DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Воплощение идеала

Идеальность (роман)

Автор: Александр Матюхин

Жанр: триллер

Издательство: АСТ

Серия: Самая страшная книга

Год издания: 2022

Похожие произведения:

Мы живем в мире, который никак не назовешь идеальным. Вооруженные конфликты, пандемии, стихийные бедствия — список можно продолжать долго. И в то же время мелочи, из которых состоит большая часть жизни, также способны служить доказательством неидеальности человеческого бытия. Пейзаж в окне порой может нагонять тоску, окружающие люди — не понимать нас и злить. Даже приготовленный с безмерным старанием торт может внезапно оказаться далеким от того, что обещал рецепт.

Идеала не существует. Зато есть люди, которые в это не верят. Порой они готовы заплатить любую цену, чтобы доказать свою правоту и даже собственную «идеальность». Таких вот идеалистов не остановят на пути нормы морали или родственные узы, если они не вписываются в их собственную концепцию «идеальности».

И что особенно страшно: такой человек может появиться там, где с точки зрения общественности его быть не должно. Едва ли кто-то заподозрит, к примеру, благодушную с виду пенсионерку в том, что она пленит и мучает бездомных в подвале, свято веря при этом в правильность собственных действий.

Пример выше не имеет связи с сюжетом «Идеальности», но некоторым образом отражает одну из самых пугающих ее составляющих. Александр Матюхин в своем романе хирургически точно препарирует логику действий человека, стремящегося к идеалу во всем и всегда. Не демонизирует его образ, не пытается давать прямых оценочных суждений, но сухо и точно протоколирует жизнь женщины, для которой собственная идеальность стоит на непоколебимом пьедестале. Вот только за этот пьедестал приходится бороться, и бороться с остервенением.

Другой важной составляющей «Идеальности» является то, с какой аккуратностью и скрупулезностью автор подошел к подбору социально значимых проблем, отраженных в романе. Наркомания и порнография, домашнее насилие и измены, алкоголизм и психические травмы — все это к концу романа, благодаря вниманию к деталям, складывается в крайне убедительный и мрачный пазл. И именно благодаря этому калейдоскопу бытовых ужасов возникает важнейший контраст: ты можешь не сниматься в фильмах для взрослых, не изменять супругу, не употреблять наркотики и алкоголь... но так и не достичь заветной идеальности.

Отличительной особенностью романа служат персонажи. Основной массив текста демонстрирует нам женщин, в частности главную героиню, Леру. Призраки страшного прошлого, полного ошибок и страданий, начинают один за другим вторгаться в ее жизнь, и времени на размышления нет: проблем становится все больше, их снежный ком стремится раздавить девущку.

И вот тут кроется важное жанровое отличие: перед нами роман-триллер, а не роман ужасов. И потому нам показывают не хроники распада личности, не постепенное погружение в безумие: именно то, как Лера справляется с подступающим кошмаром, и становится одной из двух сюжетных осей романа. Весь фокус в том, что основная часть психических сломов здесь случилась задолго до основных событий, и даже они едва ли привели к безумию персонажей в самом хаотичном смысле этого слова. Нет, перед нами вполне адекватные люди, по крайней мере, вполне сознающие себя и отдающие отчет в том, что именно происходит вокруг.

Хотя усомниться в подобном восприятии можно благодаря второй оси сюжета — дневниковым записям старшей сестры Леры, Наты. Именно ее образ черной тенью нависает над главной героиней на протяжении всего романа, образ «идеальный» и оттого пугающий. Полярность двух сестер возведена едва ли не в абсолют, но автор изящно удерживается на грани, за которой лежит гротеск. Придумывать достоверные женские образы Матюхину доводилось и раньше в многочисленных рассказах, но в романе было где развернуться, и отчасти поэтому результат можно считать одним из лучших. Отчасти, потому что достигается такой успех вовсе не глубоким погружением в психологию среднестатистической женщины, но на контрапункте совершенно нетипичных жизней, вобравших в себя колоссальное количество боли и драмы. Обстоятельно и уверенно автор ведет нас через события, в которых далеко не каждый человек сумел бы сохранить рассудок и в которых едва ли кто-нибудь захотел очутиться.

Образы мужских персонажей здесь в каком-то смысле архетипичны, местами даже скупы. Могущественный отец, поднявшийся в девяностые; ничтожный, поколачивающий жену муж; наивный изменник, не замечающий истинного положения дел; клубный бизнесмен с сомнительной репутацией. Каждый мужской характер здесь представлен скорее той «червоточиной», препятствующей идеальной жизни, и хотя на фоне героинь-женщин грехи мужчин откровенно меркнут, не заметить эту закономерность сложно. Исключение составляет друг главной героини, безрассудно и бескорыстно бросающийся на помощь. Хотя и он, разумеется, далек от «идеальности» и в его биографии есть место депрессивному несовершенству мира.

Все авторские решения здесь оправданы сюжетом и не ставят целью очернить представителей какого-либо пола или социальной группы. Они, скорее, показывают, насколько сильно может ухудшить жизнь стремление к полумифическому, выдуманному кем-то идеалу, к несуществующему образу, в который может верить ваша улыбающаяся соседка... или старшая сестра.

Стоит ли читать «Идеальность» любителям хоррора? Да: здесь достаточно саспенса и сюжетных поворотов, которые могут впечатлить читателя и без грамма мистики. Стоит ли читать «Идеальность» фанатам крепких детективных сюжетов? Да: лонг-лист национальной премии «Русский детектив» на это недвусмысленно намекает. Стоит ли читать «Идеальность» ценителям качественной современной русской литературы?..

Думаем, вы сами знаете ответ.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)