DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

В шкуре зверя

Оборотни / The Giant Book of Werewolves / The Mammoth Book of Wolf Men (антология)

Составитель: Стивен Джонс

Жанр: ужасы, мистика, фантастика

Издательство: Фантастика

Серия: Лучшее

Год издания: 2009 (в оригинале – 1994)

Похожие произведения:

  • «Вампиры», «Зомби», «Монстры» (антологии Стивена Джонса)
  • «Full Moon City» (антология под редакцией Мартина Гринберга и Даррела Швайцера)

Оборотни

Вампиры, зомби… В последние годы эти существа снискали немалую популярность у самой широкой аудитории. Недостатка в ночных кровопийцах и живых мертвецах нет – в отличие от их мохнатых «коллег», воющих на луну. Несмотря на то, что люди-волки периодически напоминают о себе с экранов телевизоров и страниц книг, в смысле народной любви они проигрывают более именитым конкурентам по всем статьям. Поэтому появление на русском языке каждой новой книги об оборотнях воспринимается поклонниками этих клыкастых созданий как праздник. Один из таких праздников случился в 2009 году, когда в серии «Лучшее» увидела свет (лунный, конечно) антология «Оборотни».

Известный составитель и критик Стивен Джонс собрал под одной обложкой двадцать три рассказа (и стихотворение), посвященные превращению человека в волка... и не только. Как он сам признается, при работе над антологией было решено уделить больше внимания старым, классическим рассказам (хотя встречаются и современные). Что касается авторов, то Джонс, как обычно, постарался привлечь к делу известные почти всем любителям хоррора имена: Клайв Баркер, Рэмси Кэмпбелл, Ким Ньюман, Майкл Маршалл Смит, Грэм Мастертон, Брайан Муни и другие.

И пока солнце неумолимо уступает место на небосводе полной луне, у нас есть немного времени, чтобы поближе ознакомиться с рассказами антологии.

Открывает книгу шпионским триллером «Сумерки над башнями» Клайв Баркер. В рассказе, написанном в годы «холодной войны», автор рассматривает возможное использование оборотней в качестве секретных агентов. И вот не в самое удачное время английский агент встречается с советским, желающим переметнуться на другую сторону… Сюжет постепенно закручивается, подкидывая читателю загадок, а вскоре появляются и сами оборотни.

Произведения с детективной составляющей, в которых фигурируют агенты или стражи порядка, встречаются в антологии не раз. В небольшом рассказе Рэмси Кэмпбелла «Ночное дежурство» главным героем является констебль, способный интуитивно ощущать зло. В одно из ночных дежурств чутье приводит его в местный музей. Но откуда у констебля такой дар? И дар ли это вовсе? Ответ читатель узнает в музее, когда герой Кэмпбелла обнаружит некий зловещий экспонат…

Вдохновленный криминальными и детективными телесериалами, Марк Моррис специально для антологии написал рассказ «Бессмертный», главными действующими лицами которого стали констебль и его помощник. В некоем городке происходят жестокие убийства девушек, но ни местная полиция, ни сам констебль не могут отыскать изверга. Но однажды тот сам выходит на связь, предложив помощнику констебля встретиться на заброшенном вокзале. Рассказ читается легко и с интересом, а довольно неожиданная концовка – отдельный плюс. Однако не следует ждать типичного оборотня, покрытого шерстью и с острыми клыками.

Следующие несколько текстов объединяет другая тема – дома со страшной тайной. Так, в рассказе Стивена Лауза «После вечеринки» герой, расслабившись в деревенском баре, возвращается на автобусе домой, но по ошибке выходит не на той остановке. Оказавшись ночью на проселочной дороге, он отправляется за помощью, однако нечто начинает его преследовать. Несмотря на то, что герой изрядно выпил (или благодаря этому), он быстро догадывается, что на него охотится оборотень. В итоге герой обнаруживает неподалеку дом, в котором живет некая семья. Только спасен ли он теперь? Рассказ едва ли сумеет напугать – хотя попытки к этому и очевидны, – однако в финале Лаузу действительно удается сделать читателю неуютно. Кстати, автор утверждает, что история взята им из реальной жизни. Но что в ней правда, а что вымысел – судить аудитории.

