DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Таргет-группа ССК-2015: «Новая антология будет сильнее»

Полным ходом идет подготовка «Самой страшной книги 2015». Постепенно заканчивают выносить свои вердикты члены таргет-группы, и все более отчетливо видны очертания новой антологии. А еще в этом году некоторые участники таргет-группы публикуют свои отзывы на прочитанные рассказы, что, безусловно, добавляет процессу отбора интереса.

В связи с этим DARKER беседует с одними из наиболее активных членов таргет-группы: читателем F, читателем M, читателем X, читателем S. А также с таинственным читателем I, который до этого не сказал ни слова о своем процессе отбора текстов.

 

Для начала хотелось бы узнать: участвовали ли вы в таргет-группе в прошлом году?

Читатель F: Нет, в предыдущей таргет-группе я не участвовал. Так что работа над ССК-2015 стала для меня совершенно новым впечатлением.

Читатель M: Не участвовала, так как узнала о проекте относительно недавно. Сначала прочитала ССК-2014, нашла группу «ВКонтакте», заинтересовалась, и вот – решила попробовать из любви к жанру.

Читатель I: В таргет-группе прошлого года не участвовала.

Читатель X: Нет, в прошлом году я участия не принимал, да и о самой книге узнал уже перед самым выпуском, благодаря довольно внушительной рекламной кампании. Однако, судить литературные конкурсы уже приходилось, правда, так уж получилось, что, в основном, это была фантастика. Поэтому для меня, как для фаната хоррора, работа получилась по большему счету интересной и увлекательной, отсутствие опыта именно данного жанра никоим образом не помешала.

Читатель S: В прошлом году не участвовала. Собственно, и об отборе в таргет-группу в этом году узнала только 30 июля, когда народ уже месяц читал присланные авторами рассказы.

Вам интересна судьба отечественного хоррора?

Читатель F: Разумеется, меня интересует судьба хоррора в России вообще, в том числе и переводного – ибо переводят у нас до обидного мало. Но за отечественный хоррор обидно вдвойне. Имея богатейшие литературные и культурные традиции, имея колоссальный фольклорный потенциал, мы почти весь 20-й век в этом плане провели в летаргии. Хоррор в России проснулся, как и подобает после летаргического сна, обескураженный, с мышечной атрофией и тяжелейшей депрессией. Редкие исключения не могли поколебать всеобщего убеждения, что он, в общем-то, и не жилец вовсе, и вообще никогда не жил. Почему-то многие считают, что до и после революции хоррора у нас вовсе не было – разве что Гоголя назовет любой школьник. А между тем «страшные» рассказы появлялись даже в СССР – вспомните хотя бы некоторые произведения Севера Гансовского. Я уж не говорю о произведениях дореволюционных: возьмите хоть «Республику Южного Креста» Брюсова, которую многие литературоведы относят к антиутопии – это же настоящий апокалиптический хоррор, предвосхитивший Ромеро и Дэнни Бойла! А его же (увы, не законченный) рассказ «Восстание машин» – Кинг с его «Грузовиками» безнадежно опоздал, хе-хе. Я уж не говорю о Сологубе, Андрееве, о писавших в 90-е и начале «нулевых» Андрее Столярове, Иване Сербине и Сергее Кириенко... И вот к этим исключениям я всегда пытался привлечь внимание, прекрасно понимая, что мои слова – глас вопиющего в пустыне. Разумеется, я не могу не радоваться, что за дело всерьез взялась целая группа энтузиастов, которые не только любят жанр сами, но и стараются понять, как увлечь им массового читателя.

Читатель M: Мне нравится читать хорошие ужасы. Конечно, хотелось бы, чтобы и наши авторы преуспели на этом поприще.

Читатель I: Безусловно, особенно если учесть, что у нас есть весьма талантливые и перспективные авторы.

