DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Вой за спиной

Фразу «собака – друг человека» слышал, наверное, каждый из нас. Но порой она может стать и самым настоящим оружием, безжалостным и неумолимым. Собаки-убийцы – явление отнюдь не редкое как в литературе, так и в кинематографе. Но сегодня мы поговорим не о безликой своре одичалых псов, почувствовавших запах крови и страх двуногой жертвы. Сегодня нас ждет встреча со своего рода аристократом, перед которым даже могучий Куджо почтительно опускает голову. Слышите этот протяжный вой с болот? Видите, это зеленоватое свечение? Она приближается. Не делайте резких движений, не поворачивайтесь спиной и уж конечно не вздумайте бежать.

Хороший детектив – темный детектив. И в этой тьме читателю или зрителю должно быть нелегко разглядеть не только главного злодея, но и его природу, его сущность. Писатели уже давно успешно скрещивают детектив с мистикой, создавая из антагониста некий инфернальный образ, окруженный тайной и огненной аурой. Таким путем пошел и великий Артур Конан Дойл, когда писал, пожалуй, одну из своих самых известных повестей о Шерлоке Холмсе. История об ужасном проклятии, обрушившемся на род Баскервилей, наверняка знакома каждому, но мало кто догадывается, сколько экранизаций она породила.

Германия

Первыми «спустили с цепи» собаку Баскервилей еще в Германской империи в 1914 году. Это было черно-белое немое кино под названием Der Hund von Baskerville, которое сейчас вряд ли кого-то заинтересует. Но в те годы проект оказался успешным и почти сразу же получил несколько продолжений. Естественно, это был очень вольный пересказ первоисточника, в котором даже отказались от незаменимого компаньона Холмса, доктора Ватсона.

Германский рейх также посчитал историю достойной экрана и в 1937 году явил миру свою версию. Нацисты не постеснялись грубо перекроить сюжет и самих персонажей. В итоге вышло настолько неудобоваримо, что воспринимается фильм с трудом. Естественно, что сцены с собакой, требующие определенных технических особенностей – самое слабое место. Разглядеть животное практически невозможно, и если зритель вдруг моргнет в самый ответственный момент, то и вовсе все пропустит.

После этого «фиаско» в Германии еще лишь единожды сделали постановку повести для телевидения – в 1955 году. Фильм не получил широкого распространения, так что даже всемогущий Интернет не в силах выудить работу Фрица Умгельтера из тьмы прошедших десятилетий.

Великобритания

Туманный Альбион, родина мистера Холмса, хоть и уступил пальму первенства, но взял количеством. За почти сто лет в Соединенном Королевстве сняли одиннадцать экранизаций. Первая из них появилась в 1921 году, и Шерлок в исполнении Эйла Норвуда, как и сам фильм, удостоился высоких похвал от самого Конан Дойла, которому посчастливилось увидеть экранизации своих произведений еще при жизни. В плане качества фильм ушел недалеко от первых немецких работ. Правда, англичанам и в голову не пришло вырезать немаловажную роль Ватсона из сюжета.

В 1959 году за дело берется студия Hammer Films, от которой в те годы зрители ждали исключительно фильмов ужасов с какими-нибудь монстрами на первых ролях: «Проклятие Франкенштейна» (1957), «Дракула» (1958), «Мумия» (1959) и все в таком духе. «Собака Баскервилей», казалось бы, сулит зрителю нечто подобное, но мимолетная сцена сражения с псом не оправдала ожиданий. К тому же сюжет картины знатно «поиздевался» над оригинальной повестью. Например, возвел в ранг главного злодея не Стэплтона, а его дочь Сесил!

Кстати, сама студия продолжала успешную деятельность вплоть до середины 70-х, пока окончательно не обанкротилась. А чуть позже была выкуплена и перед финальной агонией успела приложить руку к паре неплохих работ - «Впусти меня. Сага» (2010) и «Женщина в черном» (2012).