Роберта Лэннес – одна из двух женщин-авторов, представленных в антологии. Идея «Звериной сущности» родилась, когда писательнице привиделись горящие глаза в конце коридора ее квартиры. В рассказе Лэннес обыграла идею оборотней несколько иначе: в доме близ проселочной дороги живет семейка оборотней, питающаяся случайными путниками, – вот только они не люди, превращающиеся в волков, а собаки, принимающие облик людей. Однажды к ним заглядывает молодой плотник и предлагает помочь с ремонтом дома. Несмотря на голод, оборотни вынуждены подождать с расправой. Рассказ написан от первого лица с позиции девушки-оборотня, что позволяет Лэннес привнести в произведение романтику и секс. Способно ли существо, далекое от всего человеческого, влюбиться в человека? Читателя ждет довольно резкая и неожиданная концовка.

У Грэма Мастертона в рассказе «Ковер» особняк, в который на лето приезжает погостить герой-мальчишка, хранит жуткую тайну. На чердаке пылится волчья шкура, а прежде в окрестностях промышлял человек-волк и никто толком не знает, что с ним случилось. Нагнетая атмосферу, Мастертон постепенно подводит читателя к жуткой, кровавой развязке, которая не только удивит, но и заставит поморщиться.

The Mammoth Book of Wolf Men

«Шептуны» Хью Б. Кейва – переработанная версия рассказа, который Кейв впервые опубликовал в 1942 году. Речь на сей раз идет о зловещем старом доме, купленном молодоженами. Едва парочка переезжает в него, как мужчина начинает периодически слышать шепот из подвала. В произведении сильна мистическая аура, автору удается создать жутковатую атмосферу. Шепот и связанная с ним тайна постепенно превращают главного героя в безумца.

А как насчет ирландских легенд о верфоксах? Именно к лисам-оборотням обратился в «Лисах Фэскома» Питер Тримейн. В Ирландии в одной семье из поколения в поколение передавалось поместье – а вместе с ним и проклятие. Однажды, когда ирландцы еще находились под гнетом англичан, хозяин замка Маунтмейн убил во время лисиной охоты женщину. С тех пор весь его род был проклят, и стоило его детям, внукам и правнукам приехать в поместье, с ними случалось несчастье. По сюжету в этих краях оказывается по делам некий мужчина, но вскоре понимает, что проклятие почему-то перешло и на него. Питеру Тримейну хорошо удалось передать атмосферу ирландских сказаний о мести, рассказ читается увлекательно, чему способствует и загадка, ответ на которую дается в финале.

В повести «Клетка» Дэвид Кейс рассматривает ликантропию как болезнь. На протяжении шестидесяти пяти страниц читателя ожидает психопатическое описание того, как человек каждое полнолуние превращается в оборотня, пытаясь этому противостоять, для чего даже устраивает в подвале дома специальную клетку. К сожалению, подачу повествования не назовешь оригинальной: потомок главного героя наследует дом и обнаруживает странный дневник, в котором его предок записывал наблюдения и симптомы своего «недуга», делился воспоминаниями и событиями из жизни. Эти записи и предлагаются читателю. Повесть постепенно набирает обороты, удивляет, пугает, а порой и смешит.

Иногда оборотням приходится сталкиваться не с отдельными людьми, а с рассерженной толпой. Два рассказа в антологии повествуют о людях, которых несчастье и страх заставляют сплотиться. В «Плачь, волк» Бэзила Коппера, который не понаслышке знаком с тематикой оборотней (в свое время он опубликовал научно-популярное исследование «Оборотень: в легендах, фактах и искусстве»), в отдаленной деревушке происходит череда неприятных событий: сначала местные жители обнаруживают следы волка, затем начинаются кровавые убийства. Очень скоро распространяется слух, что за всем стоит человек-волк. Объединившись, люди пытаются выследить и убить зверя. Наблюдать за происходящим интересно, но неправдоподобная и малоадекватная концовка в итоге портит впечатление.

В рассказе Адриана Коула «Сердце зверя» события происходят уже в городе. В одном из районов бесследно пропадают мужчины, полиция пытается найти их, но безрезультатно. Тогда обычные жители решают взять все в свои руки, организовав ночные дежурства. И вот однажды двое обнаруживают пропавшего знакомого, но теперь это уже не совсем он… Произведение Коула пропитано атмосферой чего-то неизвестного и волнующего, да и образ самих оборотней автор подает несколько непривычно.