Читатель X: Как же она может быть неинтересна! Раз уж выпало жить в России – наш отечественный хоррор все любители и фанаты жанра должны поддерживать, развивать, я считаю. Другое дело, что, на мой взгляд, он еще довольно молодой и подрастает неспешно, но довольно уверенно. По-моему, до середины нулевых жанр ужасов у нас вообще находился в довольно плачевном состоянии. Его практически не печатали, не издавали. Зарубежных авторов – да, найти легко, а вот наши... беда. Связано это, думаю, с завышенными ожиданиями наших читателей, которые благодаря С. Кингу, Р. Маккаммону, К. Баркеру и многим другим, уже знали, чего и как хотят, однако у нас в почете всегда была фантастика... Но на эту тему я могу говорить довольно долго, поэтому закруглюсь и замечу, что внимательно 

следил и слежу за отечественным хоррором и очень рад, что наконец-то начинают выходить достойные произведения российских авторов, которые, как по мне, готовы конкурировать и с зарубежными соседями по жанру. Правда с крупной формой пока все не столь хорошо, но, как говорил Леонид Каневский: «А это уже совсем другая история».

Читатель S: Безусловно. Хотя я и недавно начала читать рассказы отечественного «производства», однако очень рада тому, что наши писатели стали уделять внимание этому жанру.

Записываясь в таргет-группу, были твердо уверены в том, что сможете прочитать и оценить огромное количество рассказов?

Читатель F: Скажем так, я прекрасно понимал, что будет фора: любой литературный конкурс привлекает определенное количество графоманов, чьи произведения можно оценить по первым же строкам. Так оно и оказалось.

Если рассказ не из рук вон плох, а лишь оставляет желать лучшего – это тоже легко понять сразу. Для очистки совести я их проглядываю, но, как правило, это ничего не меняет. Выбор велик, в ССК должны пройти только лучшие из лучших. Если автор поленился или «не дотянул» – это его, автора, беда.

Читатель M: Моя ситуация осложняется тем, что я присоединилась к таргет-группе всего за месяц до окончания отбора. Поставила жесткий план: не менее 14-15 рассказов в день. Пока справляюсь. Хочется довести дело до конца.

Читатель I: Да, уверена. Хотя работа еще не окончена, не все рассказы прочитаны и оценены, но время еще есть, в сроки уложусь.

Читатель X: Конечно, иначе бы и не записался. Уж если что-то делать, то хорошо и до конца. Но совершить этот подвиг было гораздо труднее, чем предполагалось. На словах 380 (я округлил) рассказов выглядит не так впечатляюще, кажется, что дельце – на раз плюнуть, а как столкнешься со всем этим... короче, пришлось засучить рукава. Ну и рассчитывал на хотя бы 70-80 достойных рассказов, теперь понимаю, что зря губу раскатал, ожидания надо было занизить вдвое. Однако вместе с этим многое почерпнул для себя, набрался опыта, так что работа только в плюс.

Читатель S: Из-за того, что на прочтение 387 рассказов у меня оставался ровно месяц, были сомнения в том, что успею к назначенному сроку все прочитать и оценить. Поэтому сразу разработала для себя методику: каждый день по 20 рассказов, из которых 10 самые «тяжелые» и 10 самые «легкие» по весу (в Кб). В итоге укладываюсь в сроки.

Как сказывается на вас очередной рассказ не самого лучшего качества? Не отбивает охоту читать дальше?

Читатель F: А почему это должно отбить охоту читать другие рассказы? Другие авторы – другие песни.

Читатель M: На самом деле больше всего раздражают глупые опечатки, которых не было бы, если бы автор хоть раз перечитал свое «творение». 

А так складывается впечатление, что многие отправляли работу «на авось» – редакторы уж сами как-нибудь разберутся. Ну и сюжеты тоже бывают корявые, конечно.

 Но тут уж что поделать, начал – держись. Никто и не говорил, что будет легко. Зато некоторые рассказы действительно радуют.

Читатель I: По-разному сказывается. Одни вызывают улыбку, а другие приводят в настоящий ужас при мысли, что это написал не ученик младших классов школы, а взрослый человек. Желание двигаться дальше не отбивает, скорее наоборот – после таких вот «шедевров» получаешь еще больше удовольствия от прочтения хороших рассказов.

