Призраки (авторский сборник)
Автор: Максим Кабир
Жанр: хоррор
Издательство: АСТ
Серия: Самая страшная книга
Год издания: 2019
Похожие произведения:
Я стал душой. Я выскользнул из тела,
Я выбрался из крошева костей,
Но в призраках мне быть осточертело,
И снова тянет в столько пропастей.
Евгений Евтушенко
Хорошая история — всегда откровение. В ней, словно матрешка в матрешке, скрыты смыслы и планы, язык поет и причащает, а красота сюжета уводит в неведомые дали. Что в далях этих? Звон колоколов зловещих, смех девочки, устроившей для брата игру длиною в десять лет, зеркальная пыль посреди замерзшего океана, а еще — поцелуи под рыбным дождем, а еще — дни блокадного Ленинграда, а еще — продирающий до костей ужас, букинистические черви и смерть. И кажется, нет границ авторскому воображению.
Максим Кабир — один из самых ярких русскоязычных авторов хоррора. Он легко разбивает теорию о том, что страшное у нас писать не умеют, не хотят и не могут. Любители ужасов давно следят за его творчеством, без него не обходится ни одна жанровая антология, а вышедший в прошлом году дебютный роман «Скелеты» стал настоящим хитом и вот-вот будет переиздан. В общем, Кабир — это знак качества. И на очереди новая авторская книга.
Сборник «Призраки» состоит из 24-х рассказов и повести «Морок». Некоторые истории уже известны читателям «Самой страшной книги» и журнала DARKER: «Черви», «Черная церковь», «Африкан», «Грех», «Поющие в глубинах», «Классные рога, чувак!»... Но вещи такого уровня можно (и нужно!) перечитать. Они того стоят. Впрочем, а какие не стоят? Другие рассказы написаны таким же блестящим языком и посоревнуются с уже полюбившимися сюжетами, поэтому каждый читатель обязательно найдет здесь кошмары по своему вкусу, разглядит своих фаворитов. Попробуем выбрать лучших и мы.
«За пределами Котьей страны»
(автор о рассказе: «Самый мой любимый рассказ во всем сборнике. Те, кто читал “Скелетов”», — приветствую вас в Варшавцево снова».)
Когда поэт пишет прозу, это всегда бросается в глаза. Грустный и пронзительный рассказ, повествующий о человеческом одиночестве и неприкаянности. Только вместо Венечки Ерофеева у нас девушка Женя, которую в детстве похитил безумец. Она делится с женихом странной историей о том, как жила запертая в подвале вместе с кошками и питалась невкусной рисовой кашей. Толя Кукушка не насиловал пленницу, а рассказывал ей сказки про страну кошек и каждый вечер делал фотографии на «Полароид». Уже потом, в 16 лет, Женя пыталась покончить с собой.
«Счастье — слово, требующее особо бережного отношения. Его нужно шепотом на ухо, а лучше вовсе — телепатически, чтобы не замусолить».
«Перевертыш»
(автор о рассказе: «Книга с привидениями была бы неполной без рассказа о зеркалах. Классическая история наоборот — роррохйыньлакреЗ».)
Этот рассказ, кажется, соткан из холода и безумия. Чудится в нем дыхание запредельного, слышно, как разбиваются друг о друга в далеком океане — не льдины, нет! — огромные зеркала. И зовут зеркала Федю Химичева, человека, который вырос в детдоме. Человека, который сам не поймет, почему к нему так и липнет слово «перевертыш». История написана блестяще и оставляет после себя даже не послевкусие — желание: заглянуть туда, за запертые двери, и увидеть...
«Дверь была совсем рядом!
Не в силах оставаться на месте, он выбежал в ночь и блуждал темными киевскими закоулками. Он не слышал, как они приближались, опомнился лишь, когда снег хрустнул за спиной».
«Призраки»
(автор о рассказе: «Меня очаровывает Япония. А кого она не очаровывает? Из сотен японских легенд я выбрал эту. Прочтите рассказ и узнаете какую».)
