Когда речь заходит о Японии, порой бывает трудно остановить ассоциативный ряд, мгновенно всплывающий в голове: красивейшие горные пейзажи, зелёный чай, рисовая водка, цветение сакуры, суши, театр Кабуки, философские хокку, боевые искусства… Страна Восходящего Солнца воистину богата своеобразной и неповторимой культурой, традициями и обычаями, которые восхищают, манят к себе каждого, кто хоть раз мечтал дотронуться до живой сказки. Кто бы мог подумать, что этот благонравный народец покорит весь мир отнюдь не приветливыми улыбками; помимо всего перечисленного, среди живописных просторов и распустившихся цветов затаилось нечто ужасное. То, о чём с дрожью в коленках вспоминают киноманы и игроки, окрестили брутальным и дерзким словом «J-Horror», что дословно означает «японский ужас».
Вот уже более двадцати лет японская хоррор-индустрия терроризирует впечатлительных игроков. Ох, только вспомните эти мокрые ладошки во время прохождения оригинальной серии «Silent Hill», это ускоренное сердцебиение после первой встречи с зомби в «Resident Evil». Нам нравится ощущать страх в искусственной обстановке, мы упиваемся возможностью размозжить голову выпрыгнувшему на экран монстру. Но что будет, если у нас отнимут эту возможность, оставив при этом всё ту же нагнетающую атмосферу? Что будет, если на смену материальному ужасу из плоти и крови придёт потустороннее зло, которое не боится ни ножа, ни пули? Приготовьтесь нервно сжимать геймпады, господа, ведь речь пойдёт о вышедшей на старой доброй PS2 основной серии «Fatal Frame» – японском «survival horror» от именитой студии «Tecmo».
Плёнка первая – «Fatal Frame» (2001)
Серия «Fatal Frame» (известная в Японии как «Project Zero») впервые увидела свет в декабре 2001 года. Именно в то время, когда пика популярности достигла «Resident Evil», а вышедшая в сентябре того же года «Silent Hill 2» благодаря леденящей душу атмосфере и кинематографичному сюжету вывела хоррор на новый уровень. Солидная компания, не правда ли? Когда выходишь на арену против таких гигантов индустрии, необходимо предложить некое новшество, совершенно иной подход к уже установленным канонам жанра. «Tecmo» приняли вызов, но хватило ли им оригинальности?
История первой части «Fatal Frame» повествует об обычной девушке Мику Хинасаки, которая отправляется на поиски брата Мафую в покинутый особняк Химуро. На первый взгляд ничего особенного, да только брат не появлялся дома целую неделю, а Химуро давно известен паранормальными явлениями. Мафую также отправился в особняк неспроста. В попытке исследовать проклятие древнего дома пропадает оккультист и писатель Дзюнсэй Такаминэ, учитель Мафую. Для того чтобы отыскать наставника, парнишка и переступил порог наполненного призраками дома.
Помимо пролога, где мы возьмём на себя роль пропавшего юноши, всё оставшееся время мы проведём плечом к плечу с немногословной Мику. Даже если вы не увлекаетесь японским кинематографом, вероятно, вам всё же известно имя Хидэо Накаты. Именно этот безумный режиссёр взял смелость экранизировать роман Кодзи Судзуки «Звонок», повествующий о духе юрэй, – призраке человека, погибшего насильственной смертью. С таким типом противников Мику и столкнётся в тёмных и узких коридорах старого особняка. Тут-то к нам на помощь придёт главная изюминка всей серии – подарок матери Мику, старая камера, способная уничтожать бесов.
Боевая система «Fatal Frame» и проста и оригинальна одновременно. Чтобы прогнать надоедливого юрэй, его нужно сфотографировать в определённый момент. Чем дольше мы держим призрака на мушке, тем больше наполняется шкала урона камеры, достигающая пика в тот момент, когда дух подходит максимально близко к игроку и уже готов атаковать. Так что тупо щёлкать камерой когда попало не получится, урон при этом будет минимальный, а запасы плёнки растают на глазах. Стоит упомянуть, что плёнка (местная вариация патронов) бывает разных типов: от 14 мм, которая почти не наносит урона противникам, и до 90 мм, которая попадается пусть и редко, но способна одним щелчком камеры изгнать духа.