Читатель X: Как сказывается? Ну, зависит от самого рассказа. Есть несколько категорий текстов не самого лучшего качества. Если работа просто скучноватая или банальная или, скажем, персонажи вышли, как деревянные солдаты Урфина Джюса, то не сказывалось никак. Делал какие-то выводы, откладывал рассказ, принимался за новый. Но были и другие, их, конечно, меньшинство, называть их не буду, дабы не обижать авторов. Так вот, попадались чудовищные тексты с тотальным отсутствием знаний орфографии, пункуации, да и вообще, знаний правил русского языка. Вот после таких текстов приходилось отдыхать, порой несколько дней. Еще негативно действовали занудные тексты, со скучным языком и предсказуемым сюжетом, возникало желание все бросить и лечь спать. Но, как видите, все таки дочитал, закончил работу.

Читатель S: Прочитав откровенный «г*внокал» (уж простите, но по-другому некоторые рассказы и не назовешь), возникает только одна мысль: хуже быть уже не может. А посему наоборот, надеешься на то, что следующие рассказы будут лучше, интереснее, атмосфернее и ГРАМОТНЕЕ. Даже сейчас, перечитывая те рассказы, которые я в начале отправляла на стадию «ДА» и «ИЛИ-ИЛИ», сама себе удивляюсь – как я могла дать этим рассказам добро? Но потом понимаю: видимо, относительно сносный рассказ вызвал бурю эмоций после очередного трэша.

Как много «жемчужин» удалось отыскать среди присланных текстов? Какие рассказы можете выделить, чем они понравились?

Читатель F: Должен сразу отметить, что количество хороших рассказов на удивление велико, и «жемчужин» также найдется очень и очень много. Прежде всего выделю «Навсегда» – изумительный мистико-ностальгический рассказ. Хоррор в нем служит своего рода «приправой», и в самом рассказе нет ничего лишнего. А как он написан! Я считаю, что без этого рассказа ССК-2015 потеряет половину своей привлекательности. «И пришел Дракон» – великолепный рассказ, который украсил бы и любую западную антологию. «Отличный способ скрыть убийство» – потрясающе экстремальный и остроумный сплаттерпанк. «Оставайтесь на связи» – начинается традиционно, а потом – пара отличных сюжетных финтов! 

«Беспросветные» – доказательство тому, что хоррор идеально вписывается в реалии Древней Руси. «Пиявки» – тут и трагедия гибнущей русской деревни, и подлинный ужас. «Никогда» – очень интересный взгляд на «растительный» хоррор. И другие «растительные», более традиционные – «Бордовые» и «Наблюдатель». «Каюково болото» – авторский моральный посыл я не вполне понял, зато атмосферу и жуть – хоть ложкой черпай. «Бессмертный мир» – очень удачный образчик боди-хоррора. «Волчья квинта» – идеальная стилизация под итальянский мистический рассказ про суккуба. «Встань и иди» – несколько неряшливый, но потрясающе драйвовый ужастик из... библейских времен (никакого «оскорбления чувств верующих» нет, хе). «Гроах» – кто любит крыс, тот поймет. «Сумеря», «Тишина в дождевой капле» – блестящее воплощение детских страхов. «Иди на свет» (хотя стилистически он не идеален, зато суров и брутален). Наконец, «Дюнан». Изрядная его часть – воспоминания основателя «Красного Креста» Дюнана – пересказ дюнановской же книги о ужасах войны, и тем не менее, по силе воздействия этот рассказ невероятно силен. Наконец, очень понравился «Конец пути» – апокалиптика о борьбе двух группировок каннибалов. Это уже девятнадцать? И это только то, что я посчитал «жемчужинами» – а ведь даже еще не все прочесть успел.

Читатель M: «Жемчужин», как водится, немного, в основном рассказы средние, выше среднего и плохие. Хочется выделить рассказы «На холме» (на мой взгляд, отличный пример качественного хоррора), «Последний день детства», «Отличный способ скрыть убийство» (не для слабых желудков), «Скелетик», «Сумеря». Пока прочитала только половину рассказов, надеюсь, впереди еще ждут интересные тексты.

Читатель I: На сегодняшний день, из того количества, что я успела прочитать, 29 рассказов со знаком «+», порядка 10 рассказов под вопросом. Повторюсь, что моя работа еще не закончена, уверена, количество одобренных рассказов увеличится. Все понравившиеся рассказы очень разные, и каждый хорош по-своему, сложно выделить какие-то определенные вещи... Тут есть и вампиры, и зомби, и маньяки, и мистика, и притчи в духе Нила Геймана, и рассказы, так или иначе касающиеся творчества горячо любимого Г. Ф. Лавкрафта.