История о мести и проклятиях, которые умеют ждать. Виталий приехал в Японию из России, получив от правительства двухгодичную исследовательскую стипендию. И совершенно внезапно встретил девушку своей мечты. Проблема в том, что незнакомка прячет лицо под маской и не спешит показывать его на свет божий. Рассказ оставляет после прочтения чувство тревоги и легкой грусти. А ведь могло все сложиться по-другому. Могло! Но тогда это была бы история о любви, а не об ужасе.
«— Я полагаю, она призрак, — заявил профессор Сакаи в свойственной ему манере перепрыгивать с темы на тему проворно, будто лягушка».
«Бабочки в ее глазах»
(автор о рассказе: «Нуар с извращениями. Грязный-грязный рассказ. Здесь занимаются сексом с насекомыми. Лучше вы его пролистайте».)
Одно из самых ярких открытий сборника. Рассказ написан языком режущим, как сама ненависть. Полюбится всем поклонникам жанра ужасов. История держит в напряжении до самого финала. От кульминации слезы наворачиваются на глаза. Самобытный, яркий рассказ, у которого лишь один минус — слишком быстро он заканчивается. Так и хочется узнать, что будет дальше с уже полюбившимися героями. Немного о сюжете: проект «Таламус» и двадцать особенных детей, от чьих способностей бросает в дрожь. Город, погрязший в грязи и разврате. И герой, ищущий последнюю выпускницу «Таламуса». Чтобы увидеть...
«Нонна Смолова. Ее глаза... я никогда больше не встречал такого оттенка, словно тропическая бабочка взмахивала изумрудными крыльями. И пыльца света слепила меня, и было жарко и щекотно от ее присутствия».
«Самый обыкновенный дождь»
(автор о рассказе: «Синефильский рассказ. Кино, Махно и греческая мифология. Небольшая передышка перед очередной кровавой историей».)
Не рассказ, а музыка, застывшая в прозе. В этой истории поэтичность Максима Кабира раскрывается в полной мере. Главный герой всю жизнь мечтал прославиться, но сумел сыграть только одну из эпизодических ролей. И вот он, неудавшийся актер, неожиданно узнает, что в одном доме с ним живет знаменитость — польская актриса Катажина Пьетрас. С пятьдесят седьмого по семидесятый год она сыграла в семнадцати фильмах. Рассказ пронзительный и лиричный, но поклонникам хоррора может не хватить пугающих и напряженных моментов. История развивается медленно, а ее истинная красота раскрывается в самом конце.
«Замыкала процессию колесница, ведомая морскими лошадями-гиппокампусами, чьи рыбьи хвосты рассекали волны, подобно обоюдоострому мечу, а в гривах сверкал жемчуг».
«Палата»
(автор о рассказе: «Как-то раз в больничной палате оказались трое совершенно разных людей. Любитель Ницше, таинственный азиат и Алик. Ну, и началось. „Палата“ — самый свежий текст в книге».)
Рассказ неспешно погружает в атмосферу больничного безумия. Главный герой, Катышев, вынужден делить палату с человеком с гнильцой — Аликом и молчаливым Китайчонком. Последний только и делает, что целует и любовно раскладывает капельницы, создавая из них что-то необычное. Крепкий и добротный рассказ. Правда, особенных вывертов сюжета ждать не стоит. «Палата» — классическая история ужасов, которая затрагивает тему возмездия и справедливости. Шепчет рассказ предостерегающе: не обижайте странных людей. Иначе…
«Катышев задремал. Ему приснился Китайчонок, плетущий узлы, но не из капельниц, а из лозы.
Больница была затянута его паутиной. Хитрые узоры сводили с ума».
«Слухи»
(автор о рассказе: «Как-то рано утром я блуждал по подмосковному городку и заметил на лавочке трех бабушек. Они сидели в рассветной дымке, странные и незыблемые фигурки. Они все знали. Про меня и про этот рассказ, который я сочинил в электричке в тот же день».)
Рассказ-фатум. Все предрешено, жаль только, не нами. Сюжет рассказа поначалу кажется простым: Инна переезжает в Подмосковье в поисках лучшей жизни и — главное — богатого жениха. Но ее планы нарушает разговор трех старушек, которые так любят сидеть перед подъездом, перебирая семечки и слухи. Пугающий и тревожный рассказ, вирд в чистом виде.
