DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Траншея с привидениями

На страже смерти / Deathwatch

Великобритания, Германия, 2002

Жанр: ужасы, военный, драма

Режиссер: Майкл Дж. Бассетт

Сценарий: Майкл Дж. Бассетт

В ролях: Джейми Белл, Энди Серкис, Хьюго Спир, Лоуренс Фокс, Дин Леннокс Келли, Торбен Либрехт, Крис Маршалл, Ганс Мэтисон

Похожие фильмы:

  • «Бункер»
  • «Точка R»

Тяжело быть режиссером-дебютантом. У тебя за плечами еще нет ни одного проекта, а ведь никто не хочет ставить на «темную лошадку». Твой сценарий готовы купить многие, а вот сажать в заветное режиссерское кресло — никто. Майклу Бассетту повезло. Ему удалось убедить студийных воротил, что именно он сможет реализовать собственный сценарий на полную катушку.

1917 год. Первая мировая война. Западный фронт. Остатки роты в количестве десяти английских солдат бродят в тумане после отступления. Уставшие, заблудившиеся, они выходят к передовой немецкой траншее, которую обороняют трое немецких солдат. Но немцы ждут врага с противоположного направления. Более того, перепуганные, они практически не реагируют на англичан, своих противников в этой войне. Но на этом странности не заканчиваются. Теперь ужасы войны покажутся нашим героям цветочками.

Задайте себе вопрос: «Какие истории я люблю?». Подробные ли это истории, где повествование пестрит деталями, а зритель/читатель/слушатель получает ответы на все возникающие у него вопросы? Или же это истории, которые не отвечают на них, но позволяют поразмыслить над ними самостоятельно? Истории, которые сами задают вопросы? Потому что именно ко второй категории и относится фильм «На страже смерти», и именно за это его больше всего и ругают. Точнее за финал, который не отвечает на множество накопившихся вопросов во время просмотра, а задает еще ворох новых.

Также фильм часто неоправданно обвиняют за плагиат к «Бункеру» Роба Грина, вышедшего годом ранее. Да, фильмы сняты на одну тематику. Да, оба мистические. Но не стоит сравнивать эти два произведения. Пожалуй, достаточно заметить, что они разные. К минусам можно отнести и общую низкобюджетность, которая не позволила реализовать в полной мере некоторые идеи и сцены, что внесло несостыковки в общее повествование.

Но даже имеющимися средствами проделана колоссальная работа. Траншея-лабиринт была вырыта в натуральную величину в Праге, на территории военной базы. Бревна, мостики, туннели — все настоящее. Компьютерная графика почти не использовалась — везде одни куклы. А чего стоит нагороженная из них куча трупов! Уж чего-чего, а реалистичных декораций у этого фильма не отнять.

Главный плюс и отличительная черта картины —  ее атмосфера. Холод, дождь, грязь, крысы, кровь, трупы, смерть — всего этого в изобилии. Декорации, внимание к деталям и правдоподобная игра актеров переносят нас туда, в 1917 год, в эту злополучную траншею. Темные серо-коричневые тона, в которых снят фильм, с первых минут настраивают на нужный лад. По сути, «На страже смерти» — это еще один фильм про дом с привидениями. Только дом этот вырыт в земле и его стены украшают мешки с песком, а вместо пола — глина и грязь. Отсюда вытекает и еще одна тематика — взаимоотношение людей в замкнутом пространстве.

Съемочный период, длившийся шесть недель, начался в канун зимы. Стоит подивиться стойкости и самоотверженности актеров, которых полтора месяца поливали водой и заставляли ползать в грязи. В канун зимы-то! И это при том, что большинство из них никогда не работали в хорроре и едва ли являлись фанатами жанра. Все персонажи получились оригинальными, со своими собственными характерами, практически без штампов. Особо стоит отметить рядового Квина, сыгранного Энди Серкисом, более известным как Голлум из трилогии «Властелин колец», — неожиданная роль, подчеркивающая его мастерство.

Картина пестрит различными жанровыми заимствованиями. Внимательный зритель увидит кусочки «Восставшего из ада», «Дома ночных призраков», «Корабля-призрака» и… библейский символизм. Но не стоит думать, что фильм лишен запоминающихся сцен. Они есть. Да еще какие. Человека из грязи вы еще долго не забудете!

Музыка и звуки в фильме превосходны. Музыка лишь подчеркивает происходящее на экране, а звуки — это еще одно слагаемое отличной атмосферы: разбивающиеся капли дождя, ветер, гуляющий по траншее.

«На страже смерти» заставляет подумать, составить свое мнение. Трактовок финала может быть сразу несколько. Но главная идея одна: всегда, в любой ситуации, нужно оставаться человеком. Это тяжелый, мрачный фильм, после просмотра которого становится лучше и легче. Не от того, что фильм наконец-таки закончился, а от того, что он дает надежду. Надежду на лучшее.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 14-03-2014 23:04

    О, фильм как раз в моем вкусе, беру на заметку.

    Учитываю...
  • 2 Pickman 21-02-2014 15:32

    Судя по предостережениям рецензента, этот фильм снят как раз для меня) Давно хочу посмотреть, теперь потороплюсь.

    Учитываю...
  • 3 Петр Перминов 20-02-2014 17:11

    Один из лучших военных хорроров, по-моему. Раз пять его пересматривал.

    Учитываю...