DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ПОМЕСТЬЕ ПРИЗРАКОВ

Томас Миджли, ученый, который отравил мир

Если взглянуть на биографию Томаса Миджли (1889–1944) только с точки зрения званий и регалий, то может показаться, что это был просто талантливый ученый. Миджли – автор более 100 патентов, член Национальной академии наук США, награжден двумя почетными наградами Американского химического общества — медалью Пристли и премией Уиларда Гибсона. Незадолго до смерти и вовсе избран председателем этого Общества. Между тем его называют ученым, который нанес больше вреда окружающей среде, чем любой другой человек за всю историю человечества.

Стук в двигателях

В 1911 году Томас Миджли-младший окончил Корнельский университет, получив диплом инженера-механика. Молодому человеку посчастливилось устроиться на работу в одну из крупнейших компаний США — General Motors. В то время там активно пытались решить серьезную проблему — высокую детонацию бензина в двигателях внутреннего сгорания.

Слишком быстрое, «взрывное» сгорание бензина приводило к громкому стуку и, что еще важнее, к повреждениям и неисправностям двигателя. Миджли входил в группу инженеров и ученых, которые занимались этим вопросом, и в начале 1920-х годов предложил свое решение: добавить в топливо тетраэтилсвинец.

Результат превзошел ожидания — детонация бензина снизилась, практически полностью избавив двигатели от шума и повреждений. Тетраэтилсвинец оказалось легко производить в больших объемах. Предложение молодого инженера было тепло встречено руководством.

В 1923 году «Дженерал моторс» объединилась с двумя другими корпорациями — «Дюпон» и «Стандард ойл оф Нью-Джерси», и было создано совместное предприятие — «Этил газолин корпорейшн», которое впоследствии стало называться просто «Этил корпорейшн». Производимый ими бензин с добавлением «этила» (так производители официально называли новую добавку в топливо) быстро обрел широкую популярность. Вот только существовала проблема — тетраэтилсвинец является сильнодействующим ядом.

Токсичный ингредиент

Тетраэтилсвинец — сильный нейротоксин. Вдыхание его паров, в том числе из автомобильных выхлопов, может привести к необратимым повреждениям мозга и центральной нервной системы. Среди первичных симптомов отравления свинцом — бессонница, судороги, боль в мышцах и сильные галлюцинации, переживая которые человек становится опасным для себя и окружающих. Среди отсроченных последствий — почечная недостаточность, потеря зрения и слуха, паралич, возникновение раковых опухолей и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Тяжелые отравления, как правило, заканчиваются смертельным исходом.

Воздействие свинца негативно сказывается на когнитивной (умственной) деятельности человека. Исследования американского врача и ученого Герберта Нидлмана установили, что повышение содержания свинца в крови ребенка на миллионные доли процента может привести к снижению IQ.

Через двадцать лет после открытия Томаса Миджли бензин с добавлением «этила» использовали уже по всему миру. Количество вредных выбросов неумолимо росло вместе с числом автомобилей на дорогах. В большинстве развитых стран от свинцовых добавок в бензин отказались в начале 90-х, в некоторых странах третьего мира тетраэтилсвинец применяют до сих пор. Можно сказать, что отравляющему воздействию свинцовых испарений подверглось несколько поколений людей. Томас Миджли и его руководители знали о негативных последствиях использования «этила» с самого начала.

Чудовищная ложь

Первыми от воздействия свинца пострадали рабочие на производстве. Симптомы отравления проявились в нетвердой походке и нарушениях психики. В частности — в появлении галлюцинаций.

Представитель одного из заводов «Этил корпорейшн» успокаивал репортеров фразой: «Они, вероятно, тронулись рассудком, потому что слишком напряженно работали».

В 1923 году, в самом начале производства, погибло по крайней мере пятнадцать человек. В 1924 году из-за плохой вентиляции пять человек погибло в течение пары дней, а несколько десятков рабочих навсегда остались инвалидами. В «Этил корпорейшн» тщательно подходили к сокрытию последствий, поэтому реальные масштабы смертей и болезней среди рабочих установить трудно.

Томас Миджли лично приложил руку к обману и отрицанию вредности своего изобретения. Когда слухи об опасности нового бензина начали стремительно распространяться, Миджли созвал пресс-конференцию, на которой демонстративно вылил немного тетраэтилсвинца себе на руки, а затем минуту держал пробирку с веществом около лица, утверждая, что может вдыхать его пары хоть каждый день. На самом деле ученый даже брал отпуск, чтобы пройти лечение после легкого отравления свинцом. По одним данным — еще до этой пресс-конференции, по другим — аккурат после нее.

С добавлением «этила» в топливо в США начали бороться еще в 1960-х, но лобби производителей бензина оказалось очень сильным. Лишь в 1972 году Агентство по предотвращению загрязнения окружающей среды (EPA) смогло получить запрет на использование тетраэтилсвинца. В 1974 году был принят так называемый Закон о чистом воздухе, началось постепенное снижение вредных выбросов. Однако промышленникам еще в течение многих лет удавалось сопротивляться запретам, оспаривать право на использование свинца в суде и т. п. Полного запрета в США удалось добиться лишь в конце 80-х.

