на уровне «звона» (когда фильм не смотрел, но слышал про него), то кажется, что это действительно классический слэшер. Подобную мысль лукаво подтверждает и официальный трейлер, в котором маньяк в маске только и делает, что убивает женщин разного возраста и степени обнаженности. И более того, когда зритель начинает смотреть картину, не зная ее истинной сути, то первые тридцать минут наблюдает почти безостановочное насилие, с саспенс-прелюдией к каждому акту и садистской жестокостью самих умерщвлений. И каково же удивление, когда далее натуралистичная жесть прекращается и начинается триллер, с дежурно-малоинтересным полицейским расследованием, но с лихим «вот это поворотом» в середине ленты, когда раскрывается личность убийцы. Далее следует драматичное прояснение мотивации маньяка, потом еще один сюжетный твист и ожидаемо кровавая развязка, но уже в ином ключе, без резни в многоквартирном доме, с чего начиналась история. И по совокупности получается, что «Кошмар…» - традиционный слэшер лишь в первой трети хронометража, тогда как далее мутирует в психологически-психопатический жутик, в котором нет темной фигуры с электродрелью, красующейся на постере.

Говоря о существенных недостатках фильма, с сожалением хочется отметить вышеупомянутую «сыскную» линию, в которой детектив куда-то ходит и кого-то расспрашивает. Но если взять и выкинуть абсолютно все сцены с ним, то ровным счетом ничего не изменится. Фактически здесь третьестепенный персонаж-коп нужен только для того, чтобы обозначить «бессилие следствия» и таким образом сподвигнуть одного более значимого героя на собственные активные действия. Но в целом создается впечатление, что «полицейский с расспросами» нужен был для растягивания истории до полного метра, пусть и ценой пробуксовки динамики.

Вообще, самая удачная с позиции ожиданий фанатов жанра – это открывающая слэшерная часть. Вот вам маньячина с колюще-режущими, откровенное насилие и насыщенная эротика с отсылкой к «Психо» Хичкока (ну как же в душе/в ванной какую-нибудь красотку не убить!), но здесь значительнее жарче в плане обнаженки. Условно вторая часть, с мышиной возней полицейского и длинным монологом «обнародованного» для зрителя преступника, воспринимается как формальное связующее звено между началом и завершением истории. А вот предкульминационная сцена с зажиганием спичек реально хороша. Что же касается развязки и концовки, то это однозначный жесткач, пусть и оставляющий ряд вопросов, но вполне работающий в рамках шоковых ожиданий.

Таким образом, «Кошмар дома на холмах» – неровное кино, как по динамике, так и по стилю. С одной стороны, это плюс, ибо если вам их заранее не проспойлерят, то вас ожидает пара ощутимых сюрпризов. Но, с другой стороны, режиссеру не удалось сбалансировать разнородные составляющие, поэтому кино впечатляет именно отдельными кусками, а не общей стройной композицией. Любителям страшных фильмов старой закалки определенно стоит посмотреть, даже ради кайфа от конкретных «убийственных» эпизодов. И, что важно, вариация Хупера – совсем другая история, и по смыслу, и по подаче, лишь схожая парой-тройкой черт. Таким образом, «The Toolbox Murders» 1978 года – самобытный хоррор, не шедевральный, но цепляющий за счет безцензурщины и экспериментов с киноязыком.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Игорь Денисов 04-03-2024 22:52

    Фильм действительно классический, любопытный, на голову выше большинства фильмов, сделанных в жанре позже. Все там нормально с балансом. Передирали канву с "Психо", отсюда и полицейский. И сцена со спичками, как и вся концовка, впечатляет больше, чем мочилово в начале. Я даже скажу так: именно этот переход от трэша к психологизму и делает ленту достойной. (В "Техасской резне бензопилой" то же самое.) От первых 30 минут "кайф" может получить только садист или подросток, ничего шокирующего в жизни не видевший. От эпатажа перешли к чему-то более тонкому и умному. Молодцы! Жаль, что ни у кого дальше карьера не сложилась.

    Учитываю...