Некоторые из авторов обратились к теме снов. Например, странные сны видит герой рассказа Скотта Брэдфилда «Сон волка». Почти каждую ночь мужчине снится, что он находится в теле волка, то охотясь на животных, то просто предаваясь бегу. Хуже всего, что герой и в реальной жизни не перестает думать о волках – даже когда у него начинаются серьезные проблемы с работой и семьей. Сам автор считает это произведение одним из лучших в своем творчестве.

Если человек одержим охотой, то его не остановят какие-то там индейские суеверия. А жаль. Герою рассказа Брайана Муни «Душа волка» придется поплатиться за свою опрометчивость. Подстрелив на охоте волка шприцом с ядом, он не прислушивается к индейцу, который советует перерезать зверю горло: так его душа сумеет освободиться. Пожалев целостность шкуры, мужчина возвращается с ней домой. Вскоре его начинают посещать странные и жуткие сны, а в городе начинаются жестокие убийства. Читателя ждет немало расчлененки, крови и кишок.

Большое внимание уделяет снам Деннис Этчисон в «Ночном хищнике». У юной героини рассказа есть пони, но однажды она обнаруживает на его боку три пореза. Тут сразу же всплывает детская страшилка о ночном хищнике. Несколько необычная история (в которой также фигурирует брат девочки, видящий странные сны) окутывает читателя липкой атмосферой. Однако вопросов по ходу чтения больше, чем ответов.

Присутствуют в антологии и несколько неоднозначных рассказов. На фоне остальных они выделяются некой загадкой и недосказанностью. Например, в произведении Майкла Маршалла Смита «И разверзнутся хляби небесные» некий мужчина поведает о том, как стал свидетелем странного события в одном из пабов (кстати, замысел рассказа пришел к автору именно в пивной). В помещении завязывается драка, но вскоре парней растаскивают. Один из них выходит в туалет, спустя некоторое время туда же отправляется и рассказчик – и обнаруживает нечто ужасное…

Преподнес тайну и Дэвид Саттон. В «Я приду во имя Дьявола» автор знакомит читателя с загадочным островом в Шотландии, на котором некогда жили ведьмы. Теперь на него попадает влюбленная парочка. Девушке не терпится исследовать остров, но она все отчетливее понимает, что с ней происходит что-то не то. Неспешные живописные описания острова со временем сменяются умелым нагнетанием обстановки, когда читатель, следя за героиней, с нетерпением ждет развязку.

The Giant Book of Werewolves

А как на счет оборотня-пантеры? С такой необычной трансформацией можно ознакомиться в рассказе Николаса Ройла «Мы с тобой крови не одной». Главным героем автор выбирает преподавателя писательского мастерства, который знакомится в своей группе со студенткой. Не стоит говорить о том, в какую плоскость вскоре переходят их отношения, однако мужчина и не подозревает, чему станет свидетелем. Местные газеты так и пестрят материалами о появлении в Британии крупных кошек…

Как показывает антология Джонса, людям не всегда следует опасаться оборотней, между ними может даже завязаться дружба. Подобное развитие событий не исключает Рональд Четвинд-Хейс в рассказе «Оборотень» – доброй и одновременно трагичной истории. Молодая пара переезжает из города в отдаленный домик в глуши. Их сын, изучая окрестности, набредает на полуразрушенный дом, в котором знакомится с человеком, оказавшимся оборотнем. Неподдельная доброта мальчишки и его интерес к странному незнакомцу объединяют на время столь не похожих друг на друга существ.

Читатели DARKER наверняка знакомы с «Кэрри» Стивена Кинга (или смотрели экранизацию романа) и помнят о проблемах, поднятых писателем: приход первых месячных, издевательства в школе… Сюзи Макки Чарнас тоже в свое время озаботилась этими явлениями, представив миру рассказ «Сиськи», удостоившийся в 1990 году премии «Хьюго». Повествование идет от лица девочки-школьницы, у которой раньше, чем у сверстниц, сформировалась грудь, начались месячные и появились прыщи. В школе ее дразнят мальчишки, всячески издеваются над ней (однажды даже ломают нос), а главный обидчик называет девочку не иначе как «Сиськи». Однако малышка, как окажется, в состоянии за себя постоять: каждое полнолуние, когда у нее начинается менструация, она превращается в волка. Да, у Чарнас получился интересный и актуальный рассказ, местами неприятный и откровенный – но, в отличие от той же «Кэрри», ему не хватает напряжения и драмы.