Источник зла

В 2001 году американская экономистка Джессика Рейс опубликовала результаты масштабного исследования, в которых обнаружилась связь между уровнем свинцового загрязнения воздуха и числом насильственных преступлений. По версии Рейс люди, подвергавшиеся в детстве сильному воздействию паров «свинцового» бензина, вырастали более агрессивными. Что приводило к росту числа насильственных преступлений: убийств, грабежей, изнасилований, драк.

Джессика собирала и анализировала информацию около шести лет, сравнивая уровень загрязнения атмосферы с уровнем преступности в разные годы, в штатах с разным количеством автомобилей на дорогах, и в периоды до и после запрета свинцовых добавок. Результаты показали, что пик преступности пришелся на период, когда выросло поколение людей, на детство которых пришлись самые сильные загрязнения. Так, в период с 1985 по 1992 год в Америке были убиты 177 475 человек. Резкий спад насильственных преступлений пришелся на период спустя двадцать лет после запрета на применение тетраэтилсвинца.

Вслед за Джессикой Рейс экономист Рик Невин провел аналогичное исследование для таких стран, как Италия, Германия, Франция, Австралия и ряда других. Результат получился аналогичным — взрывной рост преступности через двадцать лет после массового использования «этилового» бензина. Похожие исследования в России проводил профессор Борис Ревич, и его выводы подтвердили результаты изысканий зарубежных коллег. У нас самому сильному воздействию подверглось поколение детей, родившихся в период с 1989 по 1999 год. Изобретение Томаса Миджли не только приводило к большому количеству физических болезней, но и влияло на психическое здоровье людей, приводило к росту насилия и преступлений.

Фреон и озоновый слой

После того как Миджли решил для «Дженерал моторс» проблемы с детонацией бензина, ему поручили другую проблему: в холодильниках того времени применялись взрывоопасные и ядовитые вещества. Молодой ученый должен был найти аналогичное по свойствам, но безопасное вещество. В 1928 году Миджли предложил фреон. Это открытие тоже быстро получило широкое распространение, и фреон вскоре стали применять еще и в кондиционерах, растворителях, дезодорантах.

Надо сказать, что в этом случае Миджли искренне верил в безопасность своего открытия — о том, что фреон может являться причиной возникновения озоновых дыр, ученые заговорили лишь в 70-х, спустя почти тридцать лет после смерти ученого. Со временем озоновые дыры связали с ростом заболеваемости раком кожи, а с 1 января 1989 года вступил в силу Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, запрещающий массовое применение фреона.

Что касается Томаса Миджли, то и его самого убило собственное изобретение. В 1940 году ученый переболел полиомиелитом и оказался парализован и прикован к постели. Чтобы иметь возможность переворачиваться и приподниматься в кровати, Миджли придумал сложный подъемный механизм. В 1944 году веревки этого механизма запутались и задушили ученого.

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Алексей 26-05-2024 10:44

    Теория насчёт фреона и "озоновых дыр" опровергнута уже очень давно. Её и придумали американские промышленники с целью избавиться от конкурентов. На самом деле, никаких озоновых дыр никогда не существовало, а фреон в холодильных установках на природу не влияет вообще никак.

    Что до бензиновых добавок, то простг глупо обвинять одного человека. В этом нуждалась вся промышленность огромной страны. От этого зависела жизнь сотен миллионов людей. Логистика, производство и даже сельское хозяйство. Колоссальный рывок в развитии, который США сделали в 20 веке, был невозможен без таких вот решений. Да, они имели вот такие побочные эффекты. Но в целом пользы от них было сильно больше, чем вреда.

    Учитываю...
    • 2 AiRon88 28-05-2024 10:08

      Алексей, согласен, что про озоновые дыры говорят, что это результат лоббирования. Но это отдельная тема, тут подсчитал важным указать на сам факт того, что фреоны запрещали и т. д.

      Про пользу - в одном источнике встречал версию, что перед свинцом находили безопасный способ/добавку, но еë можно было ппроизводить даже кустарно. Руководство решило не терять прибыль и выбрала добавку на основе свинца, т.к еë только промышленно можно делать. И заработать. Но точного подтверждения не нашёл, поэтому голословно не стал заявлять)

      Учитываю...
    • 3 Аноним 11-06-2024 12:07

      Алексей, надо сообщить жителям Новой Зеландии, которые лидируют по числу онко кожи, что озоновых дыр нет. Вот они обрадуются.

      Учитываю...
  • 4 008 22-05-2024 20:16

    Спасибо за такой познавательный экскурс в историю.

    Вообще, поражает, насколько циничным надо быть, чтобы игнорировать как становятся инвалидами и гибнут люди прямо у тебя на глазах, зная, что именно их убивает - это если говорить о рабочих, про остальных с одной стороны поражает масштаб вреда, с другой же частично понятен психологический механизм "не вижу - значит нет". Порой хочется, чтобы подобная стратегия приравнивалась ни больше ни меньше к военным преступлениям и наказание было бы соответствующим.

    Учитываю...