DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Вагончик тронулся, глаза осталися

Поезд ужасов / Horror Express

Испания, Великобритания, 1972

Жанр: ужасы, детектив, комедия

Режиссер: Эухенио Мартин

Сценарий: Арно Д’Юссо, Джулиан Зимет

В ролях: Кристофер Ли, Питер Кушинг, Альберто де Мендоса, Телли Савалас

Похожие фильмы:

  • «Нечто» (1982)
  • «Дракула» (1958)

Товар, как известно, стоит сразу же показывать лицом. Поэтому, дамы и господа, вашему вниманию представляется фильм «Поезд ужасов», где Дракула и Ван Хельсинг должны остановить пришельца из космоса, который, вселившись в Распутина, едет на Транссибирском экспрессе в Петербург, чтобы зохавать мозги Циолковского и починить свой пепелац. Что?! Куда вы, дамы и господа?! Зачем вы бежите?! Постойте! Что ж, для оставшихся, самых смелых и отчаянных, препарируем-таки сей уникальный экземпляр хоррора из 1970-х.

Капитан Казань: «Если он покажется из дверей – стреляйте в него!»

Доктор Уэллс: «Но что, если монах невиновен?»

Капитан Казань: «Поверьте, невиновных монахов у нас и так хватает!»

На самом деле юмористическое описание сюжета недалеко ушло от истины. Британский археолог Секстон (в исполнении всегда великолепного Кристофера Ли) находит в глухом районе Китая вмерзшее в лед гуманоидное существо. Будучи уверенным, что найдено промежуточное звено между обезьяной и человеком, Секстон спешит доставить свою находку в Лондон, однако сперва ящик доставляют в Пекин, чтобы транссибирским экспрессом переправить в Европу. (с) Википедия

Тем же поездом едет колоритная компания, которая, похоже, ошиблась рейсом и должна была попасть в «Восточный экспресс» Агаты Кристи. Среди пассажиров: друг и соперник Секстона, доктор Уэллс (в исполнении не менее великолепного Питера Кушинга), польский граф с супругой, распутиноподобный священник с исконно русской фамилией Пуджардов, инспектор полиции, инженер и мошенница. В процессе путешествия гуманоид оттает, оказавшись инопланетным паразитом, который захватывает тело жертвы, мимикрируя под новое вместилище. Проницательным Секстону и Уэллсу предстоит найти управу на гостя из иных миров, пока он не добрался до более населенных частей Российской империи. И да – Циолковский пришельцу действительно нужен! Дабы остановить монстра, на экспресс также подсаживаются бравые казаки во главе с капитаном Казанью (в исполнении аналогично великолепного Телли Саваласа).

Эту безумная картина появилась на свет благодаря стечению обстоятельств. У двух продюсеров оказались на руках контракты трех суперзвезд (Ли, Кушинг, Савалас), а также шикарные декорации царского поезда из мелодрамы «Николай и Александра». Чтобы такие сокровища не пропали даром, один из создателей, Эухенио Мартин, в кратчайшие сроки написал сценарий, который по максимуму использовал имеющиеся ресурсы, и уселся в режиссерское кресло. Результат получился куда лучше, чем фильм, собранный буквально на коленке, имел право быть.

Ирина Петровская: «Мой муж говорит, что в XV веке ваш король Генрих предал нас русским. Это так?»

Александр Секстон: «Надеюсь, что ваш муж и вы, мадам, примете мои искренние извинения»

Во-первых, «Поезд ужасов» эксплуатировал вполне оригинальную концепцию с инопланетным монстром, которым может оказаться любой из пассажиров, являясь, по сути, предтечей карпентеровского «Нечто» (или, если уж на то пошло, неавторизованной вариацией на тему оригинального рассказа Джона Кэмпбелла, фишку которого игнорировала экранизация 1951 года). Различий, понятное дело, тоже хватает. Здешнему пришельцу не обязательно поглощать жертву, достаточно одного взгляда «глаза в глаза», что значительно упрощает подселение. С другой стороны, пришелец всего один, поэтому заменить копиями всех пассажиров он не в состоянии (хотя в финале и реанимирует убитых казаков в виде эдаких зомби). В результате второй акт фильма становится вполне увлекательным детективом, когда два британца пытаются понять, как работают способности инопланетянина, и распознать его среди попутчиков.

