Будь моей сестрой (антология)
Составитель: Анастасия Иванова
Жанр: хоррор, мистика, магический реализм
Серия: Потустороннее
Издательство: АСТ
Год издания: 2023
Похожие произведения:
- «Колдовство» (антология)
- «13 ведьм» (антология)
- «Страшная общага» (антология)
В конце 2023 года в недрах редакции «Астрель-СПб» родилась новая серия — «Потустороннее». Ценители темного жанра сразу навострили уши, ведь именно «Астрель» давно и успешно поставляет читателям качественный хоррор, а тут еще и знакомые по «Самой страшной книге» авторы в списке, и название говорящее. В общем, пройти мимо было решительно невозможно.
Честь открыть серию выпала антологии «Будь моей сестрой». Под одной обложкой тут притаились пятнадцать авторов и шестнадцать рассказов о столкновении с необъяснимым. Жанровая палитра — от классических деревенских страшилок до магического реализма. На уровне концепта все выглядело любопытно. Что же вышло на деле? Давайте разбираться.
Путешествие в потустороннее стартует с рассказа Ольги Апреликовой «Черту кочерга», через который поначалу приходится буквально продираться. Он тяжеловат стилистически, тяжелый и по наполнению — больно уж плохо все у главной героини, девчушки по прозвищу Орька. Вплоть до того, что могилу для матери приходится самой копать в мерзлой земле. Будь перед нами реализм, точно обозвали бы чернухой, но фольклорно-мистические мотивы вытягивают историю из депрессивного болотца, к стилю со временем привыкаешь и уже с интересом следишь за судьбой Орьки. И девчушка, конечно, оказывается не так проста.
Фольклорно-сказочным послевкусием отличается и рассказ Ольги Кузьминой «Будь моей сестрой» о дружбе мальчика с русалкой. Он более современный, легкоусвояемый, но от истории, подарившей книге название, ждешь немного больше. Здесь же у нас все слишком просто, да и заканчивается как раз там, где по ощущениям должно начаться самое интересное.
Интересное утаил и Александр Можаев в неплохом рассказе «Матрена Ивановна», не став в финале раскрывать секрет страшной старухи, чующей смерть. Что ж, автор в своем праве, ну а читателю никто не мешает спустить фантазию с поводка и самому ответить на повисший в воздухе вопрос. Зато Алексей Провоторов в «Молоке» расставил все точки над Ё, а заодно погрузил любопытствующих в фирменную деревенскую атмосферу — со страшным лесом, колдовством, неведомой зверушкой и запахом пепла. Получилось здорово.
Перечисленные рассказы неплохо сочетаются друг с другом и могли бы войти в условный сборник о темных чудесах в колоритной глуши, но в книге есть и другие пересечения. Например, тема войны. Она отражается в глазах отдельных персонажей, мелькает за кадром в одних историях и выходит на первый план в других. К этой категории можно отнести занятный коротыш «Кука» Александра Кудрявцева и «Симфонию Шоа» Германа Шендерова. Последняя повествует о немецком видеоблогере и его пожилом соседе-еврее, который пережил ужасы концлагеря, а теперь задумал нечто нехорошее. История страдает от предсказуемости, но скроена ладно. А ярче и громче всех в «военном» блоке звучат «Скворцы» Надежды Гамильнот и Евгения Абрамовича — грустный, вязкий, как ночной кошмар, рассказ об изломанной психике. И образ птиц здесь — один из самых ярких и запоминающихся в антологии.
Конечно, в любой разноплановой подборке есть истории, что называется, для фона. Здесь это «Муха в янтаре» Светланы Волковой, а также дуплет «Оливер» и «Яблочный Джим» (автор — Саша Герцберг). Книгу они ни в коем случае не портят, но и не задерживаются в памяти после прочтения. В отличие от двух детективных квестов «Город, который есть» (Елена Маючая) и собственно «Квест» (Реми Эйвери). В первом читателю предстоит разгадать тайну странного города, а во втором вместе с героиней отправиться на поиски пропавшего мужа сквозь реальность. И скучать во время этих процессов вам не придется.
Оставшиеся рассказы антологии можно выделить в категорию «производственных» — нас погружают в детали определенной профессии, причем довольно подробно, но и потустороннего не забывают подкинуть. В меньшей степени это относится к «Дуболомам» Станислава Романова, где парочке незадачливых работяг просто не повезло нарваться на колдуна. Рубить деревья — дело нехитрое, но разве могли герои представить, что сами начнут деревенеть после того, как уничтожат старый дуб?.. Автор не гонится за оригинальностью, а рассказывает очередную историю о проклятии и мести, но делает это умеючи и довольно жутковато. Местами вышел прямо-таки деревянный боди-хоррор.
Ирина Невская в рассказе «Фулл-хаус судьбы» приглашает читателя на экскурсию в казино. Это отдельный мир со своими законами и правилами. К нему очень хочется прикоснуться, его хочется изучить, и автор дает такую возможность, со знанием дела увлекая за собой, показывая работников и завсегдатаев в естественной среде обитания и попутно обучая читателей игровой терминологии. Человеку со стороны, не знакомому с индустрией, и такого дня открытых дверей могло хватить для счастья, но Невская не ограничивается прорисовкой декораций, а вписывает в них яркую самобытную историю, от которой не оторваться. Одно из украшений антологии.
Не менее подробно в рассказе «Внутри» нас знакомят с профессией спасателя. Оно и не удивительно, если знать, что в авторах Дмитрий Костюкевич и Алексей Жарков, известные специалисты по проработке матчасти. Их герой Сергей прибывает в разрушенный землетрясением поселок, чтобы отыскать жену и сына, но проблема не только в физических разрушениях. История вышла непростая, немного депрессивная, с перекосом в драму, но все же симпатичная.
И напоследок — еще одна жемчужина книги, рассказ «Оранжерея» (Яса Чарлан). Удивительно атмосферная история о странной женщине, работающей с растениями. Она целыми днями пропадает в городской оранжерее, потому что иной жизни у нее толком и нет. С людьми она почти не общается, а вот растения — другое дело. Она понимает их, она чувствует их, и те отвечают взаимностью. Эта связь кажется диковинной дружбой, но на самом деле она может привести к страшным последствиям. Рассказ привязан к одной локации и не слишком событиен, но обладает каким-то гипнотическим эффектом погружения. Ночная оранжерея с «дышащими» растениями до сих пор перед глазами. Да и развитие сюжета не подкачало, все логично и правильно. Зачет.
Итак, первую антологию серии «Потустороннее» можно считать состоявшейся. Авторы не ударили в грязь лицом и представили на суд общественности вполне достойную подборку рассказов. Возможно, кому-то не хватит чистокровного хоррора — жести тут действительно немного. Упор скорее на мистику и магреализм, по настроению ближе к историям из «Страшной общаги». Но как знать, что придет в нашу реальность с той стороны в следующий раз?.. Ждем новых книг.
Комментариев: 0 RSS