DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Стояли звери около двери

Зверинец (авторский сборник)

Автор: Олег Кожин

Жанр: хоррор

Издательство: АСТ

Серия: Самая страшная книга

Год издания: 2020

Похожие произведения:

  • Дарья Бобылёва «Ночной взгляд» (авторский сборник)
  • «13 монстров» (антология)
  • Максим Кабир «Призраки» (авторский сборник)
  • Наверное, не будет банальностью — и пафосом — назвать авторский сборник Олега Кожина долгожданным. Потому что это так. Постоянный участник антологий «Самой страшной книги» (в которых его тексты неизменно привлекают внимание и запоминаются надолго), участник межавторских сборников «Территория Дозоров» и DiezelPunk, автор романа «Охота на удачу» и новеллизации «Рассвет», один из составителей тематической антологии «Колдовство» (получившей, к слову, премию «Мастера ужасов 2020») — в общем, в этой подборке не хватало только собственного сборника Олега Кожина.

    Он наконец вышел.

    И мы сейчас его рассмотрим.

    Открывается «Зверинец» одноименным рассказом. Поначалу он разворачивается как околонаучная фантастика, используя классическую тему «тайные эксперименты правительства, которое знает больше, чем мы, но скрывает это». Однако за этим приемом скрывается как глубинная трагедия героя-охотника за криптидами, так и очень яркая, сочная хоррор-картина в финале. Кстати, нужно заметить, что выбор названия для сборника именно по этому рассказу весьма удачен. Ведь на его страницах не только предстанут разнообразные монстры — как порожденные фольклором и мифологией, так и оригинальные, авторские, — но и минимум половина текстов и их герои окажутся своеобразными «оборотнями» — как и персонаж «Зверинца».

    «Иней на лицах» — свежее и неизбитое раскрытие темы нежити (хотя, казалось бы, сказано уже все, что можно, тем более в не раз освещавшихся на страницах DARKER’а тематических зомби-сборниках), с открытым — и от этого рассказ становится еще более жутким — финалом. Отдельно нужно отметить антураж: холод, тайга, снег — Кожин мастерски лепит атмосферу словами и образами.

    Холодом веет и со страниц «Ледника»: метеорологическая станция, огромный выдолбленный в вечной мерзлоте ледник для мяса, заваленный оленьими тушами — или не только оленьими?.. Нет, здесь не будет оммажа «Нечто» — Кожин вырисовывает совершенно оригинального монстра, а в финале еще и припечатывает ожиданием мучительной смерти.

    А вот и первый текст-оборотень — «Вериярви». Глухая карельская деревня, группа студентов, заброшенный и разоренный дом. Кажется, вот-вот развернется классический сюжет «приехали студентики и самоубиваются на свежем воздухе». Но Кожин умело обходит последний вираж на пути к этому штампу — и погружает читателей в роковую семейную традицию-проклятие.

    Далее нас встречает «Сученыш» — самый старый в сборнике и, пожалуй, один из самых известных, наравне со «Снегурочкой» и «Где живет Кракен...», рассказов автора. Замечательная и в чем-то даже трогательная история дружбы-ненависти, по-своему раскрывающая троп «воин и дитя».

    Тема детей, вырастая из образа упыреныша, ведет нас к тексту «Узкая колея нашего детства». «Мальчишеские ужасы» — конек Олега. Если бы Владислав Крапивин писал хоррор, то, вероятно, это были бы истории, похожие на рассказы Кожина. Странное дело: даже если ты никогда не бывал в заброшенном поселке, подобном тому, о котором идет речь в «Колее…», или никогда не ездил на старой ржавой дрезине, при чтении рассказа чудится, что все равно с тобой это когда-то было. Только ты подзабыл — и теперь текст всего лишь воскрешает события в памяти, настолько точны, емки и глубоки детали и описания.

    Эстафету «мальчишеских ужасов» продолжает «Человек-крот», отыгрывающий тему цыганских проклятий. И кажется: ну вот наконец-то мы можем сказать, чем все закончится, мы ведь столько читали про проклятия, теперь-то не избежать шаблона. Но Кожин делает шаг чуть в сторону, разбивая в пух и прах все предсказания.