Читатель X: Да, «жемчужины» тоже попадались, хоть и не очень много их было. Выделю несколько своих личных фаворитов, не знаю, пройдут ли они в окончательную публикацию или нет. Это замечательный «Дом, полный прошлогоднего дождя», с импонирующим мне самобытным авторским стилем, необычным подходом к сюжету и хорошей, хоррорной концовкой. Самое главное достоинство этого рассказа на мой взгляд – удачная работа на контрастах. Отстраненное, холодное, отрешенное повествование, взгляд на мир главного героя сменяется в конце мощной и эмоциональной сценой, а затем еще одной, где раскрывается весь ужас происходящего. И опять таки да, как же хорошо и ладно написано. Далее, «На холме», который, если все будет хорошо, в сборник попасть должен. Текст силен своей недосказанностью, правильным нагнетанием жути и снова хорошей концовкой. «Отличный способ скрыть убийство», любителям трэша и черного юмора рассказ точно понравится, сюжет в лучших традициях Лаймона, как мне показалось, по крайней мере, не раз возникали ассоциации с его «Ванной», но побуквенного цитирования нет, рассказчик и сам постарался. И не могу не упомянуть текст «Просто рубеж», у которого на данный момент, исходя из того, что я знаю, не очень много шансов на публикацию, но который зацепил не на шутку. Ироничный авторский стиль (без всякой вымученности), подробно прописанные живые герои, как главные, так и второстепенные, замечательный сюжет и жутковатая, хоть и логичная концовка. Это те любимчики, которые вспомнились в первую очередь, за которыми я хорошо провел время. Спасибо их авторам!

Читатель S: На самом деле была приятно удивлена тому факту, что наши писатели могут создавать такие шедевры. Самыми запоминающимися рассказами для меня стали «Забытые чертом», «Голод», «Наблюдатель» и т.д. Все озвучивать не буду, увидите в финальном списке. А понравились... У каждого своя «изюминка». В одном рассказе, финал выходит настолько неожиданным, что ты кидаешься перечитать весь текст снова, чтобы понять, как такое могло произойти. В другом рассказе нарастающие тревога и напряжение не дают расслабиться или отвлечься до самого конца. В третьем, настолько переданы характеры и эмоции персонажей, что возникает ощущение, словно ты видишь их, слышишь, да еще и сам рядом находишься и переживаешь весь кошмар-ужас-жесть вместе с ними. В общем, каждый рассказ хорош по-своему.

А были ли такие рассказы, от которых становилось действительно страшно?

Читатель F: Вы знаете, большинство современных взрослых людей, а уж тем более – любителей ужасов, может напугать только непосредственная угроза их жизни и жизни их родных. Мы видели все. В основном хоррор развлекает нас – нам мало увидеть нечто жуткое, мы требуем лихих поворотов сюжета, эффектных событий и черного юмора. Если автор хоррора хочет именно НАПУГАТЬ читателя, у него есть единственная возможность: сделать героев настолько живыми, настолько близкими читателю, чтобы он с ними сроднился, чтобы их страх стал его страхом. Это – высшая ступень. Это требует от автора запредельного мастерства. Как минимум у нескольких авторов на конкурсе это мастерство есть. Но должен отметить, что ужасы войны в вышеупомянутом «Дюнане» бросили меня в холодный пот. Уже одним осознанием того, что прямо сейчас, в этот момент, сотни и тысячи таких же как я людей умирают точно такой же бесславной смертью на полях никому не нужных сражений, и ничего не меняется.

Читатель M: Пока могу назвать только «На холме». А вообще, мне кажется, рассказом сложно по-настоящему напугать, это не кино, и тут все зависит от того, насколько сам читатель проникается историей. А история должна для этого располагать. Попадаются не страшные, но интересные рассказы, рассказы с хорошей атмосферой или необычной интересной идеей. За такие в основном и голосую.

