Космология монстров / А cosmology of Monsters (роман)
Автор: Шон Хэмилл
Жанр: ужасы, магический реализм
Издательство: Эксмо, Inspiria
Серия: Universum. Дом монстров
Год издания: 2020 (в оригинале — 2019)
Перевод: М. Сороченко
Похожие произведения:
Тема несчастных семейств в мировой литературе перекопана вглубь, вширь и во все остальные возможные в нашем пространстве измерения. Не исключение и жанр ужасов, где она незыблемо обосновалась с его первого младенческого вопля. А каждая несчастливая семья, как известно, несчастлива по-своему. Последнее обстоятельство для писателя ужасов особенно важно, поскольку семейство во власти злого рока — тема для жанра очень благодатная (привет вам, творцы готики!). Вообразите типично американскую историю: средних размеров городок, таинственные исчезновения, передающееся по наследству безумие и обычная американская семья. Мать, отец, две дочери и странности, которых с каждым все больше. Как видим, все по канону. Задел для истории выходит неплохой.
Отец Ноя Тернера, Гарри — большой поклонник Лавкрафта. Свободное время он проводит в книжном магазине, где знакомится с Маргарет. Они начинают встречаться и вскоре женятся. Однако есть нечто, что не дает им покоя. Маргарет посещают галлюцинации: монстр, который преследует ее и Гарри. Да и у Гарри не все гладко: его мать, как выясняется, больна шизофренией, да и о себе он многое недоговаривает. Маргарет рожает Гарри двух дочерей, но семейная жизнь все равно не ладится. Видения продолжают преследовать родителей и детей. Родившийся незадолго до смерти отца Ной — единственный в семье, кому удалось найти общий язык и сблизиться с чудовищем. Именно ему предстоит открыть тайну его появления и последовавших за этим кошмаров в жизни Тернеров.
Ной ведет рассказ подробно и неспешно, шаг за шагом погружая читателя в атмосферу житейских перипетий своей семьи, куда неотвратимо проникает ужас, разрушающий человеческие жизни. Авторский стиль отличается тщательной проработкой взаимоотношений персонажей — их характеры и типажи выписаны аккуратными неторопливыми штрихами, сделавшими бы честь любому маститому прозаику. Кому-то размеренность хэмилловской прозы может показаться даже слишком неторопливой, поскольку семейной рутины здесь действительно хватает. При этом вкрапления ужаса, постепенно превращающие быт в ад, будут ее неотъемлемой частью. Иногда томящая недосказанность между людьми отравляет жизнь похуже потусторонних чудовищ. А под спудом лицемерия тайное и страшное годами маскируется под обычные неурядицы, чтобы в итоге все равно стать явным.
Формально «Космология монстров» — нечто вроде семейной саги ужасов. Хотя сагой в полном смысле слова она не является, не тот масштаб. Да и не претендует эта история на столь пафосное звание, оно ей ни к чему. У Хэмилла были иные цели и иные средства их достижения, поэтому клеить на роман ярлыки бессмысленно. С одной стороны, это нечто новое, в своем роде ужасы поколения Netflix, однако написаны они в узнаваемой манере и старыми знакомыми способами, каковые в совершенстве освоил и явил миру еще Стивен Кинг. Поэтому однозначно определить жанр книги как хоррор или альтернативное фэнтези нельзя. Это сплав жанров, где правильное соотношение компонентов образует гармоничную композицию с обилием отзвуков и обертонов. Но главным остается ужас. Не вполне космический и не вполне психологический, но существующий где-то на неуловимой грани перехода одного в другое. Тот самый, адекватно описать и прочувствовать который сложнее всего.
Поначалу несколько сбивают с толку обильные реминисценции Лавкрафта. Они добавляют мрачного романтизма, но этим присутствие мэтра в книге исчерпывается. Подлинно лавкрафтианского у Хэмилла почти нет, а то, что есть, — не более чем изящный декор. Единственный настоящий «Великий Древний» в романе — это Стивен Кинг, тень которого выглядывает из-за многих углов. Иногда мелькают Джеффри Форд и Джо Лансдейл, и даже Роберт Маккаммон. Что ж, хорошие американские романы ужасов всегда похожи друг на друга, и эта книга не исключение. Она выдержана в традиции, заложенной Кингом и продолженной остальными вышеперечисленными авторами. Это новое, которое на деле — слегка подзабытое и умело подновленное старое. Старое в хорошем, традиционном смысле и при том — не эпигонство.
Шона Хэмилла можно смело поздравить с удачным дебютом, его читателей — тоже. «Космология монстров» — интересный и необычный роман. Его автор «высокую» литературу пишет не хуже «низкой» и показывает, что для талантливого писателя разницы между ними, в сущности, никакой: и та и другая в исполнении мастера одинаково будоражат ум и сердце.
Комментариев: 0 RSS