    Рассказы «Сетевой» и «Граффити», до этого входившие в антологию «Темная сторона Сети», переходят уже к максимально современному, если так можно сказать, кибер-хоррору. Однако автор избегает таких банальных и избитых тем, как «запретный сайт» или «даркнет». И если в «Сетевом» виртуальный монстр становится классической «карой для оступившегося» (впрочем, совершенно не собираясь этого делать, преследуя собственные цели), то в «Граффити» чудовище использует достижения научно-технической революции и человеческое тщеславное желание получить побольше лайков.

    В отличие от «Граффити», где угроза приобретает глобальные масштабы, в «Вольке» хоррор становится очень камерным, даже семейным. Это точечный рассказ, который не растекается мыслью по древу, в котором нет ничего лишнего. Резкая, болезненная, четкая, быстрая история — ведь не все монстры подбираются к жертвам долго, играя на их болевых точках и пользуясь их ошибками. Некоторые появляются вот так — внезапно и без прелюдий.

    «Родительский день» — текст, хорошо знакомый читателям ежегодной ССК-антологии. Семейная поездка на кладбище — прекрасный повод поближе познакомиться с родственниками девушки. Хотя от некоторых, наверное, стоило держаться подальше… Вплетение в сюжет Хугина — ворона Одина из скандинавской мифологии — делает историю семьи Лехтинен (ах, эта карельская тематика рассказов Кожина!) не уникальной, не разовой, а, вполне может статься, одной из десятка таких же, занимающихся «большими семейными делами».

    «Момент истины» — еще один рассказ-оборотень в сборнике. Начинаясь как бытовой хоррор, предельно ясный и близкий (противостояние героя и гопников, неумолимость преследования, приправленная непониманием «за что?», в котором есть даже что-то кафкианское), в финале он обретает предельно простое объяснение, переворачивая с ног на голову предварительную расстановку «охотник-жертва».

    «Все и даже больше» — текст, который у менее щедрого автора превратился бы если не в роман, то в полноценную повесть. Может, даже в отдельный сборник рассказов — про работу героя на «Алистера Кроули» или, например, про некоторых посетителей. Но Кожин — не из тех, кто трясется над каждой идеей, выжимая ее досуха. Он пишет сочными, точными мазками, не экономя краску, создавая картину концентрированного порока.

    «Памятка юного бродяжки» — городское фэнтези, подарок читавшим «Охоту на удачу». Еще один рассказ, который мог бы стать повестью — потому что слишком уж заманчив мир, слишком уж ярки локации, слишком уж необычны колоритные персонажи. Уважаемый автор, а можно еще один вбоквел, а?

    «Лисья осень» — а это уже темное фэнтези в историческом антураже. Автор аккуратно вводит читателя в мир, не вываливая ему на голову — как любят некоторые его коллеги — переизбыток терминов и имен. И снова рассказ—перевертыш, и снова стягиваются маски и благими намерениями выложена дорога в адскую топь.

    Финальные «Гуси-лебеди» поначалу разворачиваются по всем правилам русской волшебной сказки: вот нарушение запрета, вот похищение, вот помощь по пути, которая позже обернется помощью ответной, вот и поиск, и побег… Однако эта кажущаяся классичность схемы обманывает и убаюкивает, подводя к весьма жесткому и беспощадному финалу.

    Надо отметить, что в «Зверинце» Олег Кожин остается верен себе. Он не пытается «взять» читателя шокирующими подробностями, мясными деталями или сексуальными перверсиями. Ему не нужно выдавать стилистические кадавры по три загиба на версту. Он создает истории, в которых есть только то, что нужно именно для них: бытовые подробности, ностальгические триггеры, емкие описания. Если чего-то — пусть даже явно любимого автором — для какой-то истории не требуется, то этого и не будет. Чувство меры и вкуса — вот что четко прослеживается в каждом из рассказов «Зверинца».

    Если вы любите хоррор — этот сборник для вас. Но если вы любите реализм и хотите насладиться бытописанием — он для вас тоже . Просто в этом реализме будет и хоррор. Ну а где его в нашей жизни сейчас нет?

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)