Ну и какой же это японский проект, если в нём не присутствуют элементы ролевой игры. В «Fatal Frame» они представлены прокачкой самой камеры: за уничтожение юрэй и фотографирование мирных призраков нам будут начислять очки. За эти очки можно покупать различные улучшения: будь то усиление урона, скорость перезарядки или дальность действия. Также при прохождении можно открыть несколько специальных возможностей камеры.
Что касается самих противников, то сюжетные привидения довольно разнообразны и интересны, каждое из них обладает уникальным внешним видом, поведением, способностями. Чего только стоит юрэй слепой девушки, который ориентируется в пространстве, прислушиваясь к шагам главной героини. Но когда дело доходит до обычной массовки, всё кардинально меняется – враги отличаются лишь моделями, в остальном полностью копируя друг друга. Также присутствует уйма мирных духов, которые появляются в самые неожиданные моменты. Их роль не ограничивается запугиванием: если успеть сфотографировать такого добряка, то в копилку очков упадёт пара золотых монет.
Помимо сражений, как и во всех японских ужастиках, нам предстоит решать незамысловатые головоломки, искать ключи и предметы, помогающие продвинуться в истории. В этом тоже поможет камера, ведь многие загадки связаны с паранормальной активностью дома и увидеть их можно только через объектив. К примеру, очень часто чтобы разблокировать дверь нужно сфотографировать какой-нибудь фантом в определённом месте. Это довольно просто, требуется только внимательность и никаких раздумий. К счастью это или нет сказать сложно, как-никак у каждого разные предпочтения.
Основная часть сюжета в «Fatal Frame» подаётся через записки персонажей и аудиокассеты, оставленные в разных уголках особняка, воспоминания и видения. Если сравнивать игру со второй частью «Silent Hill», где история рассказывалась по большей степени в роликах, то в нашем случае придётся много читать и слушать. Но опять же это играет на атмосферу, таким образом подчёркивается одиночество главной героини, ведь кроме неё и юрэй в доме больше никого не осталось. Несмотря на обилие текста, узнавать тайну проклятого особняка интересно, а это самое главное.
«Fatal Frame» получилась на славу, пусть и не завоевала широкой популярности в мире. Возможность сразиться с духами оказалось очень свежей идеей на то время. Японский колорит и древние легенды изрядно потрепали нервы западному игроку. Мрачный мир мстительных бледнолицых призраков стал настоящим потрясением для любителей зомби и монстров. Исследовать крохотные, разделённые тонкими перегородками комнаты, было интересно и захватывающе, поэтому совсем неудивительно, что у «Fatal Frame» вскоре появилось продолжение, точнее приквел.
Плёнка вторая – «Fatal Frame II: Crimson Butterfly» (2003)
За тридцать лет до событий, случившихся в первой части, сёстры-близнецы Мио и Маю Амакура решают посетить лес, в котором они любили играть ещё будучи детьми. Увидев загадочную багровую бабочку, Маю углубляется в заросли, совсем не замечая, как та приводит её в окутанную туманом заброшенную деревню. Но деревня пустует лишь на первый взгляд: решив побродить по её окраинам, Мио и Маю пренебрегают тем фактом, что на поселение стремительно опускается ночь, а в месте с мраком на тихие улочки выползают призраки умерших людей, которые всё время переживают один и тот же день – день неудачно проведённого жуткого ритуала. Ведомые неизвестной силой, девочки всё дальше и дальше продвигаются вглубь деревни, даже не подозревая, что именно им предстоит закончить ту самую церемонию, которая превратила жителей деревни в кошмарных духов.