Читатель I: Конечно, попадались жутковатые моменты, затрагивающие какие-то личные страхи.

Читатель X: Скажу откровенно, нет. Как я упоминал при отборе, меня вполне можно и нужно напугать. Это удавалось некоторым зарубежным авторам, но наши в данном случае потерпели фиаско. Однако, были рассказы, где я чувствовал, что кому-то здесь может быть страшно, какие-то сцены могут пронять, так что не стоит отчаиваться. Вообще, очень жаль, что почти все писатели особо над этим и не старались, не задумывались. Жалко, что мало кто из рассказчиков давил на мою ахиллесову пяту, признаваться какую, пожалуй, не буду. Мало кто добавил что-то свое, оригинальное, страшное и неожиданное. Хотя, вот буквально сейчас вспомнил эпизод из одного текста, где неожиданно появился ниндзя, вступивший в поединок с подростком-китайцем, а после того, как с парнем было покончено, превратился в орла и улетел. Вот вам и полет фантазии. Правда реализована сцена была из рук вон плохо. Но, повторюсь, в основном штампы, штампы, штампы. Оборотни, вампиры, лавкрафто-подражатели, ведьмы и тому подобное. Трудно испугаться, когда писатель пользуеться старыми, ржавыми приемчиками, не так ли?

Читатель S: Были. И не один. Главное, создать условия для чтения хоррора и ни на что не отвлекаться. Но самый первый рассказ, который вызвал состояние тревоги (не могу сказать «страха»), это «Застрявшие во сне». Автору настолько удалось передать состояние того самого сумасшествия, в котором пребывали персонажи, что после его прочтения мне даже как-то спать перехотелось.

После прочтения такого количества хоррор-рассказов, как считаете, можно ли говорить о русских Ственах Кингах или все-таки пока не доросли?

Читатель F: Большинство «тру-фэнов» хоррора в принципе ненавидят это словосочетание – «отечественный Стивен Кинг». Во-первых, есть в нем что-то иждивенческое, подражательное. Понравилось бы самому Кингу, если бы его называли «вторым Блохом/Лавкрафтом/Брэдбери»? А у нас (и не только) почему-то считают это комплиментом. Во-вторых, хоррор не исчерпывается творчеством Стивена Кинга в той же мере, что и творчество Кинга не исчерпывается хоррором. Наши пиарщики сделали этого без сомнения великого автора буквально «лицом» жанра ужасов, его эталоном. И что мы имеем в итоге? Если автор пишет не в манере Кинга, читатель кривится: «ну-у, это не Кинг, это проще». Если в манере – «ну-у, это подражание Кингу, перечитаю лучше его». Какой-то ужасный замкнутый круг.

Зато я определенно могу сказать, что сам уровень многих работ достоин лучших зарубежных антологий. А многие и превосходит.

Читатель M: Стивен Кинг – это Стивен Кинг. По прочитанному могу сказать, что у некоторых авторов есть потенциал, а как он будет развиваться дальше – посмотрим.

Читатель I: Считаю, что не совсем корректно равнять всех под Стивена Кинга. У нас хватает собственных самобытных авторов, которые уже достигли определенного высокого уровня. Но также есть авторы, имеющие потенциал, которым, однако, есть к чему стремиться и в чем совершенствоваться.

Читатель X: Ого-го! Конечно же, рано. Стивена Кинга я все же считаю мировым феноменом. Он как тот кот, что при падении приземляется всегда на четыре лапы. «Русский Стивен Кинг» – слишком сильное сравнение, для примера скажу, что даже слабые книги у Короля на сегодняшний день мощнее любого из прочитанных романов отечественных писатлей, что Атеева, который для меня очень сильно переоценен, что Варго, что Старобинец и т.д. До такого уровня отечественному хоррору еще работать и работать. Да и к тому же, чтобы стать российским Королем Ужаса, нужно одинаково мощно, сильно проявить себя, как в малой форме, так и в крупной. Лично я не знаю ни одного автора, который мог бы этим похвастаться, а прочитал я отечественных работ в этом жанре довольно много. Но, если чуточку снизить планку, с уверенностью могу сказать, что наша антология вполне способна побороться со сборниками того же Стивена Джонса или Эла Саррантонио. Так что, вперед и только вперед!

