DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ЗАКЛЯТЬЕ. 13-Й ЭТАЖ

Трагедия творца

Химера / Splice

Канада, Мексика, Франция, США, 2009

Жанр: ужасы, фантастика, драма

Режиссер: Винченцо Натали

Сценарий: Винченцо Натали, Антониетта Терри Брайан, Даг Тейлор

В ролях: Эдриан Броуди, Сара Поли, Дэльфин Шанаек, Брэндон Макгибон, Симона Майканеску, Дэвид Хьюлетт, Эбигейл Чу, Дак Хиктон

Похожие фильмы:

  • «Муха» (1986)
  • «Невидимка» (2000)
  • «Франкенштейн» (1994)

Канадский режиссер и сценарист Винченцо Натали заполучил всемирную известность благодаря своему дебютному полнометражному фильму «Куб» 1997 года. Минималистический научно-фантастический триллер подкупал как параноидальной атмосферой, так и умело поданной историей, в которой запертые в тесных помещениях незнакомцы филигранно раскрывали лучшие и худшие черты характера. Критики и зрители, оценившие маленький шедевр, предрекали его создателю большое будущее в киноиндустрии, однако на попытку повторить успех ушло целых пять лет — второй фильм Натали выпустил только в 2002 году.

Картина «Кодер», как и последующая «Пустота», отнюдь не упрочили позиции автора как главной надежды инди-фантастики. Ленты номинировались на жанровые премии, удостоились в целом положительных отзывов, но, по большей части, прошли мимо широкого зрителя. Впрочем, для независимой и умной фантастики без многомиллионных бюджетов такое отношение является скорее правилом, чем исключением.

Очередная сольная попытка впечатлить неблагодарных зрителей была предпринята Винченцо Натали в 2009 году. Именно тогда выходит «Химера», местами отвратительно-тошнотворный из-за элементов боди-хоррора научно-фантастический фильм. Для работы над ним Натали привлек уже не малоизвестных ноунеймов, а вполне себе состоявшуюся актрису Сару Полли и оскароносного Эдриана Броуди, благо бюджет в 26 миллионов долларов позволял. К сожалению, как и предыдущие работы режиссера, эта картина не сыскала коммерческого успеха, зато осталась в сердцах поклонников как одно из лучших его творений, уступающее разве что пресловутому «Кубу».

В «Парке Юрского периода» есть интересная цитата: «Бог создал динозавров. Бог уничтожил динозавров. Бог создал человека. Человек уничтожил бога и создал динозавров. Динозавры съедят мужчин — и женщины унаследуют землю». Данный диалог в полной мере описывает суть происходящего в «Химере». Главные герои Эльза и Клайв — супружеская пара ученых-биоинженеров. Они занимаются тем, что на благо алчных корпораций срывают защитный чехол с устройства мироздания и смотрят, как там крутятся шестеренки жизни. Заигрываясь в бога, они как-то забывают, что если сунуть руку в слаженный механизм с целью что-то изменить, то острые зубчики могут зажевать и поранить любопытного.

Именно так и происходит с героями. Увлекшись собственными экспериментами, они, как говорит доктор Ян Малкольм, «так задались вопросом "А можем ли мы?", что совсем забыли о другом вопросе — "А должны ли мы?"». С экранизацией Спилбергом Майкла Крайтона детище Винченцо Натали вообще роднит очень многое. В основе и этой, и той истории все та же трагедия творца: создав нечто невообразимо новое, создатель, как правило, погибает от рук своего творения. Данный культурный троп восходит к древней еврейской легенде о големе, а в более поздней западной культуре представлен как романом Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», так и множеством вариаций об искусственном интеллекте и роботах (да-да, даже «Терминатор» растет из этого сюжета). И «Парк Юрского периода», и «Химера» являются частными производными от единого замысла.

Как и положено, у создателя возникают сложные отношения с порождением собственного гения. В данном случае конфликт усугублен тем, что Эльза с чисто женской ревностью видит в создании угрозу, в то время как ее муж Клайв с чисто мужским непостоянством не прочь и переспать с полученным гибридом. Дуализм восприятия подчеркивает внешний вид Дрен (так назвали получившееся существо): она выглядит так, будто сбежала со съемочной площадки последнего фильма Дэвида Кроненберга, в честь которого назван целый мир в «Рике и Морти». Для актрисы Дэльфин Шанаек данная роль стала вершиной карьеры, возможно потому, что зрителям она запомнилась не своим лицом, а гримом и спецэффектами. Автор намеренно создавал непривычное, а через то отталкивающе-уродливое создание, сочетающее в себе несочетаемое. Но через восприятие Клайва даже в такой нетривиальной внешности удается найти что-то красивое.

Поднимаемые философские вопросы о природе человека и дозволенности творчества, глубокий культурологический базис, воспринимаемый уже на уровне подсознания, отменная работа мастеров по гриму и спецэффектам, а также тонкое чутье Винченцо Натали как независимого творца соединились в необычный сплав, подобно заглавному существу — из разных материй. Возможно, «Химере» не удастся затмить «Куб» как главный фильм в карьере режиссера, но две культовые картины — это уже больше, чем кто-то снимает за всю жизнь.

Вива Винченцо!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)