Со времён оригинальной «Fatal Frame» проходит добрых два года, за это время ребята из «Tecmo» успевают проделать работу над ошибками и доводят формулу «фотографируй или умри» практически до идеала. Если в первой части ещё присутствовали проблемы с управлением, когда в силу медлительности камеры и неуклюжести главной героини бой с призраками можно было назвать неравным, то в «Crimson Butterfly» всё сбалансировано и динамично. Противники стали разнообразнее и умнее, загадки сложнее и увлекательней, а самое главное – с затхлых помещений особняка нас поместили в целую мёртвую деревню! Только вот с сюжетом разработчики не особо попотели, в оригинале он был интересным, но дело в том, что вторая часть практически копирует сюжет первой. Да, всё так же эксплуатируется мотив проклятия, да, главные герои снова не просто так очутились в Богом забытом месте, и да, протагонистам опять-таки предстоит исправить напартаченное. Но, несмотря на эти сходства, история «Crimson Butterfly» кажется живее и сочнее, затрагивая больше персонажей и подробностей.
В основном игровой процесс всё тот же: мы исследуем деревню, решаем головоломки, изгоняем духов и подбираем записки с кассетами. Одно из самых первых новшеств, которое бросается в глаза, это наличие двух персонажей. Пусть мы и поиграем лишь за Мио, но теперь прорываться сквозь призрачную материю придётся вместе с сестрой, что подкидывает дров в атмосферность. Одержимая духами Маю так и норовит сбежать от сестры, её приходится искать и постоянно вытягивать из различных передряг. Мелочь, а приятно, ведь однообразное исследование деревни уже никого не удивит после оригинальной «Fatal Frame». По непонятным причинам «Crimson Butterfly» не проводило особой рекламной кампании в мире, и в силу этого основную аудиторию приключений Мио и Маю составили фанаты именно первой части. Вот для них и надо было придумать что-то новенькое.
Претерпела изменений и камера. Разработчики ввели систему линз, местных улучшений, которые выпадают с поверженных сюжетных призраков. Также добавилась новая система прокачки показателей – теперь полученные за фотографирование призраков очки сами по себе не имеют значения. Чтобы прокачать конкретный показатель камеры, его сначала нужно открыть камнем душ, которые разбросаны по всей деревне. Казалось бы, это должно добавить дополнительной сложности, но в этом моменте «Tecmo» и прошляпили: камней было очень много, а очков мало. Незначительный дисбаланс, а бесит.
Во многом остальном «Fatal Frame» осталась той же доведённой до готовности первой частью. В графическом плане всё получилось красивее и аккуратнее, разработчики изрядно потрудились, обрабатывая созданный ранее алмаз. Да только страшнее не стало. Но ведь не стоит забывать, что в этом плане оригинал установил чересчур высокую планку, которую до этого дня ещё не перепрыгнул ни один хоррор. «Crimson Butterfly» по сей день остаётся самым сильным представителем жанра как и на японском рынке, так и на западном. Идея перенести шарм и антураж японских фильмов ужасов на консоль оказалась такой простой и такой безупречной. Не пролив и капли крови, «Tecmo» заставили съёживаться от каждого скрипа половиц и таинственного шёпота в темноте – психологическая составляющая «J-Horror’ов» всегда была сильной стороной, отличающей их от других ответвлений жанра. И первые две части «Fatal Frame» в очередной раз это подтверждают. Но всё, что хорошо начинается, возможно, не всегда хорошо заканчивается.
Плёнка третья – «Fatal Frame III: The Tormented» (2005)
На дворе июль 2005 года, фанаты хоррора в шоке от резкой смены концепции «Resident Evil». Появившаяся за год до этого «Silent Hill4: The Room» до сих пор порождает массу споров. Выход второй части нашумевшей в Японии «Forbidden Siren» находится под вопросом. Игроки уже не верят, что скудное положение дел в жанре может что-то исправить. Не тут-то было! Как и в далеком 2001, инициативу снова берут гении из «Tecmo», но не стала ли третья часть культовой «Fatal Frame» очередным разочарованием?