«Она проснулась ночью от странного звука. Хлопанье — так хлопает по воздуху веер или что-то подобное. И еще шорох, будто истерзанные артритом пальцы перебирают семечки, цепляя длинными ногтями дно коробки. И еще легкое позвякивание, какое бывает, когда искривленные спицы стучат друг о друга».
«Малые боги»
(автор о рассказе: «Третий рассказ из „болотного цикла“, третье возвращение в тайгу. Именно здесь впервые появляются шевы — духи из богатого северного фольклора. Позже они перекочуют в мой роман „Скелеты“».)
Красота, застывшая в прозе, как муха в янтаре. История порадует яркими описаниями, неожиданным финалом, поисками старых богов. Обязательно к прочтению. Один из лучших рассказов сборника.
«Потому что они не умерли, малые боги.
Тундра размыкается в арктические пустыни — это их мир. Над таежными топями клубится ядовитый туман — их дыхание. И в потаенных пещерах уральских гор, и в заброшенных скитах, и на древних могильниках — там их следы.
Не сбейся с дороги, не оглядывайся на свист, упаси тебя бог от болотных колоколов».
Представленные рассказы — лишь малая часть того удовольствия, что ждет читателей в новой книге Максима Кабира. Все-таки в малой форме автор безумно хорош. Практически безупречен. А вот с более крупными вещами все не так однозначно.
Сборник завершает повесть «Морок», которая по стилю перекликается с романом «Скелеты». И после великолепных рассказов повесть может вызвать вопросы. Но это будут вопросы не к языку или сюжету — здесь все замечательно. Скорее, к самому методу написания. Может показаться, что перед нами не повесть в классическом ее понимании, а расширенный рассказ, вобравший в себя несколько сюжетных линий. В «Мороке» нам предстоит погрузиться в жизнь семьи Толмачевых, познакомиться с игрой, которая продолжается даже спустя десять лет, воочию убедиться в существовании паранормальных способностей. Финалом история напоминает «Оно» Стивена Кинга. Вот что думает о «Мороке» сам Максим Кабир:
«Завершающий аккорд — повесть о чуде, повесть о пауках. Практически все локации из моих рассказов существуют в реальности. Общественный туалет на задворках парка я помнил из детства — как там было тоскливо и мрачно, в его кирпичном чреве. Заброшенный, он до сих пор темнеет среди деревьев. И на страницах этой повести».
Повесть написана добротно и качественно, но открытием не станет. В малой форме автор пока сильнее, чем в крупной, поэтому по сравнению с рассказами история воспринимается немного затянутой и в чем-то вторичной. Но все равно «Морок» доставит немало удовольствия любителям темного жанра. Время пролетит незаметно за чтением истории о Свяжено, о прошлом, которое порой возвращается, и зле, что затаилось в подземных глубинах и ждет своего часа.
Подведем итог. Качественная русскоязычная литература ужасов рождается прямо на наших глазах. Никто не знает, какие произведения будут изучать в школах наши внуки.
А если бы мы могли выбирать?
Не проглядите магию, которая совершается здесь и сейчас. Серия «Самая страшная книга» успешно выступает на литературном рынке с 2014 года, вобрав в себя лучшие произведения русскоязычных авторов в жанре хоррора.
Хорошие писатели — всегда откровение.
«Призраки» Максима Кабира убедят нас в этом снова — стоит только перевернуть страницу.
1 Eucalypt 20-03-2019 12:04
Скелеты, Призраки, в принципе, направление понятное, ждём Оборотни, Зомби, Вампиры и т.д. )))) Но, я правильно понимаю, что "Призраки" - всё же не тема всей книги? А то часть рассказов, действительно, читал.
Из упомянутых отдельно читал "Перевёртыш". Отличный. Мир зеркал прекрасный, он для меня в чём-то слился с миром льда из "Террора". В смысле, визуально я представляю себе эти зеркальные горы, как айсберги.
2 Александр 20-03-2019 10:27
а почему рассказ "Дева" отсутствует? Шикарный рассказ победитель"ЧД"
3 Милая Мила 20-03-2019 12:17
Александр, победитель Виселицы, а не ЧД.
4 Дмитрий Костюкевич 20-03-2019 13:21
Александр, рассказ "дева" в сборнике есть. в рецензии представлены только лучшие по мнению рецензента рассказы.