DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

В стране пугающих чудес

Алиса / Neco z Alenky

Чехословакия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, 1987

Жанр: Ужасы, сказка

Режиссер: Ян Шванкмайер

Сценарий: Ян Шванкмайер, Льюис Кэррол

В ролях: Кристина Кохоутова, Камилла Пауэр

Похожие фильмы:

  • «Полено» (2000)
  • «Страна приливов» (2005)

Если речь заходит о сюрреализме, сложно представить нечто более попсовое и массовое, чем знаменитая сказка о девочке, попавшей в сказочную страну, последовав за белым кроликом. Кто не знает Алису? Алису, без преувеличения, знают все!

И, как показывает практика, экранизировать ее можно очень и очень по-разному. Литературный первоисточник обладает достаточной гибкостью, чтобы, скажем, превратить его в самую настоящую детскую сказку, легкую и смешную, без особенно глубоких подтекстов. Можно проявить чуть больше фантазии и воздвигнуть на ее основе масштабный блокбастер с модными спецэффектами. А можно… Можно поступить так, как сделал Ян Шванкмайер.

Пересказывать сюжет фильма «Алиса» (к слову, чехам эта девочка известна больше как Аленка) нет особенного смысла: с ним, так или иначе, хотя бы в общих чертах, но знакомы все. Белый кролик, исследование дикого, ни в какие рамки разумного не умещающегося мира, рассыпанные тут и там символы – все это на месте в чехословацкой экранизации. Расхождений с историей, какой ее поведал миру Кэррол, в этой ленте тоже достаточно, но возникли они не только из-за желания режиссера и сценариста, но и из-за технических ограничений.

С другой стороны, будь «Алиса» Шванквайера просто прямолинейной экранизацией, едва ли она снискала бы неувядающую славу подлинной классики сюрреалистического кино, не так ли? И тут дело не в том, что рассказывает нам создатель картины, а в том, как именно он это делает. Дикая смесь кукольной анимации и работы живых актеров в кадре, комбинированные съемки, умело и со вкусом выстроенные кадры, простые, но чудесно выразительные декорации… И все это – с шармом, свойственным исключительно авторскому кино, настоящему артхаусу, не забывающему говорить с разными зрителями на разных языках.

Но что же «Алиса» делает на страницах издания, посвященного всему темному и пугающему? Дело в том, что эта сказка получилась… страшной. По-настоящему, без шуток. И это не тот страх, который может вызвать, скажем, классический слешер или современный фильм ужасов. Главная эмоция, которую испытываешь при просмотре – это дискомфорт.

Зазеркалье, каким изображает его Ян Шванквайер, мало напоминает яркую и смешную страну детских грез, и даже не походит на по-своему очаровательную, хотя и темноватую, изнанку нашего мира. Нет, место, которое исследует Аленка-Алиса – это больная, нездоровая реальность. И существа, ее населяющие, не наслаждаются искаженностью своего мира, и сходство в них прослеживается не с подростками, диагностирующими у себя кто «биполярочку», кто «депру», а с настоящими сумасшедшими, которые, перефразируя Ирвина Уэлша, не заметили, в какой момент началась их шизофрения. В немалой степени на атмосферу, мрачную и гнетущую, работает даже внешний облик персонажей: нервно дергающиеся, напрочь лишенные плавности движений, со странными, неестественными лицами, они больше напоминают персонажей кошмаров, чем героев сказки.

Подводя черту, хочется сказать следующее: «Алиса» – это кино, которое сложно воспринять, особенно не имея за плечами знакомства хотя бы с творчеством Линча, но которое, тем не менее, стоит посмотреть каждому любителю хоррора. Думается, именно в нем таится ответ на извечный вопрос: какие же эмоции и какими средствами может и должен вызывать фильм ужасов, если зритель уверяет, что кровь, кишки и расчлененка его больше не пугают?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)