Инспектор Миров: «А вы не допускаете, что один из вас и есть чудовище?»

Доктор Уэллс: «Не может такого быть! Мы же британцы!»

Во-вторых, собственно, два британца. Несмотря на то, что Кристофер Ли и Питер Кушинг неоднократно оказывались по разные стороны Добра и Зла в фильмах студии «Хаммер» (Дракула и Ван Хелсинг, Франкенштейн и его чудовище, Имхотеп и археолог), на самом деле их связывала долгая и крепкая дружба. «Поезд ужасов» дал двум великим актерам шанс одновременно воплотить положительных персонажей, и оба с видимым удовольствием им пользуются. Их взаимные подколки настолько ироничны, что картина временами начинает напоминать натуральный «бадди-муви». Зная историю Ли и Кушинга, за их наэлектризованным веселым соперничеством просто приятно следить. Особенно учитывая, что съемки с другом в «Поезде ужасов» помогли Кушингу пережить тяжелейшую депрессию после смерти жены.

Ирина Петровская: «Я буду жаловаться царю, вас сошлют в Сибирь!»

Капитан Казань: «А я и так в Сибири!»

В-третьих, Эухенио Мартин, видимо, понимал, насколько китчевый и, временами, идиотский сюжет у него получается. Поэтому, несмотря на наличие классических актеров и солидную картинку в духе того же «Хаммера», «Поезд ужасов» вышел куда более легкой и ироничной картиной, чем от него ожидаешь. Откровенно бесноватый монах Пуджардов (его играет аргентинец Альберто де Мендоса) и казачий капитан Казань с внешностью знойного грека Саваласа «жгут напалмом» от начала и до конца, феерически переигрывая на фоне сохраняющих саркастичный покерфейс Ли и Кушинга. Не менее доставляют диалоги, пара образцов которых приводится в этой статье. Причем, по словам сценариста, Савалас сымпровизировал большую часть своих фраз, во что легко верится. Телли вообще снялся в фильме исключительно ради гонорара, который пустил на аренду квартиры для своей тогдашней девушки, так что за незабываемые перлы и общий пофигизм казачьего есаула (видимо, под «капитаном» подразумевается это звание) стоит сказать спасибо именно актеру, который не «отбыл номер», а активно поучаствовал в создании картины. Диссонанс вносят временами просыпающийся саундтрек в стиле космо-диско и тот факт, что для английского рынка свои роли дублировали только главные герои, а за массовку отдувались деятели, местами не попадающие в липсинк. Ну, и если знать, что всех женщин озвучивала одна и та же актриса, не замечать это на протяжении всего фильма невозможно.

Доктор Уэллс: «Вы что, утверждаете, что обезьяна, жившая два миллиона лет назад, выбралась из ящика, убила носильщика, запихнула его внутрь вместо себя, а потом еще и аккуратненько все за собой заперла, после чего скрылась с места преступления?»

Александр Секстон: «Именно это я и утверждаю»

В-четвертых, несмотря на китч и иронию, фильм местами действительно умудряется нагнать если не ужаса, то легкой жути — вполне. Особенно удалась сцена, где слепые зомби в полутемном вагоне шарят вокруг себя руками, пытаясь нащупать пробирающихся к выходу героев. Грим для своего времени тоже неплох, хотя в основном сосредотачивается на контактных линзах (глаза носителя горят красным в темноте, а жертвы отличаются вскипяченными белками без зрачков).

В итоге «Поезд ужасов» умудрился не затеряться в череде дешевых ужастиков своего десятилетия (видит Бог, Кристофер Ли и Питер Кушинг успели сняться во многих фильмах, которые были недостойны их таланта). Да, это наивный и откровенно низкобюджетный фильм, особенно в части актерской игры испанской массовки, который сейчас выглядит устаревшим. Но его вытаскивают звезды на главных ролях, шикарные декорации и хулиганский юмор, который заставляет зрителя смеяться вместе с фильмом, а не над ним. Для любителей поездной романтики с бескрайними заснеженными просторами за окном – очень приятная безделушка!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)