Joyland / Страна Радости (роман)
Автор: Стивен Кинг
Жанр: триллер
Издательство: Titan Books
Серия: Hard Case Crime
Год издания: 2013
Похожие произведения:
- Стивен Кинг «Сердца в Атлантиде» (роман)
- Роберт Маккаммон «Жизнь мальчишки» (роман)
Серия, где была опубликована «Страна Радости», Hard Case Crime, известна прежде всего переизданиями винтажных криминальных романов в ретро-оформлении: Дональда Уэстлейка (он же Ричард Старк), Лоуренса Блока, Корнелла Вулрича и других мастеров «крутого детектива». Почти все это золотая эра американского криминального романа, родом из далеких уже 50-х годов, настоящая классика жанра.
Поэтому оказаться в одной с ними серии не только честь, но и большая ответственность. Дело в том, что играть в этой лиге нужно не просто хорошо – что Кинг определенно умеет, – а хорошо и по определенным правилам. Все-таки жанр «крутого детектива» весьма консервативен и традиционен, и, покупая книгу с желтым ярлычком на обложке, читатель в общем-то отлично представляет себе, что его под этой обложкой ожидает. Не клоуны из канализации, не призраки в отеле, не многостраничные, простите, сопли «за жизнь», а вполне себе строгая жанровая вещь, может, и не такая яркая, как то же «Оно» или «Сияние», но зато узнаваемая, привычная.
Поэтому «Страну Радости» читатель ждал, и ждал с большим спортивным интересом.
Будет ли Кинг играть по этим правилам? Интересны ли ему опасные парни в «хомбургах» и мятых плащах, с револьвером в одной руке и томными дамочками – в другой? Его ли вообще это поляна?
Было действительно любопытно.
«Страна Радости» – это история двадцатиоднолетнего Девона Джонса, решившего провести лето 1973-го в парке развлечений в Северной Каролине. Это его самая необычная летняя подработка, а заодно еще и попытка развеяться после неприятного и тяжелого расставания со своей второй половинкой.
Страна Радости, Joyland – парк небольшой и старый, даже старомодный, но Девон очень быстро в него влюбляется. Новые друзья, удивительный мир аттракционов, волшебная профессия «продавца веселья»… К моменту, когда лето все же заканчивается, он настолько увлечен своей новой работой, что решает отложить поступление в колледж на год и остаться на это время в парке. Последний полностью оправдывает свое название: Девон по-настоящему и искренне счастлив…
Разумеется, как и любой другой парк развлечений, Страна Радости имеет свою собственную темную тайну. Несколько лет назад в здешней «комнате страха» была убита молодая девушка – несчастной перерезали горло, а убийца так и не был найден.
Заинтригованный этим случаем, Девон и его друзья начинают свое собственное расследование и вскоре выясняют, что девушка не является единственной жертвой убийцы – и, что самое тревожное, маньяк каким-то образом связан с их парком развлечений…
К сожалению, играть по правилам Кингу оказалось неинтересно. Он написал книгу даже отдаленно не напоминающую «хард-бойлд», те же романы о Паркере (Уэстлейк-Старк) или, скажем, Мэттью Скаддере (Блок).
Детективная составляющая мизерна и почти целиком скрыта типичной созерцательной завесью кинговской прозы. А то, что остается на поверхности, настолько наивно, беспомощно и притянуто за уши, что как-то даже неудобно – и за самого Кинга, и за издателей HCC, которые на голубом глазу тиражируют глупости вроде «роман потрясет даже опытного читателя “крутого детектива”». На самом деле происходящее в книге напоминает приключения Нэнси Дрю или братьев Харди, причем с позиций детектива победа за явным преимуществом юных сыщиков.
«Страна Радости» – ни своей формой, ни содержанием – не имеет никакого отношения к серии Hard Case Crime, сколько ни ряди её в grand pulp-обложки и ни посвящай Дональду Уэстлейку. Книги из абсолютно разных вселенных.
Обидно.
Если же оценивать роман отдельно от желтого ярлычка с коронованным пистолетом, то здесь все гораздо лучше. Постоянный Читатель уж точно будет доволен, поскольку в романе есть все, что ему нравится в творчестве Кинга. Главный герой – рубаха-парень, которому нельзя не симпатизировать. Его друг – покалеченный мальчик со сверхъестественными особенностями, который, конечно же, обязательно отплатит герою добром за добро. Простенькая любовная линия. Необычный быт – много ли в природе производственных романов о парках развлечений? Несколько замечательных, ну просто ослепительно-точных фраз о смысле жизни, за которые автора хочется просто задушить в объятиях. И, само собой, внимательный и дружелюбный голос автора, что слышен на всем протяжении книги, и который традиционно скрашивает до безобразия невыразительный сюжет – эту до последней пылинки знакомую дорогу, это бесконечное, нескончаемое дежа вю…
Итог: довольно простой и в некотором смысле даже примитивный роман. Крохотный по объему (меньше трехсот страниц) и по времени написания (один месяц). Еще одна история о лете, о взрослении, о Стране Радости, которую в какой-то момент покинуть придется всем и навсегда.
Все это у мэтра уже определенно было, и было куда громче, ярче, честнее.
1 dmitrythewind 06-07-2013 23:50
А как вам из той же серии "Парень из Колорадо"?
2 Pickman 07-07-2013 21:40
Мне он показался интересным по задумке, но бесконечно скучным.
3 Парфенов М. С. 07-07-2013 22:41
В духе позднего Кинга в худшем его варианте: много-много-много трепа, разглагольствований, описаний, воспоминаний... когда читаешь и думаешь, что в молодости Кинг бы обошелся бы коротеньким рассказом, а тут пытается роман наваять.
4 Мельник 03-07-2013 18:32
Мне детективы не особо интересны, поэтому с этой точки зрения я в новой книге Кинга не разочаруюсь. Остальное - дело техники уже самого Кинга. В общем, беру на заметку. Надеюсь, не затянут с выходом на русском (или украинском).
5 Juicy J 20-06-2013 11:29
Согласен с рецензией. Но пара уточнений...
Все-таки "консервативен" и "традиционен" я бы хотел отметить не совсем те слова, которые характеризуют жанр "крутой детектив", т.к. на всей протяжении истории жанра были совершенно разные книги - в разной стилистике, разные по тематике, разные по манере написания, разные по настроению и т.д. Гарри Уиттингтон, Билл Пронзини, Марсия Мюллер, Дороти Хьюз, Дэвид Гудис, Джиллиан Флинн, Майкл Корита, Эд МакБейн, Джеймс Эллрой, Эндрю Ваксс, Лэнсдейл, Пиччирилли, и т.д. - и все они совершенно разные. Просто роман Кинга не соответствует по "качественным признакам".
Это не протеворечит формату жанра. Гарри Уиттингтон, Корнелл Вулрич, Джим Нисбет, Дэвид Гудис и т.д.
Это одно из многих проявлений жанра, но не одно из самых интересных. Кроме Чандлера и Хэмметта, многие зубры и классики жанра об этом вообще не писали.