Вы уверены, что во время франко-прусской войны 1870 года противникам стоило опасаться только друг друга? Карл Эдвард Вагнер развеет это заблуждение в рассказе «Одна ночь в Париже». Когда двое военных авантюристов, воспользовавшись положением, ограбили полковую казну, они и не догадывались, с кем их сведет случай. Спрятавшись в осажденном Париже в полуразрушенном монастыре (так как одного из них ранили выстрелом в зад) герои понимают, что теперь их главная проблема не враг и даже не «свои», а… оборотень, убить которого можно только серебряной пулей. Только вот где бы раздобыть серебро? Рассказ ничуть не пугает (автор к этому и не стремился), а наоборот – веселит. Концовку Вагнер  преподносит соответствующую, заставляя читателя улыбнуться и напоследок.

В рассказе «И косматые будут скакать там…» Мэнли Уэйд Веллман вновь знакомит читателя с подвигами исследователя оккультного, судьи Кейта Хилари Персиванта, приключения которого ранее живописались в антологии «Вампиры». Приготовьтесь к истории о медиумах, ликантропии и эктоплазме. Когда два товарища, один из которых разоблачитель шарлатанства в области паранормального, отправляются в деревню на сеанс к медиуму, на них обрушиваются неприятности. Во время сеанса происходит убийство, при этом все улики указывают на волка. Сквозь рассказ проходит детективная линия, до самого конца автор сохраняет личность убийцы в тайне (и если это все-таки был оборотень, то кто именно?). Разобраться в загадке Веллмана не так уж и просто.

Ким Ньюман порадует вас рассказом «Ночью, в сиянии полной луны…». В нем переплетутся две истории, два героя и две судьбы. Один из них – оборотень, живущий уже более ста лет, другой – писатель, который, собирая материал для нового романа, получает разрешение подежурить вместе с городскими копами в ночные смены. Однако оба оказываются в водовороте подстроенных событий… Автор достаточно искусно объединяет одного известного головореза и ужасные уличные беспорядки в Лос-Анджелесе. Ньюману удалось создать атмосферную и увлекательную историю с необычной концовкой.

Один из лучших рассказов антологии принадлежит перу Леса Дэниэлса. И хотя интерпретация мифа о вервольфах в его «Оборотне» не нова, автор сумел преподнести ее на качественно новом уровне. Что, если оборотень – это не человек, трансформирующийся в волка, а наоборот – волк, в полнолуние становящийся человеком? Представьте, каково ему обнаружить после метаморфозы, что вместо густой, согревающей шерсти его тело теперь лысое, что уши округлились, а слух ухудшился (как и зрение с нюхом), что на лапах больше нет острых когтей и пропали клыки. В довесок ко всему на дворе зима, земля покрыта снегом, необходимо накормить самку с детенышами, да и самому хочется есть. Благо неподалеку обнаруживается супермаркет… Автор словно погружает читателя в шкуру зверя, дает увидеть мир его глазами. История о волке-человеке затягивает, и оторваться невозможно до последнего предложения. Концовкой Дэниэлс также готов удивить и даже немного шокировать.

Напоследок составитель «Оборотней» преподносит читателю стихотворение. «Лунное сияние» Джо Флетчера поведает о нелегкой судьбе вервольфов.

Подводя итог, можно смело утверждать, что антология Джонса удалась. Почти все представленные рассказы исполнены на достаточно высоком уровне, по-разному обыгрывают тематику оборотней, а главное – увлекают во время чтения. Лишь малая часть произведений уступает остальным, но общей картины они не портят. Единственным минусом антологии (для некоторых довольно существенным) можно посчитать тот факт, что рассказы в ней вряд ли вас напугают: кажется, большинство авторов об этом и не помышляло. В остальном же книга придется по вкусу широкому кругу читателей.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Erlan 13-08-2013 13:44

    А мне очень хотелось прочитать другие рассказы Стивена Лауза, но кроме "После полуночи" не нашел ни одного рассказа на русском. Может у кого нибудь есть?

    Учитываю...
  • 2 OldFisben 20-07-2013 11:32

    Антологию стоит взять уже только ради одного "Ковра" Мастертона -- один из лучших рассказов ever. Перечитываю регулярно.

    Спасибо.

    Учитываю...
    • 3 Мельник 20-07-2013 23:38

      Концовка в "Ковре" классная, шокирующая. Но мне больше всех понравился "Оборотень" Леса Дэниэлса, где волк превращается в человека. Вообще, много хороших рассказов в этой антологии.

      Учитываю...