Самой же худшей экранизацией бессмертного произведения можно по праву назвать «Собаку Баскервилей» 1978 года, снятую Полом Моррисси, в которой режиссер извращается как может. Ужасов здесь почти нет, зато второсортной комедии и дикого треша хоть отбавляй. Будучи американцем, Моррисси пытается играть в тонкий английский юмор, и когда у него это ожидаемо не выходит, бесцеремонно скатывается в похабщину. Смотреть это творение не стоит не только из уважения к Конан Дойлу и Холмсу, но и к самой Собаке Баскервилей.

Далее, в качестве реабилитации перед великим писателем, в 1982 и 1983 годах друг за другом идут две достойные экранизации. Каждая позволяет себе некие вольности по ходу сюжета, но самое главное, что обе прекрасно передают дух книги и смотрятся с живым интересом. Любопытно, что ключевая сцена встречи с кровожадной псиной в финале фильма реализована в каждом случае по-разному. Если Питер Дагид в 1982 году сделал ставку на рваный монтаж и крупные планы, то Дуглас Хикокс сумел поставить чуть более убедительную и зрелищную сцену сражения с клыкастой бестией.

Самая свежая самостоятельная экранизация от земляков Конан Дойла – работа Дэвида Эттвуда 2002 года. Шерлока Холмса здесь играет Ричард Роксбург, знакомый зрителю по роли Дракулы в фильме «Ван Хельсинг» (2004). Картина вышла достойной, интересной, но без изюминки. В кои-то веки для создания собаки использовались компьютерные технологии. Реалистичность, конечно, пострадала, но скромный бюджет и прямое попадание на телевизионные экраны другого и не предусматривали. В любом случае фильм оставляет после себя приятное послевкусие старой Англии.

США и Австралия

Американцы сняли всего два полноценных фильма по повести Конан Дойла. Первый из них, черно-белый, вышел в 1939 году. Работа получилась довольно интересная и, что самое главное, в состоянии увлечь зрителя даже спустя 82 года. Сидней Лэнфилд постарался создать максимально гнетущую атмосферу: густой туман, кладбища с кельтскими крестами и массивными надгробиями, мрачные пещеры и, конечно же, большая голодная собака, которую не убить с одного выстрела.

Барри Крейн, ответственный за экранизацию 1972 года, имея больше технических возможностей, увы, снял картину не в пример слабее. С ужасами, как и с самой атмосферой, дела обстоят откровенно плохо. К образу собаки художники-постановщики подошли безо всякой фантазии. Животное воспринимается в лучшем случае как средних размеров волк. А финальная сцена, где она бросается на своего хозяина и вместе с ним то ли погибает, то ли нет, и вовсе обескураживает своей мимолетностью, недосказанностью и совершенно не впечатляет. Режиссер не поленился вставить свои «пять копеек» и в сюжет. Так, Холмсу, чтобы узнать в старом портрете Хьюго Баскервиля, приходится сдирать с него вторую «кожу»: злодей Стэплтон искусно нанес на картину второй слой бумаги, придав сходства с доктором Мортимером.

В далекой Австралии также заинтересовались легендарной собакой, но фильм снимать не стали, а сделали в 1983 году полнометражную анимацию. Сюжет практически нога в ногу идет с повестью, лишь изредка позволяя себе немного попетлять. Мультфильм получился интересный, но не сильно мрачный, беря в расчет то, что основной аудиторией все же будут дети. Тем не менее надо отдать должное художникам, которые сумели изобразить пса настоящим монстром, благо рисованная анимация позволяла разгуляться там, где буксовало игровое кино.

