DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Ужасы нашего городка

Ужас. Иллюстрированное повествование о нечистой силе (монография)

Автор: Игорь Винокуров

Жанр: публицистика, мистика, научно-популярная литература

Издательство: Мистерия

Серия: Библиотека тайн

Год издания: 1995

Похожие произведения:

  • Алексей Прийма «Встречи с Нелюдьми» (авторский сборник)
  • «Сибирская жуть» (антология)
  • Фрэнк Смит, Рой Стемман «Тайны загробной жизни» (монография)
  • Взбесившийся апельсин разбил внутреннее стекло кухонного окна, застряв в нем. На другом стекле засиял нарисованный зубной пастой чертик... Отрезались пуговицы, резались или исчезали вещи. Стали появляться надписи угрожающего содержания, например: «Водку срочно, а то ночью зарежу». Поставили стопку водки, рядом положили хлеб с колбасой. Вскоре проверили: стопка — пустая, закуска тоже исчезла.


    В 1990-е годы в России процветало издательство «Мистерия», активно паразитировавшее на диковинной для советского человека теме сверхъестественного. В 1995-м из-под пера Игоря Владимировича Винокурова, постоянного поставщика огромных текстов для «Мистерии», вышла книга «Ужас. Иллюстрированное повествование о нечистой силе».

    Многообещающее название. И объем внушительный — почти 450 страниц. Рискнем предположить, чего ждала аудитория, которая в середине девяностых раскупила 30 000 экземпляров единственного издания. Наверное, некой обобщающей монографии о всякой-разной фольклорной нечисти, что обитает с незапамятных времен в наших городах и весях: леших, кикиморах, домовых, духах. Свидетельств, версий, выводов.

    Но нет, ничего подобного.

    Во-первых, достопочтенный Винокуров ограничился лишь явлением полтергейста — это когда в доме сама собой бьется посуда, летает по воздуху мебель, ни с того ни с сего загораются шторы, жильцы непонятно откуда получают записки с угрозами... Говоря проще, проделки барабашки. Никто это существо не видит, но оно есть и безобразничает порой неимоверно. Вся книга — только об этом.

    Во-вторых, Винокуров вовсе не суммирует и не анализирует сведения, почерпнутые из разных источников, как это делают добросовестные авторы — например, создатели зарубежного иллюстрированного труда «Тайны загробного мира» Фрэнк Смит и Рой Стемман. Нет, Игорь Владимирович человек невероятно смелый и идет гораздо дальше: он в красках (не очень-то ярких, надо признать) повествует о собственном опыте взаимодействия с полтергейстом. Лишь изредка обращаясь к истории вопроса, Винокуров приводит множество одинаковых, как на подбор, случаев якобы из своей жизни. Схема одна: автору сообщают о полтергейстных явлениях в квартире, и он, как охотники за привидениями из фильма, засучив рукава мчится в проклятое место на разборки со злом. На каждой странице летают стулья, льется вода, возгорается огонь, невидимка исподтишка поколачивает участников событий, обменивается с ними бредовыми записками, требует его покормить...

    Все это способно ввести в легкий ступор. Что мы вообще читаем? Художественное произведение в жанре мокьюментари? Не очень-то похоже. Винокуров над нами безобразно смеется? Тоже не верится — не те интонации звучат в голосе автора, который преподносит полтергейст как некую норму жизни: мол, с каждым бывает, чего тут такого. «Повествование» к тому же еще и приправлено ворохом фотографий в очень плохом качестве, которые как будто должны в чем-то убедить почтенную — или презренную — публику. Во время прочтения может возникнуть то неловкое чувство, когда тебя выставляют идиотом, а возразить толком и нечего — настолько абсурдна сама ситуация.

    О художественных достоинствах книги говорить не приходится: написана она из рук вон плохо, а бесконечное изложение одинаковых сюжетов быстро вгоняет в беспросветную скуку. Всерьез обсуждать описываемое тоже язык не поворачивается. Понятно, что никаких вызывающих доверие документальных подтверждений этим россказням попросту нет. За подтверждение или опровержение подлинности фотографий, наверное, тоже никто не брался. У тех, кто мог бы, обычно есть дела поважнее.

    В предисловии Винокуров честно признается: во время работы над книгой он попросил родственников ознакомиться с отдельными главами. В ответ домочадцы недвусмысленно дали понять: лучше это творение больше никому не показывать. Вероятно, стоило прислушаться к совету.

    Впрочем, не будем окончательно списывать этот ископаемый раритет со счетов. Не исключено, что тем, кому довелось прочесть книгу в детстве, захочется вновь открыть ее и вволю поностальгировать.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)