DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Лучший Дракула всех времен

Дракула / Dracula

Великобритания, 1958

Режиссер: Теренс Фишер

Сценарий: Джимми Сэнгстер

В ролях: Кристофер Ли, Питер Кушинг, Майкл Гоф, Мелисса Стриблинг, Кэрол Марш, Ольга Дики

Похожие фильмы:

  • «Дракула Брэма Стокера» (1992)
  • «Граф Дракула» (1970)

Кого бы ни попросили назвать лучшего Дракулу за всю историю киновоплощений этого персонажа – чаще всего называют именно Кристофера Ли, который, кстати, сам не очень-то любил эту свою роль. В частности, во многих фильмах цикла ему не нравились сценарии, и он просто отказывался произносить свои реплики. Но… как бы то ни было: что же делало его исполнение этой роли уникальным? Почему именно он – лучший? Чтобы понять это, проще всего обратиться к истокам: самому первому фильму, где британский аристократ сыграл карпатского кровососа.

Итак, британская студия «Hammer» только начала возвращать на экраны классических монстров, которых в свое время прославила «Universal». Причем начали они, в отличие от американских предшественников, с «Франкенштейна». Успех «Проклятия Франкенштейна» сделал неотвратимым появление и других персонажей такого рода – тут-то и пришло время Дракулы. Снимать новую экранизацию классики Стокера решили примерно той же командой: режиссер Теренс Фишер, актеры Кристофер Ли и Питер Кушинг – «золотой состав» студии, который создаст большинство ее хитов.

«Дракулу» 1958 года в США прокатывали как «Ужас Дракулы» и под этим названием его иногда знают и в России. Причины такого переименования довольно любопытны: дело в том, что в американских кинотеатрах на тот момент все еще показывали «Дракулу» с Белой Лугоши – картина 1931 года все еще пользовалась успехом и прокатчики побоялись путаницы.

Скорее всего, именно для того, чтобы избежать трений с «Universal» и сам фильм решили делать довольно далеким от оригинала: к примеру, Джонатан Харкер здесь – никакой не агент по недвижимости, а охотник на вампиров, который целенаправленно приезжает, чтобы покончить с Дракулой. Причем притворяется… библиотекарем, которого как раз собирался нанять себе граф.

Впрочем, трактовка главных героев здесь получилась еще интереснее. Ван Хельсинг, к примеру, здесь не совсем походит на привычного нам старого и мудрого ученого: ближе к финалу у них с Дракулой даже будет самая что ни на есть кулачная потасовка. Образ самого кровососа в исполнении Ли стал сложнее: Лугоши, венгерский актер-эмигрант явил на экранах элегантного, немного экзотического аристократа. Настоящий британский аристократ Кристофер Ли (потомок самого Карла Великого, как считается) сыграл Дракулу несколько разнообразнее: в одних эпизодах он - молчаливая, мрачная фигура, в других – аристократ, но не приятно-элегантный, как у предшественника, а холодный и загадочный. И при этом время от времени эти «внешние слои» в характере графа соскальзывают и наружу вырывается практически животное, хищник, каким и подобает быть вампиру. Причем, в отличие от сюжета фильма как такового, подобная трактовка персонажа неплохо согласуется и с текстом самого Стокера.

Современному зрителю посмотреть фильм любопытно по еще одной причине: Артура Холмвуда здесь сыграл Майкл Гоф, памятный большинству зрителей по роли дворецкого Альфреда в фильмах Тима Бёртона о Бэтмене. Актер, кстати, весьма примечательный: он же снимался и, например, у классика британского авангарада Дерека Джармена (в «Караваджо» и «Витгенштейне»).

Ну и, разумеется, как и во всей продукции «Hammer» золотого века, притягивает фильм еще и своим внешним видом. Одним из козырей студии в борьбе с классикой «Universal» был цвет и его использовали по полной: красивейшие декорации, костюмы, весьма атмосферная и изысканная операторская работа – все это присутствует во всей красе. Современному российскому зрителю, правда, такое визуальное пиршество может отчасти напомнить… киносказки Роу и Птушко, но тем не менее этот фильм до сих пор смотрится завораживающе. Другой разговор, что ритм, характерный для картин той эпохи, все-таки требует, чтобы зритель настроился на просмотр. Но стоит сделать небольшое усилие и проникнуться его теплом и атмосферой, как вы поймете, почему именно этот «Дракула», с Кристофером Ли, до сих пор занимает первое место.

А вот самой точной экранизацией Стокера, к слову сказать, считается фильм Хесуса Франко «Граф Дракула» («Nachts, wenn Dracula erwacht», 1970) – и главную роль там, вы не поверите, сыграл… Кристофер Ли. Посмотрите, как-нибудь, для сравнения – и убедитесь, что британский актер там предстал в образе несколько иного Дракулы.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)