Сюжет «The Tormented» повествует о двадцатитрёхлетней девушке фотографе Рэй Куросава. В один «прекрасный» день, фотографируя особняк, который предположительно облюбовали призраки, Рэй замечает, что на сделанных фотоснимках проявляется изображение её погибшего в автокатастрофе мужа. После этого события девушку начинают мучать ночные кошмары, в которых снится один и тот же проклятый особняк, где на каждом шагу поджидает ожившее безумие.
Как видим, «Tecmo» снова натравливает обозлённых юрэй, во всё том же проклятом доме, где всё так же приходится «отстреливать» призраков из фотоаппарата и разгадывать примитивные загадки. Всё! Игровой процесс стоит на месте, разработчики боятся сделать шаг вперёд, отказавшись от придуманной четыре года назад схемы, что уже ни капли не радует.
Нововведения можно посчитать на пальцах руки, обгрызенной крокодилами. В отличие от второй части, где было задействовано два главных героя, в «The Tormented» их трое: непосредственно сама Рэй Куросава, Кэй Амакура (вам не показалось, это дядя тех самых Мио и Маю Амакура из «Crimson Butterfly») и Мику Хинасаки (и тут вы не ошиблись, привет из первой части!) Поиграть дадут за всю троицу по очереди, каждый из персонажей обладает уникальными характеристиками: Рэй ловко обращается с камерой и быстро прокачивает умения, Кэй может двигать тяжёлые предметы и прятаться от духов, а Мику благодаря возможностям медиума легко расправляется с неприятелями посредством магии. Фанатов серии это, конечно же, порадует, но ненадолго. Это ведь хоррор, а не встреча одноклассников! Старых персонажей для полноценной новой части безумно мало.
Второе и, пожалуй, последнее, что бросается в глаза, это деление на два мира: реальный, где Рэй ничего не угрожает, и мир снов, где каждая встреча с юрэй может закончиться смертью. Взаимодействие между двумя мирами вносит некую изюминку в игровой процесс, но, увы, на этом все вкусности вопиюще заканчиваются.
В итоге мы имеем всё тот же «Fatal Frame», но с одним очень важным отличием: эта игра больше не удивляет, больше не заставляет дрожать от страха. Как-никак игрокам уже притёрлась заезженная идея. При виде нового духа невольно вырывается: «Неужели опять!?». И появляется безудержное желание бросить геймпад на диван и больше никогда не вставлять диск в консоль. Нет, игра отнюдь не ужасна, была бы это первая часть в серии, она, несомненно, покорила бы многие сердца, как в своё время это сделал оригинал. Просто если в «Crimson Butterfly» разработчики пытались исправить все огрехи и довести проект до идеала, то в «The Tormented» начинается чистой воды самокопирование без капли зазрения. Складывается впечатление, будто единую историю «слили» и раскидали на три диска, заставляя раз за разом проходить по одним и тем же коридорам, фотографируя одну и ту же нечисть. Обидно, товарищи.
На этой грустной ноте история франшизы не заканчивается, пройдет ещё три года и «Tecmo» изменит целевую аудиторию. Эксклюзивно для «Wii» выйдет очередной эпизод саги – «Zero: Tsukihami no Kamen», но, к сожалению, в недоступном для западного жителя формате: руководство «Nintendo» откажется локализовать и издать игру в Европе или Америке. После этого последует период немого молчания длиною в четыре года и всё ради того, чтобы порадовать «консольщиков» переизданием «Crimson Butterfly» на всё той же «Wii». Вплоть до последней на данный момент «Fatal Frame: Maiden of Black Water» культовый хоррор преследует тяжкий бич плагиата самой себя, японцы создали совершенно новую подачу кошмара, но не смогли произвести революцию в жанре. А жаль, ведь всё начиналось так многообещающе. В любом случае мы благодарны «Tecmo» за возможность взглянуть на жуткий мир через объектив фотокамеры. Серия «Fatal Frame» оставила неизгладимый след в наших сердцах, она по-прежнему пугает и, как говорится, раз боимся – значит уважаем.
Комментариев: 0 RSS