Салемские вампиры / Salem's Lot
США, 1979
Жанр: ужасы, мистика, экранизация
Режиссер: Тоуб Хупер
Сценарий: Пол Монаш, Стивен Кинг
В ролях: Дэвид Соул, Джеймс Мейсон, Лэнс Кервин, Бонни Беделиа, Лью Эйрз, Джули Кобб
Похожие фильмы:
- «Участь Салема» (2004)
- «Возвращение в Салем» (1987)
- «Томминокеры» (1993)
Салем Лот – маленький тихий городок, где жители знают все друг о друге, ведь они столько лет живут бок о бок. Они ходят в одну церковь, лечатся у одного врача, они учились в одной школе у одних и тех же учителей, а теперь там учатся их дети и внуки. У жителей практически нет секретов друг от друга, потому что секреты здесь сохранить очень трудно. И каждый чужак здесь виден сразу как на ладони. Писатель Бен Мейрс приехал в Салем, городок своего детства, чтобы написать о нем книгу. О нем и о своем страхе, который связан с домом Марстена, куда он влез ребенком, вместе с другими детьми. То, что он там увидел, вселило ужас в его душу и навсегда оставило зарубки в его памяти. Теперь он хочет написать книгу, выплеснуть весь свой страх в нее, чтобы освободить себя от этого липкого ужаса, который столько лет не дает ему спокойно жить.
В Салеме он как бы не чужой, ведь он вырос тут, многих помнит, многие помнят его. Но он уже и не свой, ведь за время его отсутствия городок жил своей жизнью, как и его обитатели. А Бен был далеко, многое изменилось и в нем тоже, и его детские воспоминания уже не связывали писателя с теперешними жителями Салема. Для них он уже чужак.
Все пошло не так с самого начала. Дом Марстена, который он хотел снять и договорился об этом в агентстве, был продан антиквару Страйкеру, и теперь тот готовился открыть в доме свой магазин. А еще с приездом Бена начали пропадать люди в этом спокойном городке. Дети и взрослые. Некоторых находили мертвыми. Некоторых не смогли найти. Но самое ужасное случилось потом, когда мертвые стали возвращаться к живым – за живыми. И соотношение живых и мертвых в Салеме стало быстро меняться не в пользу пока еще живых.
Режиссер Тоуб Хупер, недавно ушедший от нас, снял экранизацию второго романа Стивена Кинга «Жребий Салема» для телевидения. Но даже трехчасовой хронометраж не смог вместить в себя все сюжетные линии и всех героев романа, хотя Хупер старался придерживаться сюжета книги. И он нашел правильную формулу: внести необходимые изменения в историю, но сохранить сам дух мистического вампирского романа, его атмосферу, перенеся на экран то состояние тайны и ужаса, постепенно наползающее на город из темноты, поселяющееся в сердцах, умах, душах его жителей. Хупер явственно передал это ощущение абсолютного зла, превращающего жителей в монстров одного за другим, и всю беззащитность людей перед этим надвигающимся злом и ужасом. Ужасом даже не перед смертью, а перед вечной «нежизнью», что для многих страшнее, чем просто умереть.
Все это Хуперу удалось блестяще, даже не прибегая к особым спецэффектам, а лишь грамотно выстраивая сюжет и мизансцены, заполняя их великолепной тревожной, тягучей, звенящей музыкой, которая во многом и создавала ту самую атмосферу неотвратимой беды, придавившей город. Сцены, когда дети-вампиры со светящимися зеленью глазами в клубах тумана подлетают к окнам своих бывших друзей, скребутся в стекла, прося впустить их внутрь, и сегодня выглядят очень впечатляюще и страшно, заставляя зрителя представлять себя на месте персонажей, противостоящих ужасу, от которого в жилах стынет кровь, а по спине бегут мурашки.
При этом Тоуб Хупер уделил много внимания тому посылу, который подчеркнул в романе и Стивен Кинг: защитить от зла, победить его поможет только вера, истинная вера в то, что Бог не оставит без защиты твою душу. Если есть эта вера, то даже две палочки, сложенные крестом отпугнут вампира, не дадут ему приблизиться к тебе. Но если веры в сердце нет, то даже церковный крест в руках священника превращается в пустую безделушку, которая пугает вампира и защищает от него не больше, чем пластмассовая погремушка в руках младенца. Не зря Страйкер в этой сцене презрительно называет священника шаманом. Если место веры в душе занимает страх, то любой религиозный атрибут становится просто куском дерева или железа. Именно истинная внутренняя вера дает силу и молитве, и распятию, и крестному знамению. Без нее слова молитвы не будут услышаны тем, к кому они обращены, и лишь рассмешат того, от кого они призваны защищать. Вампир боится не простых палочек в руках мальчика Марка, сложенных крестом и прожигающих кожу вампира – он боится веры в его душе. Об этом писал в книге Кинг, и на этом сакцентировал особое внимание в своем фильме Хупер.
Образ вампира заимствован из классического фильма Фридриха Мурнау «Носферату, симфония ужаса». В итоге вампиры Салема предстают вселяющими ужас монстрами, коими они и были выведены в готическом хорроре. В наше время этот образ совершенно извращен всякими «Сумерками» и иже с ними, где вампиры – это трепетные бледные красавчики, благородные и отважные. Тут же зло выглядит именно злом.
Даже в человеческом облике антиквара Ричарда Страйкера в исполнении актера Джеймса Мейсона есть что-то потустороннее, неуловимо жуткое – в его взгляде, вкрадчивом голосе, мимике и пластике. Великолепная актерская работа! Чем-то это напоминает образ барона Треча (Черта) в исполнении Павла Кадочникова из «Проданного смеха». Передать движением бровей и взглядом энергетику инферно с экрана от актера к зрителю – это редкий актерский талант и способность раскрыть характер персонажа даже без слов. Дэвид Соул (писатель) и Лэнс Кервин (мальчик Марк Петри) не столь ярки в своих ролях, но персонажей своих отыграли очень хорошо, и их образы тоже запоминаются.
Экранизаций произведений Стивена Кинга много. Удачных среди них намного меньше. Фильм Тоуба Хупера относится именно к последним, особенно если сравнивать его с более поздней «Давилкой». В «Салемских вампирах» соединились режиссерский талант Хоупа, сохранивший самую суть и атмосферу литературного первоисточника, удачный подбор актеров, воплотивших героев одного из лучших романов Стивена Кинга на экране живыми и настоящими, и саундтрек за авторством Гарри Сукмана, написавшего для фильма просто потрясающую музыку.
«Салемские вампиры» входят в список «500 лучших фильмов ужасов» по версии пользователей сайта IMDb. Наряду с «Техасской резней бензопилой» и «Полтергейстом», «Салемские вампиры» стали одним из лучших фильмов Тоуба Хупера, его значимым вкладом в развитие жанра и подарком всем любителям Стивена Кинга.
Комментариев: 0 RSS