СССР

Для отечественного зрителя, безусловно, самой лучшей экранизацией повести была и остается картина Игоря Масленникова 1981 года, а Холмс и Ватсон в исполнении Василия Ливанова и Виталия Соломина – по сути, канонические образы. Вообще актерский состав фильма заслуживает отдельных аплодисментов. Никита Михалков, Олег Янковский, Рина Зеленая, Светлана Крючкова просто гениальны в своих образах, и именно их игра заставляет зрителя вновь и вновь пересматривать великую классику. Кстати, можно заметить некоторую схожесть отдельных персонажей из упомянутого выше австралийского мультфильма с образами из нашего кино. Уж не советской ли экранизацией вдохновлялись заокеанские творцы?

Масленников крайне бережно обходится с сюжетом Конан Дойла, избегая всякого рода «фантазий на тему». Отступления есть лишь в незначительных нюансах. При этом режиссер не сухо следует событиям истории – он любовно дополняет ее новыми деталями и выстраивает потрясающую атмосферу. Она настолько мощная, тревожная и местами по-настоящему пугающая, что ей может позавидовать и чистокровный фильм ужасов. При этом Игорь Федорович не забывает и о знаменитом на весь мир английском юморе, которого в повести как бы и нет. В фильме же мы не раз улыбнемся, наблюдая за сэром Генри, а фраза Бэрримора «Овсянка, сэр!» уже давным-давно ушла в народ.

Но это не единственная экранизация «Собаки Баскервилей» в Союзе. Ровно за десять лет до шедевра Масленникова вышел двухсерийный телеспектакль в постановке Антонины Зиновьевой. Малоизвестная картина более двадцати лет пролежала в архивах Гостелерадиофонда, и отечественный зритель смог увидеть ее вновь лишь в XXI веке. Работа Зиновьевой – это качественная скрупулезная постановка оригинала. Да, Холмс здесь выглядит не таким харизматичным, как в исполнении Ливанова, но все же актеры держат высокую планку. Особенно радует Стэплтон в исполнении будущего Сталкера, Александра Кайдановского. Фильму явно не хватает хороших декораций или съемок на натуре, так что атмосфера сильно проседает и ощутить ужас перед инфернальным псом, у которого экранного времени считанные секунды, здесь, увы, не получиться.

Сериалы

Повести о Холмсе – это сам по себе уже идеальный сериал. В 1984 году в Великобритании вышел первый сезон приключений талантливого детектива, за которым последовало еще три. Сюжет с собакой Баскервилей лег в основу заключительной серии второго сезона, которую показали по ТВ в августе 1988 года.

С началом нового тысячелетия мода на интеллектуальность начала набирать обороты, и образ великого сыщика вновь переосмыслили уже в современных реалиях. Так, в 2010 году появился «Шерлок» (2010-2017) с лицом Бенедикта Камбербэтча. Собака Баскервилей выходит на охоту во втором эпизоде второго сезона. Стоит ли говорить, что сюжет не имеет ничего общего с повестью классика? Собака (простите за каламбур) зарыта здесь совсем в другом месте, где-то в районе военной исследовательской базы… Тем не менее встреча с клыкастым монстром, далеко не идеально выполненным с помощью компьютерной графики, зрителю гарантирована.

«Элементарно» (2012-2019) – еще один сериал, который в угоду современным нравам значительно видоизменяет образ отца дедукции, да и сами истории Конан Дойла. Теперь Холмс – бывший наркоман, а Ватсон – женщина с азиатской внешностью Люси Лью. Собака Баскервилей в шестнадцатом эпизоде четвертого сезона, на которую намекает нам описание, на поверку оказывается совсем не собакой. Создатели сериала пошли еще дальше, чем их коллеги из «Шерлока», и даже собаку заменили бездушным роботом. Так что все это стало уже совсем другой историей.

* * *

В этом году исполнится ровно 120 лет с момента первой публикации повести Артура Конан Дойла. Образ, созданный им так давно, продолжает впечатлять, пугать и вдохновлять все новые и новые поколения – как читателей, так и зрителей. И будем надеяться, что адский пес еще не раз выйдет на прогулку по своим владениям, а его огненный взор не скроет даже самый густой туман.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)