Читатель S: Тяжело сравнивать. Но если подобный метод отбора рассказов будет продолжаться, то все возможно. Усердие и труд, что-то там перетрут. И кто знает, может через н-дцать лет имя какого-нибудь пока неизвестного русского писателя произведений жанра хоррор, станет более известным, чем имя Стивен Кинг.

Как оцениваете средний уровень присланных работ, если брать в расчет все представленные в отборе рассказы?

Читатель F: Знаете, есть такой прикол: 3 кило говна + 1 кило варенья и 3 кило варенья + 1 кило говна – результат будет один: 4 кило говна. Так вот, по счастью на литературу этот закон не распространяется. Тексты шедевральные, выдающиеся, добротные, средние, плохие, УЖОСНАХ – не перемешиваются. Шедевры будут шедеврами, трэш – трэшем. Разумеется, больше всего середняков, как оно обычно и бывает, но как минимум 50 текстов достойны быть напечатанными. А общего, среднего уровня-знаменателя тут быть не может. Скажем так: годноты достаточно, даже слишком много – очень жаль те работы, которые не пройдут.

Читатель M: Поскольку прочитала пока только половину, не могу быть объективной. Из прочитанного на данный момент бóльшую часть отсеиваю.

Читатель I: Тот факт,что из 300 прочитанных рассказов понравились 29, т.е около 10%, говорит о том, что велико количество вещей уровня «ниже среднего».

Читатель X: Прошу прощения за тавтологию, но если брать все присланные работы – средний уровень будет как раз таки средним. Я бы дал примерно 4 балла из 10, все же плохие тексты открыто доминировали, но в этом нет ничего удивительного, так оно всегда и бывает. Работы ведь засылали все, кому не лень. Большинство участников – не именитые авторы, не имели публикаций за плечами, не выигрывали лит. конкурсы и так далее, поэтому все закономерно. А вот если брать балл за рассказы, которые в итоге прошли – не пожалел бы и восьмерки.

Читатель S: Эт вы зря спросили. Смотрим: 387 рассказов – это 100%. Из них я откинула в утиль 256 рассказов (66,15%), а остальные пока «болтаются» по папкам «ДА» или «Перечитать». После повторного чтения, думаю, около половины рассказов (если не больше) также будут беспощадно удалены. И останется (в лучшем случае) примерно 65 рассказов, заслуживающих внимания. А это 16,80% от общего количества. Так что, если оценивать общий уровень, он весьма печален. Но виновато в этом именно большое количество рассказов, написанных либо абсолютно нечитаемо, либо с тусклым и неинтересным сюжетом, либо не соответствующих жанру.

По вашему мнению антология 2015 года будет сильнее прошлогодней?

Читатель F: Причем намного. В этом плане ССК-2014 можно сравнить с талантливым, но еще не набравшимся сил и опыта подростком. Во всей ССК-2014 наберется максимум три работы того же уровня, что и те, которые я перечислил выше. Если хоть часть их дойдет до финала, ССК-2015 станет настоящим событием для нашего любимого жанра.

Читатель M: Надеюсь, да!

Читатель I: Сильные и интересные рассказы были и в прошлогодней антологии. Хочется надеяться, что новый сборник получится более ровным и отобранные вещи будут примерно одного уровня.

Читатель X: По моему мнению – да. По крайней мере, с рассказами, которые я выбрал. Однозначно, будет лучше и страшнее. Если ССК-2014 года вместе с тематическим «Пазлом» служили скорее пробным камнем, попыткой прорыва жанра, то теперь, когда по контенту и продажам можно наблюдать, что попытка удачная, я бы сказал, что за год антология подкачалась и нарастила мышцы, короче говоря, следите за ССК-2015, обязательно приобретите и убедитесь в этом сами. У отечественного хоррора (по крайней мере в малой форме) будущее есть!

Читатель S: Думаю, да. Не участвовала в отборе на 2014 год, однако, судя по комментариям в группе ССК-2015, в этом году было прислано гораздо большее количество рассказов, чем в прошлом году, и судя по отзывам читателей и комментариям к их обзорам, зверствуют читатели тоже гораздо сильнее.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)